Чтение аятов 116-117 суры «аль-Бакара» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.

﴾ سورة البقرة ﴿

Сура «аль-Бакара» /Корова/

Аяты 116-117: Отвержение ложных слов о том, что у Аллаха есть сын

116. Они сказали: «Аллах взял Себе сына». Пречист Он! Напротив, Ему принадлежит то, что на небесах и земле. Ему одному все покоряются.

﴿116﴾ وَقَالُوا اتَّخَذَ اللَّهُ وَلَدًا سُبْحَانَهُ بَل لَّهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ كُلٌّ لَّهُ قَانِتُونَ‬

117. Он — Первосоздатель небес и земли. Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!», как это сбывается.

﴿117﴾ بَدِيعُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَإِذَا قَضَى أَمْرًا فَإِنَّمَا يَقُولُ لَهُ كُن فَيَكُونُ‬

Тафсир шейха Мухаммада ибн Салих аль-’Усаймина

Тафсир шейха Мухаммада ибн Салих аль-’Усаймина

116. Они сказали: «Аллах взял Себе сына». Пречист Он! Напротив, Ему принадлежит то, что на небесах и земле. Ему одному все покоряются.

﴿116﴾ وَقَالُوا اتَّخَذَ اللَّهُ وَلَدًا سُبْحَانَهُ بَل لَّهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ كُلٌّ لَّهُ قَانِتُونَ‬

117. Он — Первосоздатель небес и земли. Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!», как это сбывается.

﴿117﴾ بَدِيعُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَإِذَا قَضَى أَمْرًا فَإِنَّمَا يَقُولُ لَهُ كُن فَيَكُونُ‬

«Они сказали: «Аллах взял Себе сына». То есть сказали христиане, иудеи и многобожники: «Аллах взял себе сына». Иудеи сказали, что ’Узайр (Ездра) сын Аллаха, христиане сказали — «Христос (Иисус) сын Аллаха». А многобожники сказали, что ангелы — дочери Аллаха. Всевышний Аллах очистил Себя от всего этого, сказав: «Пречист Он!»

Пречист от того, чтобы Ему приписывали ребенка, так как Он богат в Своей сущности и не нуждается ни в ком из Своих созданий. Ведь Он, Пречистый и Всевышний, владеет всеми Своими созданиями.

Как сказал Всевышний, опровергая данное заблуждение: «Напротив, Ему принадлежит то, что на небесах и на земле».

Ведь тот, кто имеет власть над небесами и землей, не нуждается в сыне, и если бы у Него был сын, то он был бы подобен Ему, а в мире нет ничего подобного Всевышнему Аллаху.

«Ему одному все покоряются», то есть, все создания покорны и смиренны перед Ним, так как являются Его рабами, а Всевышний Аллах имеет над ними власть. И это один из доводов разума, разбивающий заблуждение о том, что у Аллаха есть сын.

«Он — Творец», то есть тот, кто создает.

«Слышащий», то есть тот, кто слышит.

«Он — Творец небес и земли», то есть тот, кто их создал без предшествующего подобия.

«Когда Он принимает решение…», то есть когда Он захотел принять решение.

«…решение», то есть решение по какому-то из Его дел, и ни одно из Его дел не является тяжелым для Него.

«то стоит Ему сказать: «Будь!» то есть, когда Он хочет что-то сделать, перед совершением действия Он говорит: «Будь!» — и действия после произнесения этого слова совершаются без промедления. Ему достаточно произнести «Будь» один раз, без повторения, так как это не является для Него трудным.

«как это сбывается», то есть сбывается точно так, как пожелает Аллах. Действие приходит вместе с Его желанием.

Пользы /фауаид/:

  1. В этом аяте разъяснение того, насколько заносчив и преступен человек в том, что он ругает Аллаха. Ведь сказать, что Аллах взял Себе сына, является большим оскорблением в отношении Аллаха!
    Как пришло в достоверном хадисе-кудси: «Налгал на Меня сын Адама и не позволено было ему это, и оскорбил Меня и это тоже было не позволено ему. Что касается лжи на Меня, то это его слова: „Всевышний не воскресит меня, как создал в первый раз“. Ведь не является первое творение для Меня сложнее, чем снова воскресить. А что касается того, как он Меня ругает, так это его слова: „Аллах взял себе сына“. А ведь я Единственный, Самодостаточный, не родил и не был рожден и не было Мне равных никого» Сахих аль-Бухари 4974. И это из величайшей вражды.
    Всевышний Алах опроверг лживое утверждение о приписывании Ему сына с шести сторон:
    Во-первых, Всевышний Аллах сказал про себя, что Он — «Пречист» — «سبحانه», то есть Он выше всех недостатков, и это влечет за собой то, что Он пречист от того, чтобы иметь сына. Так как, заводят сыновей по трем причинам: для помощи, для того, чтобы не нуждаться в людях и для продолжения рода. А Всевышний Аллах пречист от всего этого, а также пречист от того, чтобы кто-то был подобен Ему. Ведь если бы у Него был сын, то сын был бы подобен Ему.
    Во-вторых, в словах Всевышнего Аллаха «Напротив, Ему принадлежит то, что на небесах и на земле». Всеобщая власть Аллаха указывает на то, что Он не нуждается в сыне.
    В-третьих, в словах Всевышнего «Напротив, Ему принадлежит то, что на небесах и на земле». Раб никак не может быть сыном своего хозяина. Как пришло в шариате, если человек купил раба, который оказался его сыном, то он должен освободить его. Поэтому раб никак не может быть сыном своего хозяина.
    Аллах Творец, а все что помимо Него — это Его создания, а как создание может быть сыном Создателя!?
    В-четвертых, в словах Всевышнего «Ему одному все покоряются» указание на то, что все Его рабы покорны и смиренны перед Ним, находятся под Его властью и поклоняются ему, а раб никак не может быть сыном своего господа.
    В-пятых, в словах Всевышнего «Он — Творец небес и земли». Тот, кто способен создать небеса и землю, тот способен создать человека без отца, как сказал Всевышний: «Воистину, сотворение небес и земли есть нечто более великое, чем сотворение людей» Сура «Гафир», аят 57.
    В-шестых, в словах Всевышнего «Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: „Будь!“ — как это сбывается». Тот, кто способен сделать это, способен создать ребенка без отца.
    И этим самым их сомнение, что у Аллаха есть сын, стало недействительным.
  2. Невозможность того, что у Аллаха может быть сын, исходя из этих шести сторон, приведенных выше.
  3. Всеохватываемость власти Аллаха, как это пришло в словах Всевышнего: «Напротив, Ему принадлежит то, что на небесах и на земле».
  4. Подтверждение того, что у Аллаха нет сотоварищей в Его власти.
  5. Всё находящееся на земле и на небесах покорно Всевышнему Аллаху. И под покорностью здесь подразумевается всеобщая покорность, а это смирение перед Его приказами бытия.
    Так как слово покорность используется в двух смыслах: в общем и обособленном.
    Под обособленным смыслом подразумевается смирение поклонения и подчинения, как в словах Всевышнего: «Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя» Сура «аз-Зумар», аят 9, а также в словах Всевышнего: «Она уверовала в Слова своего Господа и Его Писания и была одной из покорных, а также в словах Всевышнего: «О Марьям (Мария)! Будь смиренной перед Господом твоим, падай ниц и кланяйся вместе с теми, кто кланяется» Сура «Али ’Имран», аят 43.
    Под общей покорностью понимается общая подчиненность, охватывающая всех, кто на небесах и на земле, как на это указывается в словах: «Ему одному все покоряются». И даже неверующие попадают под этот смысл, ведь они не могут уйти от решений Аллаха в бытии.
  6. Величие силы Всевышнего в том, что Он создал эти небеса и землю — эти великие создания Аллаха.
  7. Мудрость Всевышнего Аллаха в том, что эти небеса и земля установлены в таком идеальном и удивительном порядке. Сказал Всевышний: «…в творении Милостивого ты не увидишь никакой несообразности» Сура «аль-Мульк», аят 3. И несмотря на громадность этой системы, она не подвержена повреждениям или неполадкам, с течением времени она не приходит в негодность, что еще раз указывает на Его великую мощь и мудрость. Каждая вещь в этой системе работает идеально, одна вещь не стесняет другую, приводя ее в негодность. Напротив, все движется и происходит так, как приказывает Аллах: «и внушил каждому небу его обязанности» Сура «Фуссылат», аят 12.
  8. Указание на то, что у небес есть определенное количество. Так как слово «небеса» пришло в Коране во множественном числе. Всевышний Аллах разъяснил в Коране то, что небеса имеют определенный объем, и это подтверждается Сунной, и все мусульмане единогласны в этом. А не так, как говорят атеисты, что все, что вверху нас — это пустое пространство, у которого нет конца. А что касается земли, то она в Коране упоминается в единственном числе, но Всевышний Аллах указал, что их тоже семь в своих словах: «Аллах — Тот, Кто сотворил семь небес и столько же земель» Сура «ат-Талак», аят 12.
    И как пришло в словах пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Тот, кто отберет у кого-то кусок земли не по праву, в Судный день на него наденут семь земель» Сахих аль-Бухари 3198, Сахих Муслим 4132.
  9. Для Всевышнего Аллаха нет ничего трудного, и ничто не может воспротивиться Его приказу, как на это указывают слова Всевышнего: «Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: „Будь!“ — как это сбывается».
  10. Подтверждение того, что у Аллаха есть речь: «стоит Ему сказать: „Будь!“ — как это сбывается».
  11. Аллах разговаривает той речью, которая слышна: «стоит Ему сказать: „Будь!“ — как это сбывается».
    Слово (له) указывает на то, что эта речь обращена к чему-то. Если бы речь была не слышна, то не было бы смысла обращаться с ней к определенному объекту. И поэтому тот, к кому обращаются, слышит речь Всевышнего, выполняя Его приказ.
  12. Подтверждение того, что речь Аллаха состоит из букв: «كن» — «Будь!» Это слово состоит из двух букв.
    Если кто-то скажет: «Как можно представить это, в то время как мы утверждаем, что нет ничего подобного Ему, а вы говорите, что Его речь состоит из букв и подобна нашей?»
    Мы скажем: «Да из букв, но то, каким образом произносится речь Аллахом, никак не может быть подобно произношению речи Его созданиями. Его звук не подобен звукам Его созданий, а происходит Его речь так, как подобает Его Величию и святости».
  13. Неодушевленные создания также покорны Аллаху. «Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: „Будь!“ — как это сбывается». Этот аят охватывает в себе все: будь это живой или неодушевленный предмет. Если Аллах скажет «Будь», оно непременно произойдет.
  14. Приказы Аллаха выполняются сразу, без промедления. На это указывают слова Всевышнего (فيكون) — «и это сбывается», так как, частица «ف» указывает на последовательность.
Тафсир аль-Багауи

Тафсир аль-Багауи

116. Они сказали: «Аллах взял Себе сына». Пречист Он! Напротив, Ему принадлежит то, что на небесах и земле. Ему одному все покоряются.

﴿116﴾ وَقَالُوا اتَّخَذَ اللَّهُ وَلَدًا سُبْحَانَهُ بَل لَّهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ كُلٌّ لَّهُ قَانِتُونَ‬

«وَقَالُوا اتَّخَذَ اللَّهُ وَلَدًا»

«Они сказали: «Аллах взял Себе сына»». Ибн ‘Амир читал без «و» в начале «قَالُوا۟». Большинство читали: «وَقَالُوا۟ ٱتَّخَذَ ٱللَّهُ وَلَدًا». Эти аяты были ниспосланы в отношении иудеев Медины, которые говорили: «’Узейр сын Аллаха», и также в отношении христиан Наджрана, которые говорили: «Масих (Мессия) является сыном Аллаха». И в отношении арабов-многобожников, которые говорили: «Ангелы являются дочерями Аллаха».

 

«سُبْحَانَهُ»

«Пречист Он!» Он очистил и возвысил сам Себя.

 

«بَل لَّهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ»

«Однако, Ему принадлежит то, что на небесах и на земле», т.е. все являются Его рабами, и всё является Его собственностью.

 

«كُلٌّ لَّهُ قَانِتُونَ‬»

«Ему одному все покоряются». Муджахид, ‘Ата и Ас-Судди сказали: «Под словом «قَٰنِتُونَ» (покорившиеся) имеется в виду «مطيعون» (подчинившиеся)».

‘Икърима и Мукъатиль сказали: «Все признают, что они обязаны перед Ним поклонением».

Ибн Кайсан сказал: «Все свидетельствуют».

И основа слова «القنوت» (подчинение, покорение) в арабском языке — это «القيام» (стояние, выстаивание). Среди ученых было разногласие по поводу этого аята.

Некоторая группа ученых сказали, что здесь подразумевается конкретные, определенные люди. (Здесь действует правило «عام يراد به الخصوص» — Общий текст, который подразумевает конкретизацию – прим. переводчика»).

Мукъатиль сказал: «Под словом все «كل» подразумеваеются ‘Узейра, ‘Ису и на ангелов».

От ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, передается, что он сказал: «Здесь подразумеваются только те, кто подчиняется Аллаху, а не все люди».

Другие же ученые сказали: «Постановление этого аята относится ко всем созданиям без исключения. Потому что слово «كل» охватывает собой всё, и никто и ни что не выходит за рамки этого слова».

Также говорится в тафсире: «Под словом «قَٰنِتُونَ» (покорившиеся)  имеются ввиду «مذللون» (смиренные) и «مسخرون» (подчинившиеся) тому, для чего они были созданы».

117. Он — Первосоздатель небес и земли. Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!», как это сбывается.

﴿117﴾ بَدِيعُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَإِذَا قَضَى أَمْرًا فَإِنَّمَا يَقُولُ لَهُ كُن فَيَكُونُ‬

«بَدِيعُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ»

«Он — Творец небес и земли», т.е. Тот, Кто создал небеса и земли, и не было ничего подобного до этого.

 

«وَإِذَا قَضَى أَمْرًا»

«Когда Он принимает решение», т.е. предопределяет что-то

Также говорится: «Под словом «قَضَىٰٓ» имеется в виду, что Он создает что-то по Своей Мудрости и без недостатков».

Ученые разъясняют, что основа слова «القضاء» (принятие решения) в арабском языке «الفراغ» (освободиться от чего-то, что- то закончить). Поэтому про умершего человека говорят: «قضى عليه لفراغه من الدنيا» — с ним закончено, потому что он закончил свое нахождение в этом мире. Поэтому и про предопределение Всевышнего Аллаха говорят: «قضاء الله و قدره — Он предопределил это Своим предопределением и управлением.

 

«فَإِنَّمَا يَقُولُ لَهُ كُن فَيَكُونُ‬»

«(Если Аллах что-то предопределит) то стоит Ему сказать: «Будь!», и оно будет». Если кто-то скажет: «Как понять слова Всевышнего Аллаха: «Поистине, Он говорит этой вещи (той, которую собирается создать): «Будь», и она появляется?». Как можно обращаться к тому, чего еще не существует?».

Ответ: «Ибн Анбари сказал: «Поистине, Он говорит «будь», чтобы эта вещь появилась, в смысле «появись» — это просто приказ, а не обращение к самой этой вещи».

Другие толкователи говорят: «Даже если эта вещь отсутствует на тот момент, когда Аллах обращается к ней со словами: «Будь!», она появится, так как существование этой вещи было предопределено. Она подобна существующей вещи, поэтому можно к ней обращаться».