Чтение аятов 138-141 суры «аль-Бакара» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.

﴾ سورة البقرة ﴿

Сура «аль-Бакара» /Корова/

Аяты 138-141: Такова религия Аллаха

138. Скажи: «Такова религия Аллаха! А чья религия может быть лучше религии Аллаха? Ему одному мы поклоняемся».

﴿138﴾ صِبْغَةَ اللَّهِ وَمَنْ أَحْسَنُ مِنَ اللَّهِ صِبْغَةً وَنَحْنُ لَهُ عَابِدُونَ‬

139. Скажи: «Неужели вы станете препираться с нами относительно Аллаха, тогда как Он является нашим Господом и вашим Господом. Нам достанутся наши деяния, а вам — ваши деяния, и мы искренни перед Ним».

﴿139﴾ قُلْ أَتُحَاجُّونَنَا فِي اللَّهِ وَهُوَ رَبُّنَا وَرَبُّكُمْ وَلَنَا أَعْمَالُنَا وَلَكُمْ أَعْمَالُكُمْ وَنَحْنُ لَهُ مُخْلِصُونَ‬

140. Неужели вы скажете, что Ибрахим (Авраам), Исмаил (Измаил), Исхак (Исаак), Йакуб (Иаков) и колена (двенадцать сыновей Йакуба) были иудеями или христианами? Скажи: «Вы лучше знаете или же Аллах? Кто может быть несправедливее того, кто скрыл имеющееся у него от Аллаха свидетельство? Аллах не пребывает в неведении относительно того, что вы совершаете».

﴿140﴾ أَمْ تَقُولُونَ إِنَّ إِبْرَاهِيمَ وَإِسْمَاعِيلَ وَإِسْحَاقَ وَيَعْقُوبَ وَالْأَسْبَاطَ كَانُوا هُودًا أَوْ نَصَارَى قُلْ أَأَنتُمْ أَعْلَمُ أَمِ اللَّهُ وَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّن كَتَمَ شَهَادَةً عِندَهُ مِنَ اللَّهِ وَمَا اللَّهُ بِغَافِلٍ عَمَّا تَعْمَلُونَ‬

141. Этот народ уже миновал. Они получат то, что они заслужили, а вы получите то, что вы заслужили, и вы не будете спрошены о том, что они совершали.

﴿141﴾ تِلْكَ أُمَّةٌ قَدْ خَلَتْ لَهَا مَا كَسَبَتْ وَلَكُم مَّا كَسَبْتُمْ وَلَا تُسْأَلُونَ عَمَّا كَانُوا يَعْمَلُونَ‬‬‬‬‬‬‬‬

Тафсир шейха Мухаммада ибн Салих аль-’Усаймина

Тафсир шейха Мухаммада ибн Салих аль-’Усаймина

138. Скажи: «Такова религия Аллаха! А чья религия может быть лучше религии Аллаха? Ему одному мы поклоняемся».

﴿138﴾ صِبْغَةَ اللَّهِ وَمَنْ أَحْسَنُ مِنَ اللَّهِ صِبْغَةً وَنَحْنُ لَهُ عَابِدُونَ‬

«Скажи: «Такова религия Аллаха!» — здесь приходит слово «صِبْغَةَ» — «религия», которое в своей основе означает цвет. И также как цвет видим для человека, также религиозность человека видна для других людей. След религии виден на лице придерживающегося ее человека, на его действиях, смирении, облике. Религиозность подобна цвету на одежде, который виден окружающим. Другое значение слова «صِبْغَةَ» — «придерживаться», подобно тому, как цвет держится на одежде. И нет препятствия тому, что здесь понимаются оба значения этого слова.

Слова «Такова религия Аллаха» здесь понимаются как: «Придерживайтесь религии Аллаха, и пусть никто не собьет вас с нее». Религия же приписана Аллаху по причине того, что она исходит от Него, так как шариат приходит от Аллаха, и никто не устанавливает законы кроме Творца.

«А чья религия может быть лучше религии Аллаха?» вопросительное предложение со смыслом отрицания, то есть нет религии лучше, чем религия Аллаха, так как религия Аллаха заключает в себе только благо, она отталкивает вред. И нет религии, которая бы включала в себя все это, кроме той, которая пришла от Аллаха. Будь то религия ислам, с которой пришел Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, или другие религии, действовавшие на земле до их отмены. Между словами «чья религия лучше религии Аллаха?» и словами «Нет религии лучше чем, религия Аллаха» есть разница: первое предложение содержит в себе дополнительный смысл по бросанию вызова и больше влияет на слушающего, чем простое отрицание.

«Ему одному мы поклоняемся». Местоимение «мы» относится к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижникам. То, что слово «عَابِدُونَ» — «поклоняемся» употреблено после слова «لَهُ» — «Ему» указывает на то, что мы поклоняемся только Ему одному. А «поклонение» означает покорность Аллаху в выполнении Его приказов из любви к Нему и соблюдение Его запретов из возвеличивания Его, чувствуя при этом свое положение перед Аллахом. А положение человека перед Аллахом — быть Его рабом.

Пользы /фауаид/:

  1. Обязательность исповедования религии Аллаха.
  2. Эта религия — истина, потому что Аллах приписал эту религию Себе, а все, что Аллах приписал Себе, является истиной.
  3. Религия Аллаха — самая совершенная религия, самая прекрасная и самая благая для рабов.
  4. Обязательность искренности поклонения перед Аллахом. Поклоняться Аллаху — честь и гордость для раба. Аллах называет Своего пророка рабом в контексте возвеличивания. И защищая Своего пророка, Всевышний говорит: «Если же вы сомневаетесь в том, что Мы ниспослали Нашему рабу, то сочините одну подобную суру…» Сура «аль-Бакара», аят 23. А когда Аллах облагодетельствовал пророка перенесением, Он сказал: «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений…» Сура «аль-Исра», аят 1. Когда же было упомянуто о посланничестве пророка, Всевышний сказал: «Хвала Аллаху, Который ниспослал Своему рабу…» Сура «аль-Кахф», аят 1. Или как сказал один поэт в своем стихотворении о любви: «Называй меня не иначе, как ее рабом, ибо это лучшее имя для меня».
  5. Более разумно придерживаться религии Аллаха, так как это лучшая религия, а здоровый разум стремится к избранию лучшего.

139. Скажи: «Неужели вы станете препираться с нами относительно Аллаха, тогда как Он является нашим Господом и вашим Господом. Нам достанутся наши деяния, а вам — ваши деяния, и мы искренни перед Ним».

﴿139﴾ قُلْ أَتُحَاجُّونَنَا فِي اللَّهِ وَهُوَ رَبُّنَا وَرَبُّكُمْ وَلَنَا أَعْمَالُنَا وَلَكُمْ أَعْمَالُكُمْ وَنَحْنُ لَهُ مُخْلِصُونَ

«Скажи» — это обращение к посланнику Аллаха.

«Неужели вы станете препираться с нами относительно Аллаха?» — эти слова обращены к тем, кто препирался и спорил с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, из иудеев и христиан. Препирательство значит: «приведение доводов одной стороной для опровержения доводов другой стороны».

«Нам достанутся наши деяния, а вам — ваши деяния», то есть мы не будем спрошены о ваших деяниях, а вы не будете спрошены о наших деяниях: каждому достанутся свои деяния, и Аллах воздаст каждому по его заслугам в день суда.

«и мы искренни перед Ним», то есть полная искренность по отношению к Всевышнему Аллаху. Слово «الإخلاص» — «искренность» в арабском языке означает очищение вещи от всего лишнего, от каких-либо примесей, которые примешались. То есть мы очищаем перед Аллахом религию, не предавая никого Ему в сотоварищи.

Пользы /фауаид/:

  1. Порицание иудеям и христианам, которые спорили и препирались с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, несмотря на то, что признавали, что Аллах является их Господом. Исходя из слов Всевышнего: «тогда как Он является нашим Господом и вашим Господом».
  2. Обязательность непричастности к делам неверующих. Исходя из слов Всевышнего: «Нам достанутся наши деяния, а вам — ваши деяния».
  3. Верующему следует гордиться тем, что он находится на истине.
  4. Нельзя ни в чем уподобляться врагам Аллаха. Уподобление— подражание в делах. Поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто уподобился какому-то народу, то он из этого народа» Ахмад 5114, Сунан Аби Дауд 4031. Как сказал Всевышний: «Нам достанутся наши деяния, а вам — ваши деяния». Мы отличаемся от них, а они отличаются от нас.
  5. Обязательность искренности перед Аллахом.

140. Неужели вы скажете, что Ибрахим (Авраам), Исмаил (Измаил), Исхак (Исаак), Йакуб (Иаков) и колена (двенадцать сыновей Йакуба) были иудеями или христианами? Скажи: «Вы лучше знаете или же Аллах? Кто может быть несправедливее того, кто скрыл имеющееся у него от Аллаха свидетельство? Аллах не пребывает в неведении относительно того, что вы совершаете».

﴿140﴾ أَمْ تَقُولُونَ إِنَّ إِبْرَاهِيمَ وَإِسْمَاعِيلَ وَإِسْحَاقَ وَيَعْقُوبَ وَالْأَسْبَاطَ كَانُوا هُودًا أَوْ نَصَارَى قُلْ أَأَنتُمْ أَعْلَمُ أَمِ اللَّهُ وَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّن كَتَمَ شَهَادَةً عِندَهُ مِنَ اللَّهِ وَمَا اللَّهُ بِغَافِلٍ عَمَّا تَعْمَلُونَ

141. Этот народ уже миновал. Они получат то, что они заслужили, а вы получите то, что вы заслужили, и вы не будете спрошены о том, что они совершали.

﴿141﴾ تِلْكَ أُمَّةٌ قَدْ خَلَتْ لَهَا مَا كَسَبَتْ وَلَكُم مَّا كَسَبْتُمْ وَلَا تُسْأَلُونَ عَمَّا كَانُوا يَعْمَلُونَ‬‬‬‬‬‬‬‬

«Неужели вы скажете», здесь Аллах перешел от порицания относительно их препирательства, пришедшем в предыдущем аяте: «Неужели вы станете препираться…» к другому порицанию. А это порицание их утверждения того, что те благородные посланники были иудеями или христианами, что является ложью. И они не были ни иудеями, ни христианами. Наоборот, Аллах опроверг их заблуждения относительно этого и сказал: «Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином. Он был единобожником, мусульманином и не был из числа многобожников» Сура «Али ’Имран», аят 67. Также Всевышний сказал: «О люди Писания! Почему вы препираетесь относительно Ибрахима, ведь Таурат и Инджил были ниспосланы только после него. Неужели вы не разумеете?» Сура «Али ’Имран», аят 65. Как они могут говорить, что Ибрахим был иудеем или христианином, если обе их книги: Таурат и Инджиль — были ниспосланы после Ибрахима?

«Исмаил» — это самый старший сын Ибрахима, которого Аллах приказал зарезать, и его история подробно рассказывается в суре «Выстроившиеся в ряды».

«Исхак» — это брат Исмаила, второй сын Ибрахима.

«Йакуб» — сын Исхака и общий предок всех евреев. Объяснение слова «колена» предшествовало ранее [см. тафсир аята 136 суры «аль-Бакара»].

«Были иудеями или христианами». Эти слова они сказали по причине своей глупости, так как все эти пророки жили до появления иудаизма и христианства.

Потом Аллах опроверг их утверждение другим образом и сказал: «Вы лучше знаете или же Аллах?» Очевидно, что нет никого, кто знает больше, чем Аллах. И поэтому Аллах привел еще один довод, чтобы опровергнуть слова этих заблудших. Он также говорит в другом аяте: «Аллах лучше или те, кого вы приобщаете в сотоварищи?» Сура «ан-Намль», аят 59. Этот факт очевиден, но Аллах приводит его в качестве довода, то есть Он опровергает их заблуждения очевидными вещами.

«Кто может быть несправедливее того, кто скрыл имеющееся у него от Аллаха свидетельство?» то есть нет человека, скрывающего имеющееся у него свидетельство, более несправедливого, чем тот, кто скрывает имеющееся у него свидетельство от Аллаха. Это — иудеи и христиане, которые скрыли свидетельство, которое дал им Аллах. Так как Аллах поведал им о пророке Мухаммаде, да благословит его Аллах и приветствует, и описал им его в Таурате и Инджиле. Аллах сказал: «…которые последуют за посланником, неграмотным пророком, запись о котором они найдут в Таурате и Инджиле. Он повелит им совершать одобряемое и запретит им совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещенным скверное, освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют» Сура «аль-А’раф», аят 157. Аллах рассказал им о качествах пророка, да благословит его Аллах и приветствует, но они скрыли их, поэтому они являются самыми несправедливыми из тех, кто скрывает свидетельства.

«Аллах не пребывает в неведении относительно того, что вы совершаете», то есть, Аллах знает все ваши деяния и воздаст вам за них.

«Этот народ уже миновал. Они получат то, что они заслужили, а вы получите то, что вы заслужили, и вы не будете спрошены о том, что они совершали». Толкование этого аята было дано раньше [см. тафсир аята 134 суры «аль-Бакара»].

Пользы /фауаид/:

  1. Опровержение заблуждений иудеев относительно того, что Ибрахим, Исмаил, Исхак, Йакуб и колена были христианами или иудеями. Наоборот, Аллах засвидетельствовал, что они были мусульманами.
  2. Доказательство того, что знание таких вещей принадлежит только Аллаху.
  3. Опровержение тем, кто искажает имена и качества Аллаха, говоря: «Это мы можем представить, поэтому описываем Аллаха этим, а это наш разум не принимает, значит мы не описываем Аллаха этим», подобно му’тазилитам, аш’аритам и другим философским течениям. Мы говорим им словами Всевышнего из этого аята: «Вы знаете лучше или же Аллах?» Вам ли лучше знать, что Аллах может иметь, а что нет, или Аллаху? Эта фраза является достаточным и убедительным доказательством против тех, кто говорит: «Мы можем представить, чтобы у Аллаха было такое-то качество, поэтому мы принимаем его, но мы не можем представить наличие другого качества у Аллаха, поэтому мы не принимаем его».
  4. Величие греха сокрытия знаний: знающий закон Аллаха имеет свидетельство от Него. Аллах сказал: «Аллах засвидетельствовал, что нет божества, кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием» Сура «Али ’Имран», аят 18. И тот, кто скрыл это знание — скрыл свидетельство, значит, на него падет грех, который описан в этом аяте.
  5. Совершенство знаний Аллаха и его наблюдение за Своими рабами.
  6. У Аллаха есть качества, выраженные через отрицание, а не утверждение, как, например, в словах Аллаха: «Аллах не пребывает в неведении относительно того, что вы совершаете». Такой прием использован для подтверждения полноты качеств, соответствующих Ему. Например, слова: «…не пребывает в неведении…» означают полноту Его знаний и то, что Он все время смотрит и следит за Своими рабами.
  7. Устрашение для людей и предостережение от противоречия Аллаху в словах: «Аллах не пребывает в неведении относительно того, что вы совершаете». Ведь человек, когда хочет устрашить кого-то, говорит ему: «Я слежу за тобой».
  8. Дела приписываются тому, кто их совершает. Это опровержение джабритам, которые говорят: «Аллах заставляет людей делать так или иначе, и у человека нет выбора», но Аллах сказал: «…того, что вы совершаете».
Тафсир шейха аль-Багауи

Тафсир шейха аль-Багауи

138. Скажи: «Такова религия Аллаха! А чья религия может быть лучше религии Аллаха? Ему одному мы поклоняемся».

﴿138﴾ صِبْغَةَ اللَّهِ وَمَنْ أَحْسَنُ مِنَ اللَّهِ صِبْغَةً وَنَحْنُ لَهُ عَابِدُونَ‬

«صِبْغَةَ ٱللَّهِ»

«Скажи: «Такова религия Аллаха!»». Аль-Кяльби, Къатада и Аль-Хасан передали от ибн ‘Аббаса, что он сказал: «Под словом «صِبْغَةَ ٱللَّهِ» подразумевается религия Аллаха».

Аллах назвал свою религию «صبغة» (окраска), потому что следы этой религии отражаются на том, кто исповедует эту религию. Точно так же, как краска оставляет свой отпечаток на одежде.

Также говорят: «Потому что религиозный человек постоянно такого цвета (т.е. цвета религии. – Прим. перев.), точно так же, как разукрашенная одежда всегда остается разукрашенной».

Муджахид сказал: «Под словом «صِبْغَةَ ٱللَّهِ» подразумевается «فطرة الله», т.е. то естество, которое Аллах заложил в людей». И это мнение похоже на первое мнение.

Также говорят: ««Под словом «صِبْغَةَ ٱللَّهِ» подразумевается «سنة الله» (путь, который установил Аллах)».

Некоторые говорят: «Под словом «صِبْغَةَ ٱللَّهِ» подразумевается «الختان» (обрезание), потому что оно окрашивает кровью того, кому делается обрезание».

Ибн ‘Аббас говорил: «Это было сказано по причине того, что когда у христиан рождался ребенок, и проходило семь дней после его рождения, они окунали его в желтую воду. Этот обряд называли крещение «المعمودية». Эту желтую воду смешивали с водой, чтобы очистить место обрезания. Когда же они делали это, то говорили: «Сейчас он стал настоящим христианином»». Тогда Всевышний Аллах сообщил о том, что религия Его – это ислам, а не то, что делают христиане. И это значит: «Придерживайся религии Аллаха».

«وَمَنْ أَحْسَنُ مِنَ ٱللَّهِ صِبْغَةً»

«А чья религия может быть лучше религии Аллаха?», т.е. какая религия может быть лучше религии Аллаха?

Сказано также: «Какая религия может быть чище религии Аллаха».

«وَنَحْنُ لَهُۥ عَٰبِدُونَ»

«И мы Ему поклоняемся», т.е. подчиняемся.

139. Скажи: «Неужели вы станете препираться с нами относительно Аллаха, тогда как Он является нашим Господом и вашим Господом. Нам достанутся наши деяния, а вам — ваши деяния, и мы искренни перед Ним».

﴿139﴾ قُلْ أَتُحَاجُّونَنَا فِي اللَّهِ وَهُوَ رَبُّنَا وَرَبُّكُمْ وَلَنَا أَعْمَالُنَا وَلَكُمْ أَعْمَالُكُمْ وَنَحْنُ لَهُ مُخْلِصُونَ

«قُلْ»

«Скажи» о Мухаммад, иудеям и христианам

«أَتُحَآجُّونَنَا فِى ٱللَّهِ»

««Неужели вы станете препираться с нами относительно Аллаха», т.е. препираетесь с нами относительно религии Аллаха. Здесь под словом «المحاجة» (препирательство) подразумевается спор относительно Аллаха, чтобы выявить доказательства. Аят был ниспослан по той причине, что они говорили: «Все пророки были из нас и на нашей религии. Наша религия предшествовала вашей религии (о мусульмане! – Прим. перев.), поэтому мы более достойны Всевышнего Аллаха, чем вы».

«وَهُوَ رَبُّنَا وَرَبُّكُمْ»

«тогда как Он является нашим Господом и вашим Господом», т.е. мы и вы одинаковы перед Аллахом. Поистине, Он наш Господь и ваш Господь.

«وَلَنَآ أَعْمَٰلُنَا وَلَكُمْ أَعْمَٰلُكُمْ»

«Нам достанутся наши деяния, а вам — ваши деяния», т.е. каждому будет воздано за его дела. Как же после этого вы можете заявлять, что имеете больше прав на Аллаха.

«وَنَحْنُ لَهُۥ مُخْلِصُونَ»

«и мы искренни перед Ним», а вы придаете Ему сотоварищей.

Са’ид ибн Джубейр сказал: «Искренность – это когда человек искренне посвящает свою религию и дела Аллаху, никого не придает Ему в сотоварищи, и не занимается показухой в своих делах».

140. Неужели вы скажете, что Ибрахим (Авраам), Исмаил (Измаил), Исхак (Исаак), Йакуб (Иаков) и колена (двенадцать сыновей Йакуба) были иудеями или христианами? Скажи: «Вы лучше знаете или же Аллах? Кто может быть несправедливее того, кто скрыл имеющееся у него от Аллаха свидетельство? Аллах не пребывает в неведении относительно того, что вы совершаете».

﴿140﴾ أَمْ تَقُولُونَ إِنَّ إِبْرَاهِيمَ وَإِسْمَاعِيلَ وَإِسْحَاقَ وَيَعْقُوبَ وَالْأَسْبَاطَ كَانُوا هُودًا أَوْ نَصَارَى قُلْ أَأَنتُمْ أَعْلَمُ أَمِ اللَّهُ وَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّن كَتَمَ شَهَادَةً عِندَهُ مِنَ اللَّهِ وَمَا اللَّهُ بِغَافِلٍ عَمَّا تَعْمَلُونَ

141. Этот народ уже миновал. Они получат то, что они заслужили, а вы получите то, что вы заслужили, и вы не будете спрошены о том, что они совершали.

﴿141﴾ تِلْكَ أُمَّةٌ قَدْ خَلَتْ لَهَا مَا كَسَبَتْ وَلَكُم مَّا كَسَبْتُمْ وَلَا تُسْأَلُونَ عَمَّا كَانُوا يَعْمَلُونَ‬‬‬‬‬‬‬‬

«أَمْ تَقُولُونَ»

«Неужели вы скажете», т.е. неужели вы говорите. Здесь предложение приходит в форме вопроса, однако под вопросом подразумевается порицание этих людей.

«إِنَّ إِبْرَٰهِيمَ وَإِسْمَٰعِيلَ وَإِسْحَٰقَ وَيَعْقُوبَ وَٱلْأَسْبَاطَ كَانُوا۟ هُودًا أَوْ نَصَٰرَىٰ قُلْ»

«что Ибрахим, Исма’ил, Исхакъ, Йа’къуб и колена (двенадцать сыновей Йа’къуба) были иудеями или христианами? Скажи» о Мухаммад!

«ءَأَنتُمْ أَعْلَمُ»

«Неужели вы лучше знаете» об их религии

«أَمِ ٱللَّهُ»

«или же Аллах?». Всевышний сообщил о том, что Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином, но был единобожником-мусульманином.

«وَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّن كَتَمَ»

«Кто может быть более несправедливее чем тот, кто утаил», т.е. скрыл.

«شَهَٰدَةً عِندَهُۥ مِنَ ٱللَّهِ»

«имеющееся у него от Аллаха свидетельство?», т.е. те знания, которыми они обладали о том, что Ибрахим и его сыновья были мусульманами, и что Мухаммад ﷺ является истиной и посланником, о котором Аллах заставил засвидетельствовать в их же Книгах.

«وَمَا ٱللَّهُ بِغَٰفِلٍ عَمَّا تَعْمَلُونَ»

«Аллах не пребывает в неведении относительно того, что вы совершаете».

 

  1. «تِلْكَ أُمَّةٌ قَدْ خَلَتْ لَهَا مَا كَسَبَتْ وَلَكُم مَّا كَسَبْتُمْ وَلَا تُسْـَٔلُونَ عَمَّا كَانُوا۟ يَعْمَلُونَ»

«Этот народ уже миновал. Они получат то, что они заслужили, а вы получите то, что вы заслужили, и вы не будете спрошены о том, что они совершали». Аллах упомянул этот аят еще раз в подтверждение вышесказанного (см.аят 134. – Прим.редак.).