Чтение аятов 146-148 суры «аль-Бакара» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.

﴾ سورة البقرة ﴿

Сура «аль-Бакара» /Корова/

Аяты 146-148: Истина — от твоего Господа

146. Те, кому Мы даровали Писание, знают его (Мухаммада или Каабу), как знают своих сыновей. Однако часть их сознательно скрывает истину.

﴿146﴾ الَّذِينَ آتَيْنَاهُمُ الْكِتَابَ يَعْرِفُونَهُ كَمَا يَعْرِفُونَ أَبْنَاءَهُمْ وَإِنَّ فَرِيقًا مِّنْهُمْ لَيَكْتُمُونَ الْحَقَّ وَهُمْ يَعْلَمُونَ‬

147. Истина — от твоего Господа. Посему не будь в числе тех, кто сомневается.

﴿147﴾ الْحَقُّ مِن رَّبِّكَ فَلَا تَكُونَنَّ مِنَ الْمُمْتَرِينَ

148. У каждого есть сторона, куда он обращается лицом. Стремитесь же опередить друг друга в добрых делах. Где бы вы ни были, Аллах приведет всех вас вместе. Воистину, Аллах способен на всякую вещь.

﴿148﴾ وَلِكُلٍّ وِجْهَةٌ هُوَ مُوَلِّيهَا فَاسْتَبِقُوا الْخَيْرَاتِ أَيْنَ مَا تَكُونُوا يَأْتِ بِكُمُ اللَّهُ جَمِيعًا إِنَّ اللَّهَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

Тафсир шейха Мухаммада ибн Салих аль-’Усаймина

Тафсир шейха Мухаммада ибн Салих аль-’Усаймина

146. Те, кому Мы даровали Писание, знают его (Мухаммада или Каабу), как знают своих сыновей. Однако часть их сознательно скрывает истину.

﴿146﴾ الَّذِينَ آتَيْنَاهُمُ الْكِتَابَ يَعْرِفُونَهُ كَمَا يَعْرِفُونَ أَبْنَاءَهُمْ وَإِنَّ فَرِيقًا مِّنْهُمْ لَيَكْتُمُونَ الْحَقَّ وَهُمْ يَعْلَمُونَ‬

«Те, кому Мы даровали Писание, знают его, как знают своих сыновей», то есть знают пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Под писанием имеется в виду Тора и Евангелие, книги, ниспосланные иудеям и христианам. Они прекрасно знали, что наш пророк Мухаммад является посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подобно тому, как знали своих родных сыновей. Они узнали посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, по тем описаниям, которые пришли в их книгах.

«Однако часть их сознательно скрывает истину», то есть часть из них, зная истину, скрывали ее и не объясняли людям. Поэтому Всевышний Аллах упоминает в суре «Али ’Имран», что некоторые из них говорили другим: «Зачем вы рассказываете Мухаммаду и его сподвижникам о прямом пути, ведь потом они будут препираться с нами перед Аллахом, разве вы не разумеете». Тем самым они советуют друг другу скрывать знания о прямом пути [1]. Прибегаем к Аллаху, чтобы не быть похожими на них.

«Однако часть их сознательно скрывает истину», то есть часть из них скрывали истину, в то время как знали о ней. Ведь сокрытие чего-то, основанное на знании истины, намного хуже простого сокрытия.

Пользы /фауаид/:

  1. Люди Писания прекрасно знали о том, что Мухаммад является посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Всевышний Аллах об этом говорит в своей книге: «Которые последуют за посланником, неграмотным пророком, запись о котором они найдут в Таурате (Торе) и Инджиле (Евангелии). Он повелит им совершать одобряемое и запретит им совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещенным скверное, освободит их от бремени и оков» Сура «аль-А’раф», аят 157.
  2. У людей Писания нет оправдания и довода в том, что они не признают посланничество нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует. В их книгах пришло описание нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, настолько подробно, что они знают его хорошо, подобно тому, насколько хорошо они знают своих родных детей.
  3. Указание на то, что человек сильнее связан со своим сыном, чем с дочерью, исходя из слов Всевышнего: «как знают своих сыновей».
  4. Осторожность Священного Корана. Всевышний сказал: «Однако часть их», — так как сокрытие не исходило от всех сразу, среди них были и те, кто не скрывал истину, кто уверовал как Наджаши среди христиан, Абдулла бну Салям среди иудеев.
  5. Тяжесть порицания для тех, кто скрывает истину. Эти люди — упрямые, причиняющие несправедливость самим себе и другим, они намного хуже тех, кто сомневается в истинности того, что скрывает.

[1] «Уверуйте в то, что ниспослано верующим, в начале дня и перестаньте верить в конце его. Быть может, они обратятся вспять. Верьте только тем, кто последовал вашей религии, дабы никто не получил то, что получили вы, и не препирался с вами перед вашим Господом» Сура «Али ’Имран», аяты 72-73.

147. Истина — от твоего Господа. Посему не будь в числе тех, кто сомневается.

﴿147﴾ الْحَقُّ مِن رَّبِّكَ فَلَا تَكُونَنَّ مِنَ الْمُمْتَرِينَ‬

«Истина — от твоего Господа». В данном аяте имеется в виду определённый вид господства — укрепление и поддержка. Ведь если бы Всевышний Аллах не поддержал нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то произошло бы так, как сказано в Коране: «Мы поддержали тебя, когда ты готов был уже немного склониться на их сторону. Тогда ты вкусил бы наказание вдвойне в этой жизни и вдвойне после смерти. И тогда никто не стал бы помогать тебе против Нас!» Сура «аль-Исра», аяты 74-75. Господь — Он Творец, Царь, Управляющий. Он — Тот, Кто сотворил все творения, является царем всех творений и управляет всеми творениями.

«Посему не будь в числе сомневающихся» — эти слова обращены к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Под словами «не будь» подразумевается укрепление, так как невозможно, чтобы пророк, да благословит его Аллах и приветствует был из числа сомневающихся. Также как и верующим приказывается уверовать в значении укрепиться в своей вере и быть постоянным в ней. Как сказал Всевышний: «О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его посланника и Писание, которое Он ниспослал Своему посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде» Сура «ан-Ниса», аят 136. Это предложение может содержать в себе условие, которое связывается с тем, что не может произойти, как в словах Всевышнего: «А если ты станешь потакать их желаниям после того, как к тебе явилось знание, то тогда ты окажешься в числе беззаконников» Сура «аль-Бакара», аят 145.

Пользы /фауаид/:

  1. То, что приходит от Аллаха, является истиной, исходя из слов Всевышнего: «Истина — от твоего Господа».
  2. Если эта истина от Аллаха, значит необходимо уверовать в эту истину, не испытывая при этом никаких сомнений.
  3. Все, что противоречит тому, с чем пришел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, является ложью, исходя из слов Всевышнего: «Что может быть за истиной, кроме заблуждения? До чего же вы отвращены от истины!» Сура «Йунус», аят 32.
  4. Поддержка пророка, да благословит его Аллах и приветствует: то, на чем он находится является истиной, даже если обладатели Писания скрывают это. Ведь человек, узнав о том, что те, кому была дана книга прежде, отвергли истину, может начать сомневаться. И поэтому Всевышний разъяснил: то с чем пришел пророк, да благословит его Аллах и приветствует, является истиной.
  5. Забота Всевышнего о своем пророке, да благословит его Аллах и приветствует: Он поддержал его особым видом господства.
    А слова Всевышнего: «Посему не будь в числе сомневающихся», указывают на то, что он будет продолжать придерживаться истины.
  6. Сомнение противоречит вере. Как сказал Всевышний: «Посему не будь в числе сомневающихся».
  7. Какая-либо вещь может быть запретной, несмотря на невозможность ее существование. Как сказал Всевышний: «Посему не будь в числе сомневающихся». Ведь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, никак не мог быть в числе сомневающихся.
  8. Забота Аллаха о посланнике тем, что Он укрепил его. Так как слова Всевышнего: «Истина — от твоего Господа» включают в себя укрепление на ней. А слова Всевышнего: «Посему не будь в числе сомневающихся» включают в себя его постоянное нахождение в этом состоянии.

148. У каждого есть сторона, куда он обращается лицом. Стремитесь же опередить друг друга в добрых делах. Где бы вы ни были, Аллах приведет всех вас вместе. Воистину, Аллах способен на всякую вещь.

﴿148﴾ وَلِكُلٍّ وِجْهَةٌ هُوَ مُوَلِّيهَا فَاسْتَبِقُوا الْخَيْرَاتِ أَيْنَ مَا تَكُونُوا يَأْتِ بِكُمُ اللَّهُ جَمِيعًا إِنَّ اللَّهَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

«У каждого есть направление, куда он обращается лицом», то есть у каждого человека есть сторона, куда он направляется. И это охватывает осязаемое и смысловое значение. Что касается примера осязаемого, то люди различны в направлении своего намаза: кто-то направляется в сторону востока, кто-то — в сторону Иерусалима, другие — в сторону Каабы. Люди различны и по профессии: некоторые из них предпочитают заниматься торговлей, другие — кузнечным делом, третьи — столярным и тому подобное. А что касается примера смыслового значения, то это различие людей в их религии, вероубеждении и тому подобное.

«куда он обращается лицом», здесь в зависимости от кыраата приходит два значения. Первое значение — это направляться в какую-то сторону. И второе значение — это направляться в чем-то в соответствии с законами шариата, направляться в чем-то по предопределению, либо в соответствии с шариатом и предопределением вместе. Здесь никак не имеется в виду одобрение неверующих в том, что они находятся в своем неверии, а подразумевается поддержка верующих и укрепление их на том, на чем они находятся из истины. Потому что у каждого есть своя сторона, в которую направил его Аллах, по Своей мудрости.

«Стремитесь же опередить друг друга в добрых делах», то есть старайтесь делать благие дела.

«Где бы вы ни были, Аллах приведет всех вас вместе», то есть где бы вы ни были: на суше или на море — Всевышний Аллах соберет всех в одном месте, и это будет в Судный день, когда воскресит Аллах первых и последних в одном месте.

«Воистину, Аллах способен на всякую вещь», то есть охватывает Собою каждую вещь, которая существует или не существует. Всевышний описал себя в этом аяте таким качеством, как сила — «قدرة», то есть Он способен совершить действие и Ему это не трудно.

Пользы /фауаид/:

  1. Общины могут быть различны в пути, не смотря на то, что они на одной основе, а это Ислам. Имеется в виду общий смысл Ислама — подчинение одному Аллаху посредством Его существующего шариата, который не был отменен.
  2. Человек обязан следовать истине, где бы она не была и сколько бы противников у неё не было, в каком бы состоянии не находился сам человек. Всевышний говорит: «У каждого есть направление, куда он обращается лицом». Этот аят охватывает в себе два смысла: направление в шариате, и направление в предопределении. Есть люди, кому Аллах облегчил прямой путь и указал на истину, а есть и те, кого Он оставил без помощи, и они направились в сторону заблуждения. Это и есть направление в предопределении. А направление в шариате — это различие шариатов среди людей.
  3. Обязательность соперничества в добрых делах. Как сказал Всевышний: «Стремитесь же опередить друг друга в добрых делах».
  4. Если Всевышний что-то приказывает, то это необходимо исполнить немедленно, так как, когда происходит соперничество, люди стараются совершать дела сразу.
  5. Красноречивость этого аята. Всевышний сказал: «Стремитесь же опередить друг друга в добрых делах», то есть не ограничивайтесь тем, что вы начали совершать добрые дела, необходимо, чтобы вы соперничали друг с другом в них. Похожее мы видим в другом аяте, где Всевышний говорит: «Веди нас прямым путем» Сура «аль-Фатиха», аят 6, то есть не требуется от человека, чтобы он просто встал на прямой путь, необходимо, чтобы он продолжал идти по нему.
  6. Всевышний Аллах охватывает Свои создания, где бы они ни были. Как сказал Всевышний: «Где бы вы ни были, Аллах приведет всех вас вместе».
  7. Указание на то, что будет воскрешение в Судный день.
  8. Подтверждение обширности силы Всевышнего. Как сказал Всевышний: «Аллах способен на всякую вещь», или «ничто не способно сбежать от Аллаха ни на небесах, ни на земле. Воистину, Он — Знающий, Всемогущий» Сура «Фатыр», аят 44.

Некоторые люди сегодня говорят: «Аллах способен на то, что Он хочет». Такие слова являются неправильными и лучше их не произносить, так как, во-первых, это выражение противоречит аяту Корана; во-вторых, получается так, что у Всевышнего есть силы только на то, что Он хочет, а на что не хочет, сил нет; в третьих, эти слова похожи на слова му’тазилитов, которые говорят, что Всевышний Аллах не способен создавать деяния своих рабов.

Поэтому нам необходимо использовать те выражения, которые пришли в Коране, и говорить: «Аллах на каждую вещь мощен». А если же сообщается о мощи, связанной с определенным действием, то нет проблем связать мощь с желанием. Как мы это видим в словах Всевышнего: «Он способен собрать их, когда пожелает» Сура «аш-Шура», аят 29. Желание в этом аяте связано с действием по собиранию, а не с силой. И поэтому мы говорим, что Всевышний способен на каждую вещь, независимо от того, желает Он ее или нет. Но Он соберет людей только по Своему желанию.