Чтение аята 152 суры «аль-Бакара» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.

﴾ سورة البقرة ﴿

Сура «аль-Бакара» /Корова/

Аят 152: Веление поминать Всевышнего Аллаха

152. Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне.

﴿152﴾ فَاذْكُرُونِي أَذْكُرْكُمْ وَاشْكُرُوا لِي وَلَا تَكْفُرُونِ

Тафсир шейха Мухаммада ибн Салих аль-’Усаймина

Тафсир шейха Мухаммада ибн Салих аль-’Усаймина

152. Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне.

﴿152﴾ فَاذْكُرُونِي أَذْكُرْكُمْ وَاشْكُرُوا لِي وَلَا تَكْفُرُونِ

«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас». «Поминайте меня» — это действие. «Буду помнить о вас» — воздание за них. Поминание Аллаха происходит сердцем, языком и органами.

«Благодарите Меня», то есть благодарите за те милости, которые вам оказаны. Частица «لام» указывает на ограничение, то есть благодарите только Меня. Благодарность Всевышнему проявляется в подчинении Ему.

«и не будьте неблагодарны Мне», то есть не отвергайте Мои милости к вам, а благодарите Меня за них, говоря, что эти милости были получены от Аллаха.

Пользы /фауаид/:

  1. Обязательность поминания Аллаха таким образом, как Он приказал это делать. Человек обязан поминать Аллаха постоянно. И более того, если человек в каком-то собрании не помянет имя Всевышнего и не сделает салават пророку, да благословит его Аллах и приветствует, не будет блага этому собранию и обернется печалью для него в Судный день. Раб обязан поминать Аллаха. Если посмотреть на тексты Корана и Сунны, то можно увидеть что поминание само по себе делится на обязательное и желательное. Но, в общем, можно сказать, что поминать Аллаха является обязательным.
  2. Кто помянет Аллаха, того Аллах тоже помянет. Как сказал Всевышний: «и Я буду помнить о вас». И поминание тебя Аллахом величественнее, чем твое поминание Его. Аллах говорит в хадисе кудси: «Если он помянет Меня в душе, то и Я помяну его про Себя, а если он помянет Меня в обществе (других людей), то Я помяну его среди тех, кто лучше их» Сахих Бухари 7405.
    Поминание («зикр») бывает трех видов: языком, сердцем и органами тела. В основе своей, конечно, поминание исходит из сердца. Как сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, есть в теле кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а когда приходит в негодность, то портит и всё тело, это — сердце» Сахих Бухари 52.
    Поэтому основа всего — это сердце, как сказал Всевышний: «…и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям» Сура «аль-Кахф», аят 28.
    Поминание Аллаха языком и органами тела, но без сердца является очень ограниченным поминанием. Это подобно телу без души. Описание поминания Аллаха сердцем — это размышление над знамениями Всевышнего, любовь к Нему, возвеличивание Его, возвращение к Нему от своих грехов, страх перед Ним, упование на Него.
    Что касается поминания языком, то это произнесение тех слов, которые приблизят тебя к Аллаху, самые высокие среди них — «Ля иляха илля Ллах» — «Нет никого достойного поклонения кроме Аллаха».
    Что касается поминания органами тела, то это совершение тех действий, которые приблизят тебя к Аллаху: выстаивание в намазе, поясной и земной поклоны, выплата закята — все это считается зикром. Поэтому Всевышний Аллах сказал: «…и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного. Но поминание Аллаха — гораздо важнее» Сура «аль-’Анкабут», аят 45.
  3. Достоинство поминания Аллаха, потому что посредством него Аллах поминает Своего раба. А поминание Аллахом Своего раба очень велико. Не столько важно, что ты поминаешь Аллаха или любишь Его, сколько то, чтобы Аллах тебя поминал и любил. Поэтому Всевышний говорит: «Скажи: „Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас“» Сура «Али ’Имран», аят 31. Снискать любовь Всевышнего к себе — требуемая цель.
  4. Обязательность благодарности Всевышнему Аллаху. Как сказал Всевышний: «Благодарите Меня». Благодарность происходит сердцем, языком и органами. И благодарность совершается взамен за оказанную милость. Благодарность Аллаху отличается от хвалы Аллаха тем, что благодарят тогда, когда оказывают милость. Причина благодарности более обособлена, чем причина похвалы. А причина похвалы — указание на совершенство того, Кого хвалят. Поэтому похвала более широкое понятие, чем благодарность, однако в своем проявлении благодарность шире чем похвала. Хвалить можно только языком, а благодарность можно проявлять как сердцем, так и языком и телом.
    Благодарность сердцем проявляется, когда человек убежден, что эта милость от одного Аллаха и поэтому он любит Аллаха. Приходят в хадисе слова посланника, мир ему и благословение Аллаха: «Любите Аллаха за те милости, которые Он вам оказывает» Сунан ат-Тирмизи 3789.
    Когда человек понимает, что все милости, которые у него есть, исходят только от Аллаха, он любит Его всем сердцем. Благодарность сердцем проявляется и в том, что человек рассказывает о тех милостях Аллаха, которые Он ему оказал, но не для того, чтобы похвалиться, а для того чтобы поблагодарить Всевышнего. Как сказал Всевышний: «И возвещай о милости своего Господа» Сура «ад-Духа», аят 11.
    И как сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Я являюсь господином сынов Адама в Судный день и в этом нет бахвальства» [1].
    Что же касается благодарности Аллаху органами тела, то она проявляется тогда, когда человек выполняет приказы Аллаха, используя милости Всевышнего в том, чем Он доволен. И все это является благодарностью за милость Всевышнего.
  5. Необходимо следить за своей искренностью. Как сказал Всевышний: «Благодарите Меня», — то есть будьте искренними передо Мной. Так как проявлении благодарности является подчинением Всевышнему, а в подчинении обязательна искренность. Как сказал Всевышний: «Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом» Сура «аль-Кахф», аят 110.
  6. Запрет на неверие в милости Аллаха, то есть непризнание этих милостей от Аллаха и неблагодарность за них. Как сказал Всевышний: «и не будьте неблагодарны Мне».
    Если Аллах оказывает Своему рабу какую-то милость, то Аллах любит видеть следы этой милости на нем. Если Всевышний оказал кому-то из Своих рабов милость в знаниях, сделав его ученым, то Аллах любит, чтобы следы этой милости проявлялись в трех вещах:
    1. в его нраве, так, что он становится известным в своих знаниях и действиях в соответствии с ними;
    2. в распространении знаний, насколько это возможно;
    3. в призыве к Аллаху на основе знаний.
    Необходимо использовать любую возможность, чтобы призвать людей к Аллаху. Например, пригласили его на свадьбу, видит он, что будет польза от его рассказов, пусть рассказывает. Некоторые ученые постоянно носят с собой книгу, чтобы в подходящий момент открыть ее и прочитать людям — это принесет им пользу. И прекрасно, если люди принимают это и со временем это станет привычкой: люди будут ждать рассказов. Можно начинать собрание с вопроса, чтобы дать возможность людям спрашивать и приобретать пользу. К сожалению, сегодня многие знающие проводят свои собрания без пользы, и это без сомнения является лишением, даже если они за это и не берут грех. Требующему знания следует самому задавать вопросы, даже если его не спрашивают. В хадисе Джибриля говорится, что, когда он пришел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил его об исламе, вере, ихсане, Судном дне и его признаках, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине это — Джибриль, явившийся к вам, чтобы научить вас вашей религии» [2]. Не смотря на то, что отвечал сам пророк, но учителем он назвал Джибриля, потому что он был причиной этого обучения.

[1] Муснад Ахмад 11000, Сунан ат-Тирмизи 3148, Сунан Ибн Маджах 2739. Шейх аль-Альбани назвал этот хадис достоверным.

[2] Сахих аль-Бухари 50, Сахих Муслим 93.

Тафсир шейха аль-Багауи

Тафсир шейха аль-Багауи

152. Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне.

﴿152﴾ فَاذْكُرُونِي أَذْكُرْكُمْ وَاشْكُرُوا لِي وَلَا تَكْفُرُونِ

«فَاذْكُرُونِي أَذْكُرْكُمْ»

«Вспоминайте Меня, тогда Я буду помнить о вас». Ибн ‘Аббас сказал: «Вспоминайте Меня вашим поклонением, тогда и Я буду помнить о вас, когда вы просите о помощи».

Са’ид ибн Джубейр сказал: «Вспоминайте Меня, поклоняясь Мне, и Я вспомню вас, простив вам».

Также в тафсире пришло: «Вспоминайте Меня в милостях и в благополучии, и Я вспомню о вас в ваших трудностях и несчастьях». Доводом на это является слова Всевышнего:

«فَلَوْلَا أَنَّهُ كَانَ مِنَ الْمُسَبِّحِينَ لَلَبِثَ فِي بَطْنِهِ إِلَى يَوْمِ يُبْعَثُونَ» (Если бы он не был одним из прославляющих Аллаха, то непременно остался бы в его чреве до того дня, когда они будут воскрешены).

Слова Всевышнего: «وَاشْكُرُوا لِي وَلَا تَكْفُرُونِ»

«Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне», т.е. Благодарите Меня, подчиняясь Мне, и не проявляйте ко Мне неблагодарность, совершая грехи.

Поэтому, кто подчиняется Всевышнему Аллаху, тот Благодарит Его, а кто совершает грехи, тот человек неблагодарный.