Чтение аятов 159-160 суры «аль-Бакара» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.

﴾ سورة البقرة ﴿

Сура «аль-Бакара» /Корова/

Аяты 159-160: Проклятие на тех, кто скрывает знамения Аллаха

159. Воистину, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения и верное руководство после того, как Мы разъяснили это людям в Писании, проклянет Аллах и проклянут проклинающие,

﴿159﴾ إِنَّ الَّذِينَ يَكْتُمُونَ مَا أَنزَلْنَا مِنَ الْبَيِّنَاتِ وَالْهُدَى مِن بَعْدِ مَا بَيَّنَّاهُ لِلنَّاسِ فِي الْكِتَابِ أُولَئِكَ يَلْعَنُهُمُ اللَّهُ وَيَلْعَنُهُمُ اللَّاعِنُونَ

160. за исключением тех, которые раскаялись, исправили содеянное и стали разъяснять истину. Я приму их покаяния, ибо Я — Принимающий покаяния, Милосердный.

﴿160﴾ إِلَّا الَّذِينَ تَابُوا وَأَصْلَحُوا وَبَيَّنُوا فَأُولَئِكَ أَتُوبُ عَلَيْهِمْ وَأَنَا التَّوَّابُ الرَّحِيمُ‬‬

Тафсир шейха Мухаммада ибн Салих аль-’Усаймина

Тафсир шейха Мухаммада ибн Салих аль-’Усаймина

159. Воистину, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения и верное руководство после того, как Мы разъяснили это людям в Писании, проклянет Аллах и проклянут проклинающие,

﴿159﴾ إِنَّ الَّذِينَ يَكْتُمُونَ مَا أَنزَلْنَا مِنَ الْبَيِّنَاتِ وَالْهُدَى مِن بَعْدِ مَا بَيَّنَّاهُ لِلنَّاسِ فِي الْكِتَابِ أُولَئِكَ يَلْعَنُهُمُ اللَّهُ وَيَلْعَنُهُمُ اللَّاعِنُونَ

«Воистину, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения и верное руководство», руководство, то есть полезное знание, посредством которого творения находят путь к Аллаху

«после того, как Мы разъяснили это людям», то есть всем людям, как верующим, так и неверующим. Как сказал Всевышний: «Что же касается самудян, то Мы указали им на прямой путь, но они предпочли слепоту верному руководству» Сура «Фуссылат», аят 17. Однако и среди них есть те, кто принял истину и пошел по прямому пути, как и те, кто продолжил оставаться в своем заблуждении.

«в Писании», под этим подразумеваются все писания. Какого бы пророка не посылал Всевышний, Он обязательно давал ему книгу. Как сказал Всевышний: «Мы уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание» Сура «аль-Хадид», аят 25, и как сказал Всевышний: «Люди были одной общиной, и Аллах отправил пророков добрыми вестниками и предостерегающими увещевателями, ниспослал вместе с ними Писание во истине, чтобы рассудить людей в том, в чем они разошлись во мнениях» Сура «аль-Бакара», аят 213.

«этих проклянет Аллах и проклянут проклинающие» — проклянет, то есть отдалит их от Своей милости, так как слово проклятие имеет значение отдаления.

«и проклянут проклинающие», то есть будут просить у Аллаха проклятия для них, и в свою очередь сами будут проявлять к ним гнев, вражду и отдаляться от них.

Пользы /фауаид/:

  1. Сокрытие знания является одним из больших грехов. И последствие этого греха — проклятие.
  2. Опровержение «джабритам» [1] в словах Всевышнего: «которые скрывают». Ведь тот, кто скрывает что-то, делает это исходя из желания. То есть они сокрыли по своему желанию, их никто не заставлял этого делать.
  3. Ниспосланное Всевышним Аллахом является разъясненным, в нем нет неясностей. Это прямой путь, не имеющий заблуждений. Как сказал Всевышний: «ниспосланные Нами ясные знамения и верное руководство после того, как Мы разъяснили это людям в Писании». Разъяснение бывает двух видов: подробное и общее. Общее разъяснение — это общие правила в шариате. Подробное разъяснение — это разъяснение Аллахом какого-то определенного случая, подобно аятам о наследстве.
  4. Опровержение тем, кто искажает аяты Корана, называя себя приверженцами таъуиля. Исходя из их измышлений, Коран не является понятным всем людям. Всевышний Аллах подтверждает в Коране качества, связанные с Его сущностью и Его действиями. И если мы скажем, что мы не можем верить во внешний смысл таких аятов, то выходит, что Коран не является разъясненным. Получается, что Аллах упомянул в Коране то, чего не хотел упоминать. Исходя из этого аята, можно опровергнуть тех, кто занимается искажением текстов Корана и Сунны.
  5. Опровержение тем, кто оставляет аяты Корана, касающиеся имен и качеств Аллаха, без смысла, утверждая, что никто из созданий Аллаха не может знать смысл аятов, где Он рассказывает о Себе. Шейхуль-ислам ибн Таймия сказал, что их слова являются самыми худшими словами среди заблудших течений.
  6. Разъяснение милости Аллаха к Своим рабам, которая проявляется в ниспослании им ясного знамения и прямого пути. Потому что люди нуждаются в этом. Если бы Всевышний не разъяснил людям их религию, то они не знали бы, как совершать омовение, паломничество, как молиться, поститься. Но наш Создатель, по Своей милости, разъяснил нам это.
  7. Подтверждение возвышенности Всевышнего Аллаха. И это мы видим в словах Всевышнего: «ниспосланные Нами», так как ниспослание бывает сверху вниз. То, что Всевышний Своей сущностью находится наверху, подтверждается Кораном, Cунной, единогласным мнением, здравым разумом и «фитрой» [2].
  8. Отвратительность поступка сокрытия истины. Они скрыли истину после того, как узнали о ней, и поэтому они не имеют права сказать: «Мы не говорили об этом, потому что не поняли истину». Обычно человек не говорит о какой-то вещи по причине ее неясности, он может быть оправдан. Но тот, который не говорит, не смотря на то, что Аллах разъяснил это людям, то его поступок будет самым отвратительным.
  9. Обязательность распространения знания, если в этом есть нужда. И нет разницы в том, каким образом проявилась эта нужда: состоянием кого-то или словами кого-то. Пример нужды, выраженной состоянием кого-то: когда ты видишь человека, совершающего действие, которым не доволен Аллах, и состояние этого человека призывает к тому, чтобы разъяснить ему истину. Пример нужды, выраженной в словах кого-то: если спросят тебя о знании, которое тебе известно, то ты обязан довести до спрашивающего это знание. А если ты не знаешь, то обязан ответить: я не знаю. И таким же образом, если ты увидишь людей, среди которых распространилось невежество в вопросах религии, то ты обязан разъяснить им эти вопросы.
  10. Все небесные книги являются разъяснением людям. Потому что Всевышний сказал: «в Писании». Под писанием подразумевается писание в общем, а не какое-то конкретное писание. Аллах разъяснил истину в каждой книге, которую Он ниспослал, и не оставил истину не ясной. Напротив, разъяснил ее, чтобы она была доводом за творения или против них. Ведь если бы до них не дошел довод, то они имели бы право сказать: «Религия нам не была разъяснена».
  11. В разъяснении истины мы должны возвращаться к ниспосланным писаниям.
  12. Те, кто скрывает истину, являются проклятыми, то есть теми, кого проклял Аллах и проклинающие. Как сказал Всевышний: «этих проклянет Аллах и проклянут проклинающие».
  13. Подтверждение того, что у Всевышнего есть действия, связанные с Его желанием, например: снисхождение на земное небо, приход в Судный день, чтобы рассудить людей, возвышение над троном, смех, речь, удивление и тому подобное [3]. К этим же качествам относится и проклятие.
  14. Дозволенность просьбы о проклятии на того, кто скрывает истину. Как сказал Всевышний: «И проклянут проклинающие», то есть попросят у Аллаха проклятия людям, говоря: «О, Аллах, прокляни их». Можно проклинать в общем, но нельзя проклинать какую-то определенную личность, даже не смотря на то, что она заслуживает проклятия. Так как не известно, от чего и когда он умрет, может быть, он покается в своем грехе. Как сказал Всевышний своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Тебя это не касается. Либо Аллах примет их покаяния, либо накажет их» Сура «Али ’Имран», аят 128.
    Остается открытым вопрос: «А можно ли проклинать человека после смерти?» Кто-то скажет нельзя, так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не подвергайте поношению покойных, ибо они уже пришли к тому, что творили прежде» Сахих аль-Бухари 1393. И этот хадис несет в себе общий смысл. Ведь это проклятие может вызвать ненависть, злобу между родственниками, друзьями что приведет к большому вреду. Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит» Сахих аль-Бухари 6018. Какая польза от того, что ты будешь проклинать человека, умершего в неверии? А что касается пути этого неверующего, то является обязательным предостерегать от него и порицать. А что касается проклятия личности, то я считаю, что это не разрешается, не смотря на то, что большинство ученых считают это дозволенным, если человек умер на неверии.
  15. Величина греха сокрытия знания такова, что приравнивается к большим грехам. Сокрытием считается факт, когда человек скрывает необходимые людям знания. На того, кто скрыл знания, в Судный день наденут уздечку из огня. Разрешается скрыть знания в том случае, если спрашивающий упрям, или хочет унизить того, кого спрашивают, или хочет противопоставить мнения ученых друг другу, или же за этим последует явный вред. И это не будет считаться сокрытием знания. Наоборот, в этом есть устранение вреда.
    Вопрос: Если к обладающему знаниями обратятся за фетвой, может ли он отправить спрашивающего к другому человеку, сказав: спроси такого-то или спроси ученых. Ученые расходятся в этом вопросе, одни считают, что можно, другие — нет. Более правильное мнение в том, что это не разрешено, кроме случаев, если обладающему знаниями не ясен вопрос. Ведь в этом случае, он обязан отправить спрашивающего к другому ученому. А если же он знает ответ и это знание ясное и понятное, то в таком случае ему не разрешается скрывать это знание. Потому что он тем самым может погубить людей. Особенно в том случае, если это может привести к тому, что обратятся с вопросом к невеждам, которые заблуждают людей. В данном случае становится обязательным для обладающего знаниями отвечать на вопрос. Он обязан ответить на вопрос, спрашивая помощи Всевышнего.
  16. Те, кто скрывают знания, достойны того, чтобы они были прокляты Аллахом и всеми теми, кто проклинает.
    Однако «проклянут проклинающие» означает, что те, кто проклинает, должны обладать знанием о тех, кого они будут проклинать — заслуживают ли они проклятия. Этот аят подобен словам Всевышнего: «…те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его посланника» Сура «ан-Ниса», аят 136. Всевышний обратился к ним с именем веры и приказал уверовать, то есть быть крепкими в вере.
    Те, кто скрывает истину после того, как она стала для них ясной, заслуживают данного воздаяния: проклятия от Аллаха и Его рабов. И наоборот, тем, кто разъясняет людям истину, пусть сделает нас Аллах из их числа, будет дана любовь Аллаха и Его приближенных рабов. И сообщается достоверно в длинном хадисе, который передал Абу Дарда о том, что за ученого просит прощения весь мир: все те, кто на небесах и на земле, и даже кит в море [4]. Потому что Всевышний Аллах внушает любовь по отношению к тому, кто разъясняет шариат Аллаха. Если Всевышний наказывает тех, кто скрывает истину таким воздаянием, то те, кто разъясняет истину и прямой путь, заслуживают того, чтобы Аллах похвалил и приблизил к Себе.
  17. Является обязательным тому, кто говорил лживые слова, а затем ему стала ясна их ложь, разъяснять это людям. Если же это касается вопроса, в котором есть допустимые разногласия среди ученых, то он не обязан этого делать, так как он не знал, какое из этих мнений является на самом деле правильным.

[1] Джабриты — заблудшая секта, которая считает что у человека нет права выбора в своих поступках.

[2] Врожденным чувством, данным каждому человеку Всевышним.

[3] То есть все эти поступки Аллах делает не всегда, но тогда, когда пожелает.

[4] Муснад Ахмада 22058, Сунан ат-Тирмизи 2682, Сунан Аби дауд 3641, Сунан Ибн Маджах 223, Муснад ад-Дарими 342. Шейх аль-Альбани назвал этот хадис достоверным.

160. за исключением тех, которые раскаялись, исправили содеянное и стали разъяснять истину. Я приму их покаяния, ибо Я — Принимающий покаяния, Милосердный.

﴿160﴾ إِلَّا الَّذِينَ تَابُوا وَأَصْلَحُوا وَبَيَّنُوا فَأُولَئِكَ أَتُوبُ عَلَيْهِمْ وَأَنَا التَّوَّابُ الرَّحِيمُ‬‬

«За исключением тех, которые раскаялись», это исключение связано с предыдущим аятом, то есть если раскаются те, кто скрывал истину. Слово

«покаяние» — «тауба» в языковом смысле означает возвращение. В шариатском смысле покаяние означает отказ от ослушания Аллаха и повиновение Ему. Под покаянием здесь подразумевается отказ от сокрытия того, что ниспослал Аллах, с переходом к разъяснению знаний.

«исправили содеянное», то есть исправили свои дела.

«и стали разъяснять истину», то есть стали разъяснять людям то, что скрывали из знания, и стали разъяснять смысл этого знания.

«Я приму их покаяния», то есть приму покаяние тех, кто раскаялся, стал исправлять и разъяснять. Потому что принятие покаяния Аллахом у рабов имеет два смысла:

  1. это содействие рабу в покаянии;
  2. принятие этого покаяния.

Как сказал Всевышний: «Затем Он простил их, чтобы они могли раскаяться. Воистину, Аллах — Принимающий покаяния, Милосердный» Сура «ат-Тауба», аят 118.

«Я — Принимающий покаяния, Милосердный». Слово «Принимающий покаяния» — «التواب» — «ат-Таууаб» в арабском языке означает: «тот, кто много принимает покаяния». Второй смысл имени Аллаха «ат-Таууаб»: «тот, кто владеет покаянием». Сколько людей грешило, а Он их простил?! Покаяния скольких людей Он принял?!

Толкование имени Аллаха «الرحيم» — «Милосердный» уже упоминалось. Аллах упомянул эти два имени вместе, так как посредством милости происходит благодеяние, а посредством покаяния устраняется наказание. Когда Аллах принимает покаяние раба, Он проявляет к нему милость, которая заключается в том, что Аллах облегчает ему благие дела.

В предыдущем аяте Аллах вначале сказал о Себе от первого лица: «…которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения…» Но потом он сказал о Себе от третьего лица: «…после того, как Мы разъяснили это людям в Писании, проклянет Аллах…». Аллах не сказал: «…проклянем Мы…». В смене лица с первого на третье есть две пользы:

  • привлечение внимания читателя или слушающего, так как изменения в тексте заставляют человека обратить на это внимание.
  • рассказ о себе в третьем лице содержит возвеличивание, подобно тому, как король или царь говорит своим подчиненным: «Царь приказывает вам то-то и то-то!»

Пользы /фауаид/:

  1. Покаяние того, кто скрывает знания, примется только в том случае, если он исправится и начнет разъяснять людям. Такое покаяние имеет три условия:
    1. само покаяние — а это отказ от того, чтобы скрывать;
    2. исправление того зла, которое человек совершил своим сокрытием. Потому что по причине его скрывания истины, произошла порча;
    3. начать разъяснять истину самым лучшим способом.
    И таким образом их дурные дела заменятся на благие.
  2. Аллах простит любой грех, если человек покается.
  3. Подтверждение имен Аллаха «التواب» — «Принимающий покаяния» и «الرحيم» — «Милосердный». Аллах принимает покаяние согрешившего и проявляет милость к тем, кто был искренен в своих делах. С милостью приходит благо, а с покаянием устраняется зло.
  4. Подтверждение двух качеств Аллаха: милость и принятие покаяний.
  5. Из этих двух имен Аллаха вытекает действие: «Я приму их покаяния, ибо Я — Принимающий покаяния, Милосердный».
  6. Усиление вынесения решения о принятии покаяний тем, что такое решение вытекает из имени Аллаха — «التواب» — «Принимающий покаяния».
  7. Указание на то, что Аллах много принимает покаяний и указание на большое количество кающихся.
    Покаяние — это отказ от ослушания Аллаха и направление к повиновению Ему. Это отказ от многобожия и направление к единобожию. От прелюбодеяний — к целомудрию. От высокомерия — к скромности и униженности. От любого греха — к повиновению. Условий покаяния пять:
    1. искренность по отношению к Аллаху;
    2. сожаление о содеянном грехе;
    3. незамедлительно отказаться от него;
    4. твердое решение никогда не возвращаться к этому греху;
    5. совершение покаяние в то время, когда оно принимается.
    Первое условие: целью покаяния должно быть достижение довольства Аллаха и получение награды. Покаяние не должно совершаться из страха перед каким-то творением, или из-за надежды на него, или для достижения высокого положения и тому подобное.
    Второе условие: сожаление о содеянном грехе, то есть человек должен сожалеть о том, что он совершил этот грех.
    Третье условие: отказ и освобождение от греха. Сюда также входит восстановление прав других, если грех связан с нарушением этих прав. Так как тот, кто не восстановит нарушенное право, тот не освободился от греха.
    Четвертое условие: наличие решимости никогда не возвращаться к этому греху. Если человек во время покаяния намерен еще совершить этот грех, то его покаяние не принимается. Но если человек покается и потом через какое-то время опять совершит этот грех, его покаяние не нарушается, но оно требует обновления.
    Пятое условие: покаяние должно совершаться в то время, когда Аллах принимает его. Аллах не принимает покаяние, когда человек при смерти, или когда солнце взойдет с запада. Так как Аллах сказал: «Но бесполезно покаяние для тех, кто совершает злодеяния, а когда к нему приходит смерть, то говорит: „Вот теперь я раскаиваюсь“, — и для тех, кто умирает неверующим. Для них Мы приготовили мучительные страдания» Сура «ан-Ниса», аят 18. Также Он сказал: «Неужели они ожидают чего-либо помимо того, что к ним явятся ангелы, или явится твой Господь, или явятся некоторые из знамений твоего Господа? В тот день, когда явятся некоторые знамения твоего Господа, вера не принесет пользы душе, если та не уверовала прежде или не приобрела благодаря своей вере добро. Скажи: „Ждите, и мы тоже подождем“» Сура «аль-Ан’ам», аят 158. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не прекратится хиджра, пока не прекратится покаяние. А покаяние не прекратится, пока солнце не взойдет с запада» 254.
    Действительно ли покаяние, если человек в это же самое время совершает другие грехи? Ученые в этом вопросе разделились на три группы:
    1. действительно;
    2. недействительно;
    3. действительно, если этот грех другого вида.
    Более правильным является третье мнение. Но при этом человек не заслуживает имени кающегося в полном смысле этого слова. И этот человек не попадает под слова Аллаха, в которых Он хвалит кающихся. Например, если человек покаялся в прелюбодеянии, но продолжает смотреть на женщин, его покаяние принимается, но он не считается истинно кающимся. А если человек покаялся в прелюбодеянии, но продолжает совершать грех ростовщичества, то его покаяние за прелюбодеяние принимается, так как ростовщичество — это грех другого рода.
  8. Величие греха сокрытия истины, так как Аллах упомянул три дополнительных условия для их спасения от этого проклятия: «которые раскаялись, исправили содеянное и стали разъяснять истину». Ведь их сокрытие того, что ниспослал Аллах, непременно влечет за собой распространение порчи на земле и заблуждение людей. В качестве примера можно привести людей, которые скрыли признаки пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и, когда он пришел в Медину, сказали: «Это не тот посланник, которого мы ждем». И, исходя из их слов, может заблудиться весь мир. Поэтому недостаточно, если они просто выполнят все условия покаяния: они еще должны исправить то, что испортили.
  9. Величие знаний и тяжесть ноши, лежащей на знающих. И обладающий знанием будет находиться в большой опасности, если не будет выполнять обязанность по разъяснению знаний.

[1] Хадис передают имам Ахмад 4/99, 17040; Абу Дауд 2479; ад-Дарими 2613; в одном из его иснадов есть слабость, как об этом сообщает аз-Захаби 853/4; но его подкрепляет другой иснад, который передает имам Ахмад в 1/192.

Тафсир аль-Багауи

Тафсир аль-Багауи

159. Воистину, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения и верное руководство после того, как Мы разъяснили это людям в Писании, проклянет Аллах и проклянут проклинающие,

﴿159﴾ إِنَّ الَّذِينَ يَكْتُمُونَ مَا أَنزَلْنَا مِنَ الْبَيِّنَاتِ وَالْهُدَى مِن بَعْدِ مَا بَيَّنَّاهُ لِلنَّاسِ فِي الْكِتَابِ أُولَئِكَ يَلْعَنُهُمُ اللَّهُ وَيَلْعَنُهُمُ اللَّاعِنُونَ

«إِنَّ الَّذِينَ يَكْتُمُونَ مَا أَنزَلْنَا مِنَ الْبَيِّنَاتِ وَالْهُدَى مِن بَعْدِ مَا بَيَّنَّاهُ لِلنَّاسِ فِي الْكِتَابِ»

«Воистину, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения и верное руководство после того, как Мы разъяснили это людям в Писании». Эти аяты были ниспосланы относительно ученых-иудеев, которые скрывали описание Мухаммада ﷺ, аят о закидывании прелюбодеев камнями, а также некоторые другие шариатские постановления, которые были упомянуты в Торе.

 

«أُولَئِكَ يَلْعَنُهُمُ اللَّهُ»

«этих людей проклянет Аллах». Основа слова «اللعن» (проклятие) в арабском языке означает «الطرد و البعد» (изгнание и отдаление от чего-то).

 

«وَيَلْعَنُهُمُ اللَّاعِنُونَ»

«и проклянут проклинающие», т.е. создания будут просить Аллаха, чтобы Он проклял людей, которые скрывают истину, и скажут: «О Аллах, прокляни их!»

Среди ученых было разногласие относительно тех, кто является этими проклинающими.

Ибн ‘Аббас сказал: «Все создания, без исключения, кроме джиннов и людей».

Катада сказал: «Это ангелы».

‘Ата сказал: «Это джинны и люди».

Аль-Хасан сказал: «Все рабы Всевышнего Аллаха».

Затем Всевышний Аллах упомянул исключение, сказав:

160. за исключением тех, которые раскаялись, исправили содеянное и стали разъяснять истину. Я приму их покаяния, ибо Я — Принимающий покаяния, Милосердный.

﴿160﴾ إِلَّا الَّذِينَ تَابُوا وَأَصْلَحُوا وَبَيَّنُوا فَأُولَئِكَ أَتُوبُ عَلَيْهِمْ وَأَنَا التَّوَّابُ الرَّحِيمُ‬‬

«إِلَّا الَّذِينَ تَابُوا»

«за исключением тех, которые раскаялись», т.е. раскаялись в своем неверии.

 

«وَأَصْلَحُوا»

«и исправили», т.е. приняли ислам, исправили свои дела между собой и Господом.

 

«وَبَيَّنُوا»

«и разъяснили» то, о чем умалчивали раньше.

 

«فَأُولَئِكَ أَتُوبُ عَلَيْهِمْ»

«Я приму их покаяние», т.е. отнесусь к ним снисходительно и приму их покаяние.

 

«وَأَنَا التَّوَّابُ»

«ибо Я – Принимающий покаяния» постоянно, и Я возвращаю сердца рабов, которые убегают от Меня, к Самому Себе.

 

«الرَّحِيمُ‬‬»

«Милосердный», т.е. после того, как люди раскаявшись, обернутся ко Мне, Я проявлю им милость.