Чтение аятов 163-164 суры «аль-Бакара» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.

﴾ سورة البقرة ﴿

Сура «аль-Бакара» /Корова/

Аяты 163-164: Доказательства единственности Бога

163. Ваш Бог — Бог Единственный. Нет божества, кроме Него, Милостивого, Милосердного.

﴿163﴾ وَإِلَهُكُمْ إِلَهٌ وَاحِدٌ لَّا إِلَهَ إِلَّا هُوَ الرَّحْمَنُ الرَّحِيمُ

164. Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в кораблях, которые плывут по морю с тем, что приносит пользу людям, в воде, которую Аллах ниспослал с неба и посредством которой Он оживил мертвую землю и расселил на ней всевозможных животных, в смене ветров, в облаке, подчиненном между небом и землей, заключены знамения для людей разумеющих.

﴿164﴾ إِنَّ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَاخْتِلَافِ اللَّيْلِ وَالنَّهَارِ وَالْفُلْكِ الَّتِي تَجْرِي فِي الْبَحْرِ بِمَا يَنفَعُ النَّاسَ وَمَا أَنزَلَ اللَّهُ مِنَ السَّمَاءِ مِن مَّاءٍ فَأَحْيَا بِهِ الْأَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا وَبَثَّ فِيهَا مِن كُلِّ دَابَّةٍ وَتَصْرِيفِ الرِّيَاحِ وَالسَّحَابِ الْمُسَخَّرِ بَيْنَ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ لَآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَعْقِلُونَ‬‬

Тафсир шейха Мухаммада ибн Салих аль-’Усаймина

Тафсир шейха Мухаммада ибн Салих аль-’Усаймина

163. Ваш Бог — Бог Единственный. Нет божества, кроме Него, Милостивого, Милосердного.

﴿163﴾ وَإِلَهُكُمْ إِلَهٌ وَاحِدٌ لَّا إِلَهَ إِلَّا هُوَ الرَّحْمَنُ الرَّحِيمُ

Обращение ко всем людям: Аллах — ваш Единственный достойный объект поклонения. Единственный, поклонение Которому действительно. Под словом «إِلَهٌ» «божество» имеется в виду объект поклонения, которому поклоняются с любовью и возвеличиванием. Он единственный Господь. И Его единственность в божественности включает в себя Его единственность в Господстве. Далее Аллах говорит: «нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» или же «нет истинного божества, кроме Аллаха». Мы подразумеваем здесь именно слово «истинного», и никакое другое, исходя из смысла аята: «Это потому, что Аллах есть Истина, а то, чему они поклоняются помимо Него, есть ложь, а также потому, что Аллах — Возвышенный, Большой» Сура «аль-Хадж», аят 62. Аллах сказал: «Они — всего лишь имена, которыми нарекли их вы и ваши отцы, относительно которых Аллах не ниспослал никакого доказательства» Сура «ан-Наджм», аят 23. Некоторые люди решили, что на самом деле в этом аяте имеется в виду: «нет существующего божества, кроме Аллаха», но это явно ошибочно, и оно неправильно с двух сторон:

  • есть много божеств помимо Аллаха. Но все они ложные, как сказал Аллах: «Это потому, что Аллах есть Истина, а то, чему они поклоняются помимо Него, есть ложь, а также потому, что Аллах — Возвышенный, Большой». А также как сказал Всевышний: «Когда явилось веление твоего Господа, божества, к которым они взывали вместо Аллаха, ничем не помогли им» Сура «Худ», аят 101. Также сказал Аллах: «Не взывай к другим богам помимо Аллаха, а не то окажешься в числе тех, кого подвергнут мучениям» Сура «аш-Шуара», аят 213.
  • это утверждение неправильно ещё и потому, что оно означает: что те божества, которым они поклоняются наряду с Аллахом и есть Аллах.

«Милостивого, Милосердного», этот аят похож на слова Всевышнего: «Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному» Сура «аль-Фатиха», аяты 1-2. И упоминание этих двух имен после упоминания господства указывает на то, что господство Аллаха основывается на милости. Милостивый и Милосердный — два имени из имен Аллаха. Первое указывает на широту Его милости, а второе — на оказание Им милости.

Милость бывает общей и особенной: общая милость — это милость, оказываемая по отношению ко всем творениям. А особенная милость — это милость, оказываемая только по отношению к верующим.

Пользы /фауаид/:

  1. Божество всех творений одно, и это — Аллах.
  2. Подтверждение имен Аллаха: «Единственный» и «Бог». Имя «Единственный» также упоминается в словах Аллаха: «В тот день земля будет заменена другой, равно как и небеса, и они предстанут перед Аллахом, Единственным, Могущественным» Сура «Ибрахим», аят 48.
  3. Единственность Аллаха в Его божественности.
    Кто-то может задать такой вопрос: некоторые многобожники заблуждаются и начинают просить что-нибудь у божеств и молиться им, и им приходит то, что они просили. Как вы ответите на это?
    Ответ: Эти божества, или любые другие объекты поклонения ничего не могут сотворить, как сказал Аллах: «Кто же находится в большем заблуждении, чем те, которые взывают вместо Аллаха к тем, которые не ответят им до Дня воскресения и которые не ведают об их зове?! А когда люди будут собраны, они станут их врагами и будут отвергать их поклонение» Сура «аль-Ахкаф», аяты 5-6. Также Он сказал: «Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они отвергнут ваше поклонение. Никто не поведает тебе так, как Ведающий» Сура «Фатыр», аят 14. Поэтому, если им приходит что-либо из того, что они просили у своих божеств, то это ничто иное, как испытание от Аллаха, из-за которого заблуждаются многие. Он этим просто облегчает человеку путь к многобожию, тем самым проверяя, кто из людей поддастся искушению. И этот ответ приходит не по причине этого божества, а только благодаря испытанию.
  4. Неверие христиан, которые заявили о тройственности Бога. Этими словами они посчитали ложью Коран, более того, этими словами они противоречат Торе, Евангелию и призыву всех посланников без исключения. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Тем, в Чьей деснице душа Мухаммада, кто из людей, будь он иудеем или христианином, услышит обо мне и умрет, так и не уверовав в то, с чем я был послан, тот будет гореть в Аду» Сахих Муслим 386.
  5. Подтверждение двух имен Аллаха, а именно: «Милостивый» и «Милосердный».
  6. Подтверждение качества, которое несут в себе эти два имени, то есть качество милости.
  7. Бывает так, что если имя Аллаха упоминается отдельно, то оно имеет один смысл. А если имя Аллаха упоминается совместно с другим Его именем, то оно может нести другой смысл. Например, если имя «Милостивый» приходит одно, то оно означает качество милости само по себе, указывая на то, что милость составляет сущность Аллаха. А если имя «Милостивый» приходит вместе с именем «Милосердный», то первое имя будет описанием сущности Аллаха, а второе — описанием Его действия.

164. Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в кораблях, которые плывут по морю с тем, что приносит пользу людям, в воде, которую Аллах ниспослал с неба и посредством которой Он оживил мертвую землю и расселил на ней всевозможных животных, в смене ветров, в облаке, подчиненном между небом и землей, заключены знамения для людей разумеющих.

﴿164﴾ إِنَّ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَاخْتِلَافِ اللَّيْلِ وَالنَّهَارِ وَالْفُلْكِ الَّتِي تَجْرِي فِي الْبَحْرِ بِمَا يَنفَعُ النَّاسَ وَمَا أَنزَلَ اللَّهُ مِنَ السَّمَاءِ مِن مَّاءٍ فَأَحْيَا بِهِ الْأَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا وَبَثَّ فِيهَا مِن كُلِّ دَابَّةٍ وَتَصْرِيفِ الرِّيَاحِ وَالسَّحَابِ الْمُسَخَّرِ بَيْنَ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ لَآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَعْقِلُونَ‬‬

«Воистину, в сотворении небес и земли…» Слово «небеса» употреблено во множественном числе, потому что их семь. Но слово «земля» употреблено в единственном числе, хотя земель также семь. Слово «земля» употреблено как определение вида вещей, хотя и включает в себя множество земель. Сотворение — это появление вещи из ниоткуда. Под сотворением понимается их существование, указывающее на знания Аллаха, на мощь Аллаха, Его мудрость и милость.

В слова Аллаха: «… и земли», входит вся польза, которую Аллах заключил в земле, ведь человек берет из земли все, в чем он нуждается в своей жизни и после свой смерти. Аллах сказал: «Разве Мы не сделали землю вместилищем для живых и мертвых?» Сура «аль-Мурсалят», аяты 25-26. Представь, если бы земля была прозрачной, как стекло, и живые видели бы мертвых! Разве тогда земля была бы вместилищем для мертвецов? Представь, что земля будет твердой, как железо, что невозможно было бы хоронить мертвецов! Даже мы сами не смогли бы жить на ней! Более того, в земле находятся ископаемые, руды и минералы, в которых нуждаются люди. И если бы земля была такой, мы бы и сейчас не смогли добыть эти ископаемые.

«…в смене дня и ночи…», то есть во всем, что связано с днем и ночью: в свете и темноте, в холоде и тепле, в победе и оставлении без помощи. Сколько людей умерло во время этих дней и ночей?! Сколько сейчас живет?! Сколько униженных было возвышено?! Сколько могущественных было унижено?! Сколько случилось всего, чего не знает никто, кроме Аллаха?! Все эти перемены являются знамениями, указывающими на полноту власти Аллаха, и на полную Его Единственность в Его господстве и божественности.

Смена дня и ночи заключается ещё и в том, что они укорачиваются и удлиняются. Аллах сказал: «Это потому, что Аллах удлиняет день за счет ночи и удлиняет ночь за счет дня» Сура «аль-Хадж», аят 61. И это удлинение происходит так, что люди не замечают этого. Увеличивается понемногу, соразмерно, не скачками. Солнце не восходит неожиданно. Ведь если бы оно перемещалось резко и день с ночью менялись бы так же резко, то люди бы погибли от резких перепадов температур. Но Аллах сделал все соразмерно, и это все от Его милости и мудрости.

«в кораблях, которые плывут по морю с тем, что приносит пользу людям». Слово корабль в тексте аята упомянуто в единственном числе, но это слово употребляется для обозначения множественного числа, как в словах Аллаха: «Вы путешествуете на кораблях, плывущих вместе с ними при благоприятном ветре, которому они рады» Сура «Йунус», аят 22.

«в кораблях, которые плывут по морю», и здесь «по морю» дословно переводится как «внутри моря», так как приходит предлог «في» — «внутри, в». То есть здесь, возможно, имеются в виду подводные лодки, которые плавают под водой, защищают людей от врагов и охраняют страну. Но, возможно, под словом «في» имеется в виду предлог «على» — «на поверхности», то есть на поверхности моря. Как это приходит в словах Аллаха: «Среди Его знамений — плывущие по морю корабли, подобные горам» Сура «аш-Шура», аят 28. Эти корабли везут людей, нагружены пропитанием, всевозможными предметами, которые невозможно перевозить в таких количествах другими способами. Разве это не знамения Аллаха? Корабли не переворачиваются, а плывут по воде, насколько бы они ни были огромными! В наше время появились еще более великие знамения, а это воздушные корабли, плывущие по воздуху — самолеты. Эти знамения намного более велики и удивительны, чем корабли, плывущие по морю. Они, хоть и полностью сделаны из железа, плывут по воздуху и не падают. Что их держит? Они подобны птицам, которых держит только Аллах, ведь Аллах сказал: «Неужели они не видели птиц, покорно летающих в небе? Никто не удерживает их, кроме Аллаха. Воистину, в этом — знамения для людей верующих» Сура «ан-Нахль», аят 79.

«…с тем, что приносит пользу людям», то есть нагруженные тем, что приносит пользу людям: пропитанием, товаром и прочими нужными вещами. И корабли являются знамениями из знамений Аллаха, указывающие на полноту Его мощи, милости, и Его воли. Как сказал Аллах: «Аллах — Тот, Кто создал небеса и землю, ниспослал с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания, подчинил вам корабли, которые плывут по морям по Его воле, подчинил вам реки» Сура «Ибрахим», аят 32.

И из мудрости Аллаха то, что Он на земле установил Свою меру для того, чтобы люди извлекали пользу. Он даже соразмерил расположение каких-то вещей на планете. Ведь в одной местности у людей, например, много овощей, но у них нет пальм, а в другой местности есть пальмы, но нет тех овощей, и люди меняются друг с другом.

«…в воде, которую Аллах ниспослал с неба». Еще одно знамение для людей разумеющих — это вода, которую Аллах ниспосылает с неба. «…с неба», под небом здесь имеется в виду «высота», потому что дождь спускается с облаков, которые находятся между небесами и землей. Под водой понимается дождь. Это великое знамение. Знамением также является и то, что этот дождь падает каплями, а не сплошной стеной. Что указывает на Его милость, так как если бы дождь шел стеной, то он погубил бы весь мир. Знамение и в том, что он льет с неба, а не с земли, что он не горячий и не холодный: в этом случае все точно погибли бы. Аллах упоминает град в тексте Корана как наказание. Как сказал Всевышний: «Разве ты не видишь, что Аллах гонит облака, потом соединяет их, потом превращает их в кучу облаков, и ты видишь, как из расщелин ее изливается ливень. Он низвергает град с гор, которые на небе. Он поражает им, кого пожелает, и отвращает его, от кого пожелает. Блеск их молний готов унести зрение» Сура «ан-Нур», аят 43. И если дождь холодный или идет град, то это в основном не милость, а наказание.

Под словами: «Он оживил мертвую землю», имеется в виду не земля, а растения, которые на ней. Мертвая земля — та земля, которая засохла и на которой ничего не растет. Но после дождя она оживает, и на ней начинают расти растения. Как сказал Аллах: «…и земля становится зеленой» Сура «аль-Хадж», аят 63. В Коране содержится указание на многие знамения, в которых говорится об оживлении земли: некоторые из них указывают на милость, некоторые — на мудрость, некоторые — на мощь Аллаха.

Знамения, указывающие на милость Аллаха — это те знамения, в которых говорится об оживлении земли, и о великих пользах в этом, исходя из слов Всевышнего: «После этого Он распростер землю, вывел из нее воду и пастбища и утвердил на ней горы на пользу вам и вашему скоту» Сура «ан-Нази’ат», аяты 30-33. Также Аллах сказал: «Мы проливаем обильные ливни, затем рассекаем землю трещинами и взращиваем на ней зерна, виноград и люцерну, маслины и финиковые пальмы, сады густые, фрукты и травы на пользу вам и вашей скотине» Сура «’Абаса», аяты 25-32. Сколько других различных польз получаем мы из этих посевов, которые Аллах оживляет для нас посредством дождя. Они служат пропитанием для нашего скота и лекарством.

Знамения, указывающие на мудрость Аллаха — те знамения, в которых говорится о том, что оживление земли происходит по причине дождя. Из этого мы извлекаем пользу, что Аллах творит по Своей мудрости и предопределяет по Своей мудрости. Он способен сказать земле: «Произрасти растение», — и они вырастут без воды. Но всякая вещь связана с причиной. И то, что они растут только после дождя, указывает на то, что Аллах это сделал с определенной мудростью. И в этом мире все происходит строго в определенном порядке, и этот порядок не нарушится, пока этот мир будет существовать.

Знамения, указывающие на мощь Аллаха, заключаются в том, что ты видишь землю черной, сухой и растрескавшейся, на которой нет ничего живого, но если около месяца будет идти дождь, то ты увидишь, как все зарастет травой, цветами и всевозможными растениями. Аллах сказал: «Среди Его знамений — то, что ты видишь землю иссохшей, но когда Мы ниспосылаем на нее воду, она приходит в движение и набухает. Воистину, Тот, Кто оживил ее, непременно оживит мертвецов. Он способен на всякую вещь» Сура «Фуссылят», аят 39. Поистине, это великое знамение, указывающее на величие мощи Творца. Если бы все люди и джинны собрались в одном месте и попытались создать из ничего зерно, а потом сделать из него листок, то не смогли бы. Насколько велика должна быть мощь, чтобы вырастить из одного зерна семь колосьев, чтобы в каждом было еще по сто зерен?! Разве это не указывает на величие мощи Аллаха!?

«…расселил на ней…», то есть разделил и распространил, «…всевозможные животные», то есть все, что движется: большое и маленькое, разумное и неразумное. На земле бесчисленное количество видов животных. И только Аллах знает о них все: их виды и роды, количество, их нужды, сроки жизни — все. В этом также содержится знамение, указывающее на милость Аллаха, Его знание, мощь. Как Аллах сотворил такое количество разных видов животных, отличающихся друг от друга во всем?! Как он сотворил маленьких насекомых, а потом направил их на нужный путь, ведь Он сказал: «Господь наш — Тот, Кто придал облик всякой вещи, а затем указал всему путь» Сура «Та Ха», аят 50. Ты видишь, как муравей вытаскивает свои личинки из муравейника, когда туда попадает вода. Кому нужны эти личинки? Но Наимилостивейший позаботился об этом муравье и внушил ему, чтобы тот спасал свои личинки от потопа. Ты видишь, как хищные животные воспитывают своих детенышей, защищают их от врагов, а потом, когда они вырастут, они сами становятся врагами им. Ты слышал о настолько маленьких организмах, которые даже трудно разглядеть, а тем более трудно разглядеть их органы. Но, тем не менее, в них есть жизнь, они живут. Поистине, это великое знамение. И тот, кто внимательно изучал биологию, поймет, насколько велики эти знамения. Все животные по виду пользы, которую они приносят людям, делятся на три вида:

  • животные, приносящие исключительно пользу или пользу, преобладающую над вредом;
  • животные, приносящие больше вреда, чем пользы, либо исключительный вред, но в этом содержится много мудростей, которые неуместно здесь упоминать;
  • животные, которые не приносят ни вреда, ни пользы, но которые также указывают на полноту и совершенство силы и мощи Аллаха.

Также Аллах управляет ветрами, склоняет их в разные стороны и пускает их с разной силой и пользой. Иногда эти ветры приносят пользу, иногда — вред, иногда они дуют сильно, иногда слабо; иногда дуют с севера, иногда — с юга, иногда — с востока, иногда — с запада. В этом изменении ветров есть свои знамения: если бы они дули постоянно в одном направлении, то принесли бы вред всему миру. Но они постоянно дуют в разном направлении. Из-за перемены направлений они собирают облака, потом приходят другие ветра и гонят облака в разные стороны, разделяют их. Как сказал Аллах: «Аллах — Тот, Кто посылает ветры, которые поднимают облака. Он простирает их по небу, как пожелает, и разрывает их в клочья. Потом ты видишь, как из их расщелин льется дождь» Сура «ар-Рум», аят 48. Также Он сказал: «Мы послали оплодотворяющие ветры, а потом низвели с неба воду и напоили вас ею, но не вам ее сберегать» Сура «аль-Хиджр», аят 22. Толкователи Корана сказали, что здесь имеется в виду, что ветра оплодотворяют облака. В ветрах содержится знамение для тех, кто раньше плавал под парусом. Этими ветрами Аллах кого-то уничтожает, а кому-то посылает спасение: Он погубил им ’адитов, и Он же спас мусульман от неверующих во время битвы у рва, прогнав неверующих от Медины ветром. Если кто-либо задумается над этим знамением Аллаха, то поймет, насколько велика мощь Аллаха и Его милость, мудрость. Если все творения соберутся, то не смогут с такой силой передвигать огромные массы воздуха и менять их направление. Поэтому ветер также является одним из величайших знамений Аллаха.

Аллах сказал, что «в облаке, подчиненном между небом и землей» есть знамение для размышляющих. Они плавают по небу, подчиняясь воле Аллаха для пользы творениям. В облаках также заключены знамения, указывающие на мощь Аллаха, Его мудрость и милость.

Знамения, указывающие на мощь Аллаха, в том, что никто не сможет управлять этими облаками так, как ими управляет Аллах. Никто не сможет создать из ничего такие огромные тучи, которые внушают страх одним своим видом, облака низкие, высокие, кучевые и перистые, неподвижные и движущиеся с большой скоростью по велению Аллаха.

Знамения, указывающие на мудрость Аллаха, в том, что облака движутся над нами, собирая с земли влагу и перенося ее в другое место. Знамения, указывающие на милость Аллаха, в той пользе, которую приносят облака людям и скоту.

То, что Аллах сказал, что облака находятся «между небом и землей», не значит, что они соединены и прикасаются друг с другом. Из этих слов можно вывести опровержение тем, кто отрицает слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, сердца сыновей Адама находятся между пальцами Милостивого» Сахих Муслим, 2654. Они сказали: «Если бы было так, то получается, что пальцы Аллаха находятся внутри нас, что невозможно. Получается, что сердца людей не между пальцами Аллаха». Нет сомнения, что это явное искажение смысла хадиса. Но из смысла разбираемого аята видно, что слово «между» не обязательно означает прямое прикосновение.

Потом Аллах говорит, что все вышеперечисленное является знамением, то есть явным признаком, указывающим на что-либо. Аллах сказал, что эти знамения являются знамениями «для людей разумеющих», то есть для людей, которые имеют здравомыслящий разум, приносящий пользу человеку. Ведь истинно разумный человек понимает, что знамения указывают на наличие их Творца. Но если человек отворачивается от Аллаха, он не считается разумным, каким бы умным и знающим он ни был, так как он не извлекает пользу из того разума, который дал ему Аллах. Поэтому Аллах назвал таких людей неразумными и глупыми.

Пользы /фауаид/:

  1. Величие таких творений, как небеса и земля. И если бы они не были великим творением, то они не были бы знамением.
  2. Указание на наличие множества небес.
  3. Небеса — творения, раньше их не было, поэтому они не вечные. В этих словах содержится опровержение философам, которые сказали, что небесные тела вечные и не сотворенные. И поэтому они отрицают, что раскололась Луна во времена посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Отрицают они и слова Аллаха: «Приблизился Час, и раскололась луна» Сура «аль-Камар», аят 1. Эти философы говорят, что здесь имеется в виду проявление знания и появление света послания пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Но очевидно, что это явное искажение смысла аята, которое противоречит многочисленным достоверным хадисам, доказывающим, что раскалывание Луны было явным и настоящим.
  4. Человек должен размышлять над знамениями, заключенными в небесах и земле, и тогда он станет более уверенным в своей вере.
  5. Знамения, заключенные в небесах и земле, различны, и иногда указывают на милость, иногда на мощь, иногда на мудрость Аллаха.
  6. Перемена дней и ночи — знамения Аллаха.
  7. Также перемена дня и ночи является милостью Аллаха и Его мудростью.
  8. Корабли, плывущие по морям, также являются знамениями Аллаха и Его милостью.
  9. В дожде также заключаются знамения, которые упоминались ранее.
  10. Оживление земли дождем — знамение, указывающее на силу, мощь, милость и мудрость Аллаха, а также на оживление всего умершего.
  11. Также одно из знамений — расселение животных.
  12. Перемена ветров — одно из знамений Аллаха.
  13. В облаках, подчиненных между небом и землей есть великие знамения.
  14. Аллах похвалил разум и разумных людей, ведь именно с помощью разума человек постигает знамения Аллаха, которые увеличивают его веру и убежденность.
  15. Исходя из этого аята, следует, что люди бывают двух видов:
    ◆ те, кто разумеют и видят знамения Аллаха и этим самым делают вывод о том, что у Аллаха есть совершенные качества;
    ◆ те, кто не разумеют, про которых Аллах сказал: «Они подобны скотине, нет, они заблудились еще больше!» Сура «аль-Фуркан», аят 44.
Тафсир аль-Багауи

Тафсир аль-Багауи

163. Ваш Бог — Бог Единственный. Нет божества, кроме Него, Милостивого, Милосердного.

﴿163﴾ وَإِلَهُكُمْ إِلَهٌ وَاحِدٌ لَّا إِلَهَ إِلَّا هُوَ الرَّحْمَنُ الرَّحِيمُ

«وَإِلَهُكُمْ إِلَهٌ وَاحِدٌ لَّا إِلَهَ إِلَّا هُوَ الرَّحْمَنُ الرَّحِيمُ»

«Ваш Бог — Бог Единственный. Нет никого, достойного поклонения, кроме Него, Милостивого, Милосердного». Причиной снисхождения этого аята являются слова неверующих из числа курайшитов, которые сказали: «О Мухаммад, расскажи нам о своем Господе и опиши нам Его». Тогда Всевышний Аллах ниспослал этот аят и суру «Аль-Ихляс». «الواحد» (Единственный), Которому нет подобного, и нет у Него сотоварища.

Абу Ад-Духа сказал: «Когда был ниспослан этот аят, многобожники сказали: «Мухаммад заявил о том, что ваш Бог — Бог Единственный. Так пусть же покажет нам какое-нибудь знамение, если он правдив в своих словах».

И Всевышний Аллах, Свят Он и Велик, ниспослал аяты, в которых сказал:

164. Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в кораблях, которые плывут по морю с тем, что приносит пользу людям, в воде, которую Аллах ниспослал с неба и посредством которой Он оживил мертвую землю и расселил на ней всевозможных животных, в смене ветров, в облаке, подчиненном между небом и землей, заключены знамения для людей разумеющих.

﴿164﴾ إِنَّ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَاخْتِلَافِ اللَّيْلِ وَالنَّهَارِ وَالْفُلْكِ الَّتِي تَجْرِي فِي الْبَحْرِ بِمَا يَنفَعُ النَّاسَ وَمَا أَنزَلَ اللَّهُ مِنَ السَّمَاءِ مِن مَّاءٍ فَأَحْيَا بِهِ الْأَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا وَبَثَّ فِيهَا مِن كُلِّ دَابَّةٍ وَتَصْرِيفِ الرِّيَاحِ وَالسَّحَابِ الْمُسَخَّرِ بَيْنَ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ لَآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَعْقِلُونَ‬‬

«إِنَّ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ»

«Воистину, в сотворении небес и земли». Всевышний Аллах упомянул слово «небеса» во множественном числе, а слово «земля» в единственном числе, потому что все небеса созданы из чего-то одного, и вся земля создана из чего-то одного, а именно из земли. Поэтому толщина небес, их возвышенность, отсутствие каких-либо столбов, которые бы подпирали их, и то, что они никак не связаны между собой, а также то, что вы видим на небесах, будь то солнце, луна или звезды — все это является знамением небес.

Знамением земли является то, что она просторна, расстелена, распростерта ее ширина, а также те деревья, реки, горы, моря, которые мы видим, те сокровища, которые мы находим на земле, а также растения — все это является знамениями Всевышнего Аллаха.

 

«وَاخْتِلَافِ اللَّيْلِ وَالنَّهَارِ»

«в смене ночи и дня», они заменяют друг друга, один заменяет другого. Если один из них уходит, приходит другой, сразу же после него. Как об этом говорит Аллаха в другом аяте: «وَهُوَ الَّذِي جَعَلَ اللَّيْلَ وَالنَّهَارَ خِلْفَةً» — «Он сделал ночь и день заменой друг другу».

‘Ата сказал: «Под словом «اخْتِلَافِ» подразумевается различие света и тьмы, увеличение и уменьшение продолжительности дня и ночи».

«الليل» множественное число слова «ليلة» (ночь). А слово «الليالي» множественное число множественного числа. «النهار» множественное число слова «نهر» (день).

Всевышний Аллах упомянул ночь прежде дня, потому что она предшествует дню». Всевышний Аллах сказал: «وَآيَةٌ لَهُمُ اللَّيْلُ نَسْلَخُ مِنْهُ النَّهَا» — «Знамением для них является ночь, которую Мы отделяем ото дня».

 

«وَالْفُلْكِ الَّتِي تَجْرِي فِي الْبَحْرِ»

«и в тех кораблях, которые плывут по морю». Под словом «الفلك» подразумевается «السفن» (корабль). Если здесь подразумевается множественное число, тогда предложение будет в женском роде, а если в единственном числе, тогда в мужском роде.

Всевышний Аллах в другом аяте упоминает слово «الفلك» в единственном числе и в мужском роде, говоря: «إِذْ أَبَقَ إِلَى الْفُلْكِ الْمَشْحُونِ» — «Он сбежал на переполненный корабль». А в другом аяте упомянул во множественном числе и в женском роде, говоря: «حَتَّى إِذَا كُنْتُمْ فِي الْفُلْكِ وَجَرَيْنَ بِهِمْ بِرِيحٍ طَيِّبَةٍ» — «Вы путешествуете на кораблях, плывущих вместе с ними при благоприятном ветре».

И в этом аяте: «وَالْفُلْكِ الَّتِي تَجْرِي فِي الْبَحْرِ» — «и в тех кораблях, которые плывут по морю», знамение кораблей в том, что Всевышний подчинил их людям, т.е. научил строить их так, что они плывут по воде, и держатся на ней, а не идут ко дну.

 

«بِمَا يَنفَعُ النَّاسَ»

«с тем, что приносит пользу людям». Люди плавают на кораблях, загружают эти корабли различными грузами, когда занимаются торговлей, зарабатывают на них, и используют в других видах деятельности.

 

«وَمَا أَنزَلَ اللَّهُ مِنَ السَّمَاءِ مِن مَّاءٍ»

«в воде, которую Аллах ниспослал с неба», т.е. дождь. Некоторые говорят: «Здесь под словом «السماء» (небо) подразумевается «السحاب» (облака). Всевышний Аллах создает воду в облаках, потом вода снисходит с облаков».

Говорят также: «Под словом «السماء» (небо) подразумеваются известные небеса. Всевышний Аллах создает воду в небесах, потом это вода нисходит с небес на облака, а потом из облаков нисходит на землю».

 

«فَأَحْيَا بِهِ»

«и оживил ею», т.е. водою.

 

«الْأَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا»

«землю после ее смерти», т.е. после того, как она высохла и стала неплодородной

 

«وَبَثَّ فِيهَا»

«и расселил на ней», т.е. рассеял на этой земле

 

«مِن كُلِّ دَابَّةٍ وَتَصْرِيفِ الرِّيَاحِ»

«разные виды живых существ, и в смене направления ветров». Слово «الريح» (ветер) в арабском языке бывает как в мужском, так и в женском роде.

Всевышний Аллах меняет направление ветров так, что иногда он дует с севера, а иногда с юга, бывает восточный ветер, бывает и западный, и также промежуточные ветра.

Другие ученые говорят: «Что касается смены направления ветров, то в этом аяте подразумевается сама сущность ветра: иногда ветра бывают мягкие, иногда бывают в виде урагана, иногда бывают горячие ветра, иногда бывают холодные ветра».

Ибн ‘Аббас сказал: «Одни из величайших воинов Всевышнего Аллаха – это ветер и вода».

Ветер назван словом «الريح» от слова «الراحة» (спокойствие), потому что от ветра человеку становится приятно.

 

«وَالسَّحَابِ الْمُسَخَّرِ»

«и в подчиненных облаках», т.е. те облака, которые подчиняются Всевышнему Аллаху. Облака названы словом «السحاب», от слова «سحب» (тянуть), потому что они быстро двигаются, как будто их кто-то тянет.

 

«بَيْنَ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ لَآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَعْقِلُونَ‬‬»

«между небесами и землей, во всем этом знамения для людей разумеющих». Обладающие разумом смотрят на все эти создания и понимают, что у всех этих вещей есть Создатель, который сотворил все эти творения таким образом, что в них нет недостатков.