Чтение аята 187 суры «аль-Бакара» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.

﴾ سورة البقرة ﴿

Сура «аль-Бакара» /Корова/

Аят 187: Облегчение для соблюдающих пост в Рамадан

187. Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста. Ваши жены — одеяние для вас, а вы — одеяние для них. Аллах знает, что вы предаете самих себя (ослушаетесь Аллаха и вступаете в половую близость с женами по ночам во время поста в рамадане), и поэтому Он принял ваши покаяния и простил вас. Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи. Не вступайте с ними в близость, когда вы пребываете в мечетях. Таковы ограничения Аллаха, не приближайтесь к ним. Так Аллах разъясняет Свои знамения людям, — быть может, они устрашатся.

﴿187﴾ أُحِلَّ لَكُمْ لَيْلَةَ الصِّيَامِ الرَّفَثُ إِلَى نِسَائِكُمْ هُنَّ لِبَاسٌ لَّكُمْ وَأَنتُمْ لِبَاسٌ لَّهُنَّ عَلِمَ اللَّهُ أَنَّكُمْ كُنتُمْ تَخْتَانُونَ أَنفُسَكُمْ فَتَابَ عَلَيْكُمْ وَعَفَا عَنكُمْ فَالْآنَ بَاشِرُوهُنَّ وَابْتَغُوا مَا كَتَبَ اللَّهُ لَكُمْ وَكُلُوا وَاشْرَبُوا حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَكُمُ الْخَيْطُ الْأَبْيَضُ مِنَ الْخَيْطِ الْأَسْوَدِ مِنَ الْفَجْرِ ثُمَّ أَتِمُّوا الصِّيَامَ إِلَى اللَّيْلِ وَلَا تُبَاشِرُوهُنَّ وَأَنتُمْ عَاكِفُونَ فِي الْمَسَاجِدِ تِلْكَ حُدُودُ اللَّهِ فَلَا تَقْرَبُوهَا كَذَلِكَ يُبَيِّنُ اللَّهُ آيَاتِهِ لِلنَّاسِ لَعَلَّهُمْ يَتَّقُونَ‬

Тафсир шейха Мухаммада ибн Салих аль-’Усаймина

Тафсир шейха Мухаммада ибн Салих аль-’Усаймина

187. Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста. Ваши жены — одеяние для вас, а вы — одеяние для них. Аллах знает, что вы предаете самих себя (ослушаетесь Аллаха и вступаете в половую близость с женами по ночам во время поста в рамадане), и поэтому Он принял ваши покаяния и простил вас. Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи. Не вступайте с ними в близость, когда вы пребываете в мечетях. Таковы ограничения Аллаха, не приближайтесь к ним. Так Аллах разъясняет Свои знамения людям, — быть может, они устрашатся.

﴿187﴾ أُحِلَّ لَكُمْ لَيْلَةَ الصِّيَامِ الرَّفَثُ إِلَى نِسَائِكُمْ هُنَّ لِبَاسٌ لَّكُمْ وَأَنتُمْ لِبَاسٌ لَّهُنَّ عَلِمَ اللَّهُ أَنَّكُمْ كُنتُمْ تَخْتَانُونَ أَنفُسَكُمْ فَتَابَ عَلَيْكُمْ وَعَفَا عَنكُمْ فَالْآنَ بَاشِرُوهُنَّ وَابْتَغُوا مَا كَتَبَ اللَّهُ لَكُمْ وَكُلُوا وَاشْرَبُوا حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَكُمُ الْخَيْطُ الْأَبْيَضُ مِنَ الْخَيْطِ الْأَسْوَدِ مِنَ الْفَجْرِ ثُمَّ أَتِمُّوا الصِّيَامَ إِلَى اللَّيْلِ وَلَا تُبَاشِرُوهُنَّ وَأَنتُمْ عَاكِفُونَ فِي الْمَسَاجِدِ تِلْكَ حُدُودُ اللَّهِ فَلَا تَقْرَبُوهَا كَذَلِكَ يُبَيِّنُ اللَّهُ آيَاتِهِ لِلنَّاسِ لَعَلَّهُمْ يَتَّقُونَ‬

«Вам дозволено…», то есть вам разрешил Аллах.

«…вступать в близость с вашими женами…», то есть вступать в половой акт.

«…в ночь поста» — имеются в виду все ночи месяца рамадан.

«Ваши жены — одеяние для вас, а вы — одеяние для них» — это предложение объясняет предыдущие слова. Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночи поста, так как муж не может обойтись без жены, подобно тому, как он не может обойтись без одежды, также и жена. Всевышний приводит сравнение с одеждой, так как одежда закрывает срамные места человека, защищает его. На это же указал посланник Аллаха ‎ﷺ, сказав: «О молодежь! Тот, кто имеет возможность, пусть женится, ведь женитьба потупляет взор и сохраняет целомудрие». Сахих аль-Бухари 3398.

Затем Всевышний объяснил мудрость дозволения близости в ночь поста: «Аллах знает, что вы предаете самих себя (ослушаетесь Аллаха и вступаете в половую близость с женами по ночам во время поста в рамадане)», — то есть если бы не было разрешения, то вы не смогли бы вытерпеть.

В начале ниспослания обязанности соблюдения поста людям было запрещено наслаждаться женами в том случае, если человек ложился спать до наступления намаза иша или после совершения намаза иша. А также есть и пить до захода солнца следующего дня. Это стало трудным испытанием, которое не все из них выдержали. Всевышний объяснил нам свою мудрость и милость к нам в дозволении близости в ночь поста: «Аллах знает, что вы предаете самих себя (ослушаетесь Аллаха и вступаете в половую близость с женами по ночам во время поста в рамадане)».

«…и поэтому Он принял ваши покаяния и простил вас», то есть отменил первое положение, которое было трудным для вас. Отмена приказа и установление более легкого положения называется также «тауба» (принятие покаяния), что подтверждается словами Всевышнего: «Он знает, что вам не сосчитать этого, и принимает ваши покаяния» Сура «аль-Муззаммиль», аят 20. Всевышний называет облегчение покаянием, указывая на то, что без отмены более трудного постановления человек был бы грешным, совершая запретное или оставляя обязательное.

«…и простил вас», то есть Аллах не будет спрашивать вас за то, что вы нарушили предписанное вам прежде.

«Отныне вступайте с ними в близость…», то есть сейчас, после того как Аллах простил вам и принял покаяние, вступайте с ними в близость. Под близостью имеется в виду половая близость.

«…и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах», то есть стремитесь получить от Аллаха то, что только Он в силах вам дать: ребенка по причине вашей близости.

«Ешьте и пейте…», то есть вам позволяется есть и пить ночью.

«…пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной…» — под белой нитью подразумевается белизна дня, а под черной — чернота ночи.

«…а затем поститесь до ночи», то есть завершайте пост полностью до ночи. А ночь наступает после захода солнца, как сказал посланник Аллаха ‎ﷺ: «Если ночь придет с этой стороны, а день уйдет с другой и солнце зайдет, то тогда приходит время разговения для постящегося». Сахих аль-Бухари 1954. Как только солнечный диск зайдет за горизонт, постящийся имеет право разговиться, и не является условием, чтобы пропала краснота после этого, как думают некоторые люди. Значит, у поста есть свой срок: есть начало и есть конец. И мы не можем что-то прибавить или убавить.

«Не вступайте с ними в близость, когда вы пребываете в мечетях» — эти слова были упомянуты после слов Всевышнего: «Отныне вступайте с ними в близость», чтобы никто не подумал, что разрешение охватывает и тех, кто находится постоянно в мечети.

«Не приближайтесь к ним», то есть Аллах запретил нам приближаться, чтобы быть как можно дальше от запретного и от тех вещей, что приводят к запретному. Сколько людей, находясь рядом с запретным, попали в него.

«Так Аллах разъясняет Свои знамения людям…», то есть разъясняет те положения, которые пришли в этих аятах.

«…быть может, они устрашатся», то есть по причине ниспосланного они будут бояться Аллаха. Под словом «تقوي» имеется в виду взятие защиты от наказания Аллаха путем выполнения Его приказов и оставления Его запретов. Это самое лучшее определение, которое было дано этому слову.

Пользы /фауаид/:

  1. Милость Всевышнего к Своим рабам заключается в том, что Он заменил первое положение, облегчив его.
  2. Разрешается общаться мужу и жене о нескромных вещах. На это указывают слова Всевышнего: «Вам дозволено вступать в близость с вашими женами».
  3. Мужчине разрешается получать удовольствие со своей женой с момента заключения брачного договора, если это не противоречит принятым условиям, так как Всевышний говорит: «…с вашими женами». Некоторые люди считают, что непозволительно получать удовольствие[1] до тех пор, пока не будет публично озвучено о никахе[2]. Это неправильно. Но есть опасность того, что между молодыми людьми возможна половая близость, что в свою очередь может привести к беременности. Чтобы у людей не возникало сомнений, необходимо сдержать себя.
  4. Женщина является укрытием для своего мужа, так же как и муж является укрытием для нее. Они близки друг к другу подобно одеянию. Как сказал Всевышний: «Ваши жены — одеяние для вас, а вы — одеяние для них».
  5. Объяснение причин дозволенности или запрещенности чего-либо. Они дозволены для вас, так как это ваши жены. Этот аят является причиной разрешения.
  6. Знание Аллаха о том, что находится в душе человека. Как сказал Всевышний: «Аллах знает, что вы предаете самих себя».
  7. Человек может предать как кого-то, так и самого себя, начав совершать грехи. А мы несем ответственность за свою душу перед Аллахом. Как сказал Всевышний: «Аллах знает, что вы предаете самих себя».
  8. Подтверждение того, что Аллах принимает покаяния. Как сказал Всевышний: «Он принял ваши покаяния». Принятие покаяния — это качество Аллаха, связанное с Его действиями.
  9. Подтверждение того, что Всевышний прощает. Как сказал Всевышний: «…простил вас».
  10. Подтверждение того, что Аллах отменил решение в опровержение тем, кто это отрицает. В данном аяте мы это явно видим: «Отныне вступайте с ними в близость», то есть до этого момента это было для вас не дозволено.
  11. Отменить положение, облегчив его, считается одним из видов покаяния. Что же касается слов Всевышнего: «…поэтому Он принял ваши покаяния и простил вас», то здесь имеется в виду прощение за то, что люди предавали самих себя.
  12. Разрешение вступать в любую близость со своей женой, за исключением близости в задний проход и близости во время менструаций или послеродовых кровотечений.
  13. Человек, вступающий в близость со своей женой, должен желать ребенка. Как сказал Всевышний: «…стремитесь к тому, что предписал вам Аллах». Как передается от Умара, да будет доволен им Аллах, он не вступал в близость, кроме как с желанием того, чтобы появился ребенок. Вместе с тем это не запрещает ему иметь близость с женой по причине страсти, более того, за это он получает награду от Всевышнего. Посланник Аллаха ‎ﷺ сказал: «Поистине, даже половой акт засчитывается как милостыня». Сподвижники спросили: «О посланник Аллаха, человек, удовлетворяя свою страсть, получает награждение за это?» Он ответил: «Да, а если кто-либо из вас удовлетворит свою страсть запретным способом, получит ли он за это грех?» Они ответили: «Да». Тогда он сказал: «И точно также, если он удовлетворит свою страсть через разрешенное, он получит за это награду». Сахих Муслим 2329.
  14. Разрешение есть, пить и заниматься близостью во время ночей поста до утреннего рассвета. Как сказал Всевышний: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной». Некоторые ученые извлекли из этого аята желательность «сухура»[3] и возможность его отсрочки. В действительности же это говорит об их глубоком понимании этого аята. Ведь было разрешено принимать пищу, пить в ночь поста из-за мягкости к человеку. И поэтому, чем больше будет отсрочено, тем легче будет для него. И если это разрешение пришло для облегчения и милости к постящемуся, это указывает на то, что самое лучшее время для сухура — это время перед утренним рассветом. На это указывают хадисы Пророка ‎ﷺ. Посланник Аллаха ‎ﷺ сказал: «Ешьте перед рассветом, ибо в сухуре благодать». Сахих аль-Бухари 1923. Благодать «сухура» заключается в пяти вещах:
    1. сухур помогает постящемуся выполнять поклонение;
    2. когда человек совершает сухур, он подчиняется тем самым приказу Пророка ‎ﷺ;
    3. совершение «сухура» — это следование за посланником Аллаха ‎ﷺ;
    4. поев сухур, человек не нуждается в еде и питье в течение дня;
    5. в «сухуре» заключается разница между нашим постом и постом обладателями Писания.
  15. Если утренний рассвет застал человека в то время, когда тот был близок с женой, но в этот момент он остановился, то он не должен восполнять этот день другим и не обязан делать что-либо за искупление. Если же человек не остановится, то его пост будет недействительным и он должен будет возместить этот день, а так же заплатить искупление. Исключением является лишь то, что человек не знал и не видел, как наступил рассвет.
  16. Постящемуся разрешается проснуться в половом осквернении. Всевышний Аллах дозволил близость до рассвета и понятно, что если он закончит близость ближе к этому времени, он не успеет совершить полное омовение, кроме как после рассвета. Как пришло достоверно от посланника Аллаха ‎ﷺ, «он просыпался, будучи в осквернении после близости со своей женой, а затем продолжал поститься». Сахих аль-Бухари 1931.
  17. Разрешается кушать, пить и вступать в близость с женой, если сомневаешься, наступил рассвет или нет. Ведь Всевышний сказал: «…пока вы не сможете отличить». А если же он потом узнал, что поел, попил или вступил в близость после утреннего рассвета, то на нем не будет греха.
  18. Опровержение тем, кто говорит, что постящемуся разрешается кушать и пить до восхода солнца в словах Всевышнего: «…пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи».
  19. Ошибка тех невежественных людей, которые дают азан до наступления рассвета, полагая, что они это делают для предосторожности в своей религии. Посланник Аллаха ‎ﷺ дозволил есть, пить, близость с женой до наступления рассвета. На это же указывают следующие слова посланника Аллаха: «Поистине Биляль дает азан ночью, поэтому кушайте и пейте до тех пор, пока не услышите азан Ибн Умму Мактума, ведь он не дает азан до тех пор, пока не наступит рассвет». Сахих аль-Бухари 2536. То, что они делают, на самом деле только противоречит предосторожности в религии, так как это приведет к тому, что люди оставят то, что им дозволил Аллах из еды, питья, половой близости, а также совершают намаз раньше положенного времени. Это откроет двери тем, кто безответственно относится к религии: они будут продолжать есть, пить и после азана, зная, что азан был дан раньше времени, и продолжат после рассвета, не зная об этом. Необходимо знать, что настоящая предосторожность в твоей религии заключается в следовании Книге Аллаха и Сунне Его Пророка ‎ﷺ, а не в осложнении и отягощении.
  20. Если человек съест что-то, полагая, что рассвет еще не наступил, а затем поймет, что он сделал это после рассвета, его пост будет действительным. Так как ему дозволено есть и пить пока ему не станет ясно, что наступил утренний рассвет. Поэтому если человеку что-то разрешается, то за этим никак не может последовать грех и он не несет за это никакой ответственности. Известно правило, связанное с фикхом: «Человек не несет ответственности за то, к чему может привести разрешение». И это правило подтверждается многими доводами. Как сказано в Коране: «Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись» Сура «аль-Бакара», аят 286, «Не будет на вас греха, если вы совершите ошибку, если только вы не вознамерились совершить такое в сердце» Сура «аль-Ахзаб», аят 5. На это же указывают сообщения от Ади бин Хатима, да будет доволен им Аллах: «Когда был ниспослан аят, в котором сказано: “…ешьте и пейте, пока заря не позволит вам отличить белую нить от чёрной…”, я взял чёрные и белые путы и положил их себе под подушку, а ночью стал смотреть на них, но ничего не смог различить. Утром я пошёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал ему обо всём, и он сказал (мне): “Поистине, это — чернота ночи и белизна дня”». Сахих аль-Бухари 1916, Сахих Муслим 2533. Обратите внимание, что посланник Аллаха ‎ﷺ объяснил ему, что на самом деле имеется в виду в этом аяте, но не приказал ему возмещать пост.
  21. Указание на нежелательность держать пост два дня подряд в словах Всевышнего: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить». Вначале это было разрешено, но затем посланник Аллаха ‎ﷺ запретил это, сказав: «Не поститесь непрерывно, а тот из вас, кто захочет сделать это, пусть разговеется перед рассветом (следующего дня)». Сахих аль-Бухари 1963. Более того, посланник Аллаха побуждал спешить в разговении, говоря: «Люди не лишатся блага до тех пор, пока не перестанут спешить с разговением». Сахих аль-Бухари 1957. Продолжать держать пост до утреннего рассвета разрешено, но не узаконено шариатом. Как, например, давать милостыню за мертвого разрешено, но не узаконено шариатом.
  22. Мы должны принимать во внимания правдивый рассвет, а не лживый. Особенностью правдивого рассвета является то, что его свет виден через весь горизонт. Ученые сказали, что между правдивым и ложным рассветом есть три разницы:
    1. свет правдивого рассвета протягивается от юга к северу, а свет ложного вытягивается вверх от востока к западу.
    2. свет правдивого рассвета проходит по горизонту, а между светом ложным и горизонтом — темнота.
    3. свет правдивого рассвета продолжается и прибавляется, а свет ложного исчезает.
  23. Свет дня и темнота ночи приходят друг за другом, они не могут прийти вместе. Как сказал Всевышний: «…как вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной».
  24. Желательным является спешить с разговением, как на это указывают слова Всевышнего: «…до ночи», и как на это явно указывают слова Пророка ‎ﷺ: «Люди не лишатся блага до тех пор, пока не перестанут спешить с разговением».
  25. Узаконенным постом считается тот, который продолжается от утреннего рассвета до захода солнца, как на это указывают слова Всевышнего: «…а затем поститесь до ночи».
  26. Узаконенный пост кончается с наступлением ночи, как на это указывают слова Всевышнего: «…до ночи». Посланник Аллаха ‎ﷺ объяснил это, сказав: «Если ночь придет с этой стороны, а день уйдет с другой и солнце зайдет, то тогда приходит время разговения для постящегося».
  27. Указание на дозволенность совершения «итикаф»[4], так как Аллах подтвердил это положение. Исходя из слов Всевышнего: «вы пребываете в мечетях». В этих слова подтверждение того, что они делают. Узаконенный итикаф может быть только в мечети.
  28. Итикаф можно совершать во всех мечетях, так как на это указывают слова Аллаха: «…в мечетях…». Итикаф не ограничивается одной из трех мечетей, как об этом говорят некоторые. А что касается хадиса Хузейфы: «Нет итикафа, кроме как в трех мечетях!»[5] отметим, что если даже этот хадис достоверен, то он указывает на совершенный итикаф, но не на ограничение.
  29. Внешний смысл этого аята указывает на то, что разрешается делать итикаф во всех мечетях, даже если в этой мечети коллективный намаз читают непостоянно.
  30. Запрет иметь близость с женой во время итикафа.
  31. Близость с женой делает итикаф недействительным. Так как в этом аяте был конкретизирован запрет на это, а мы знаем, что если есть конкретизация запрета в каком-то виде поклонения, то эта вещь делает его недействительным.
  32. Ученые вывели пользу этого аята в том, что итикаф проводится в конце месяца рамадан, так как Всевышний упомянул его после аята о посте. На это указывает Сунна. Посланник Аллаха ‎ﷺ совершал итикаф только в последние дни Рамадана. Сначала он делал итикаф в начале и середине месяца, но когда ему сказали, что ночь предопределения придет в последние десять дней, он оставил итикаф в первой и второй части месяца.
  33. У приказов Аллаха есть границы, так же как есть границы у его запретов. Всевышний сказал: «Таковы ограничения Аллаха».
  34. Раб Аллаха должен отдаляться от Его запретов. Как сказал Всевышний: «Не приближайтесь к ним». В хадисе от посланника Аллаха ‎ﷺ пришло: «Остерегающийся сомнительного очищает свою религию и свою честь, а тот, кто занимается сомнительным, подобен пастуху, который пасёт (своё стадо) около заповедного места и вот-вот окажется там. Поистине, у каждого владыки есть своё заповедное место, и, поистине, заповедным местом Аллаха на земле Его является то, что запрещено Им». Сахих аль-Бухари 52, Сахих Муслим 4094.
  35. Всевышний разъясняет Своим рабам как мирские знамения, так и шариатские. Как сказал Всевышний: «Так Аллах разъясняет Свои знамения людям». Знамения в бытие — это Его создания. Каждое из его созданий в своей сущности, описании, состоянии является одним из его знамений в бытие, как сказал Всевышний: «Среди Его знамений — ночь и день, солнце и луна» Сура «Фуссылат», аят 37, или слова Всевышнего: «Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жен для вас» Сура «ар-Рум», аят 21, или слова Всевышнего: «Среди Его знамений — то, что Он сотворил вас из земли. После этого вы стали родом человеческим и расселяетесь» Сура «ар-Рум», аят 20. Его создания являются Его знамениями, так как никто не способен сотворить что-то подобное. Знамения в шариате — это те знамения, которые Всевышний ниспослал своим посланникам и пророкам из откровений. Его знамения в шариате указывают на совершенство того, что было ниспослано из знаний, милости, мудрости и тому подобного, исходящего из Его сообщений. Ведь если ты задумаешься о тех мыслях, что передаются в них, то поразишься, насколько они правдивы и разъяснены и со- держат в себе пользу. Всевышний сказал: «Мы рассказываем тебе самое прекрасное повествование, внушая тебе в откровении этот Коран» Сура «Йусуф», аят 3. Самое лучшее повествование и самое полезное — это откровения, как Коран и другие писания. Как сказал Всевышний: «В повествовании о них содержится назидание для обладающих разумом» Сура «Йусуф», аят 111. А если ты задумаешься над теми постановлениями, которые в них есть, то найдешь, что они лучше всего подходят рабам Аллаха в их жизни и для их смерти, как сказал Всевышний: «Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?» Сура «аль-Маида», аят 50. Если все создания соберутся вместе, чтобы вынести какое-либо постановление, похожее на то, что ниспослал Аллах Своему посланнику, они не смогут сделать этого.
  36. Опровержение тем, кто отрицает имена и качества Аллаха, а также всем тем, кто искажает слова Всевышнего, касающиеся Его имен и качеств.
  37. Знание является причиной богобоязненности: «…быть может, они устрашатся», так как этот аят пришел после слов: «Так Аллах разъясняет Свои знамения людям». В этом есть указание на то, что чем больше аяты будут разъяснены, тем больше будет богобоязненности, что поддерживается словами Всевышнего: «Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием» Сура «Фатыр», аят 28. И поэтому говорят: «Кто больше осведомлен об Аллахе, тот больше Его и страшится».
  38. Высота степени богобоязненности. Аллах разъясняет Свои знамения для того, чтобы люди достигли степени богобоязненности.

Вопрос: Является ли обязательным перестать пить, если постящийся пил из сосуда с водой и услышал утренний азан, или же он должен удовлетворить свою жажду? По мазхабу Имама Ахмада является обязательным прекратить пить даже ту воду, которая у него уже во рту, это же касается и пищи, он должен выплюнуть все. И это понимается внешне из Корана. Но приходит хадис в «муснаде Имама Ахмада» от Абу Хурейры о том, что если у тебя в руке сосуд с водой и ты слышишь как муаззин дает азан, ты не должен оставлять сосуд, пока не утолишь свою нужду из него[6]. Даже если этот хадис достоверный, то здесь имеется в виду, что если муаззин даст азан до утреннего рассвета и тому, кто пьет, не стал очевидным утренний рассвет, то в этом случае ему разрешается продолжать пить. И это подтверждается другими словами Пророка ‎ﷺ: «Поистине Биляль дает азан ночью, поэтому кушайте и пейте до тех пор, пока не услышите азан Ибн Умму Мактума, ведь он не дает азан до тех пор, пока не выйдет утренний рассвет». Сахих аль-Бухари 2536. Но кто-то может сказать, что необходимо придерживаться внешнего смысла этого хадиса, ведь пьющий начал пить в то время, когда это было дозволено. Это подобно тому, что сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Тот, кто застанет один ракаат из намаза, то он застал намаз». Сахих аль-Бухари 580.

[1] То есть поцелуи, объятия и тому подобное, кроме совокупления.

[2] То есть до тех пор, пока люди не узнают, что они муж и жена.

[3] «Сухур» — прием пищи непосредственно перед утренним намазом.

[4] «Итикаф» — затворничество в мечети. Языковое значение — это пребывание в каком-либо месте. В шариате — это продолжительное пребывание в мечети особым образом, ради поклонения Аллаху. См. “аль-Муфрадат” 343, “Шарх Сахих Муслим” 8/66.

[5] Этот хадис привел Абдур-Раззак в своем сборнике под номером 8016, Тахави в «Мушкале Асар». Некоторые относят этот хадис к самому Пророку ‎ﷺ, а некоторые к словам Хузейфы.

[6] «Муснад имама Ахмада» 10637. Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани назвали этот хадис достоверным.