Чтение аята 189 суры «аль-Бакара» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.

﴾ سورة البقرة ﴿

Сура «аль-Бакара» /Корова/

Аят 189: Благочестив тот, кто богобязнен

189. Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: «Они определяют промежутки времени для людей и хаджа. Благочестие не в том, чтобы вы входили в дома с их задней стороны. Но благочестив тот, кто богобоязнен. Входите в дома через двери и бойтесь Аллаха, — быть может, вы окажетесь преуспевшими.

﴿189﴾ يَسْأَلُونَكَ عَنِ الْأَهِلَّةِ قُلْ هِيَ مَوَاقِيتُ لِلنَّاسِ وَالْحَجِّ وَلَيْسَ الْبِرُّ بِأَن تَأْتُوا الْبُيُوتَ مِن ظُهُورِهَا وَلَكِنَّ الْبِرَّ مَنِ اتَّقَى وَأْتُوا الْبُيُوتَ مِنْ أَبْوَابِهَا وَاتَّقُوا اللَّهَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ‬‬‬

Тафсир шейха Мухаммада ибн Салих аль-’Усаймина

Тафсир шейха Мухаммада ибн Салих аль-’Усаймина

189. Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: «Они определяют промежутки времени для людей и хаджа. Благочестие не в том, чтобы вы входили в дома с их задней стороны. Но благочестив тот, кто богобоязнен. Входите в дома через двери и бойтесь Аллаха, — быть может, вы окажетесь преуспевшими.

﴿189﴾ يَسْأَلُونَكَ عَنِ الْأَهِلَّةِ قُلْ هِيَ مَوَاقِيتُ لِلنَّاسِ وَالْحَجِّ وَلَيْسَ الْبِرُّ بِأَن تَأْتُوا الْبُيُوتَ مِن ظُهُورِهَا وَلَكِنَّ الْبِرَّ مَنِ اتَّقَى وَأْتُوا الْبُيُوتَ مِنْ أَبْوَابِهَا وَاتَّقُوا اللَّهَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ‬‬‬

«Они спрашивают тебя о новолуниях», то есть спрашивают, в чем мудрость новолуний, ради чего их создал Всевышний. Новолунием называется начало месяца, когда появляется новая луна.

«Скажи: “Они определяют промежутки времени для людей и хаджа”». Ученые по красноречию считают, что посланника Аллаха ‎ﷺ спросили, почему луна в начале маленькая, а затем увеличивается. Но они не спрашивали посланника Аллаха ‎ﷺ об этом, они спросили его о мудрости новолуний и почему Аллах создал новолуния именно таким образом. Доводом этому служит ответ. Известно, что ответ должен соответствовать вопросу, кроме как если есть достоверный текст.

«Скажи: “Они (то есть новолуния) определяют промежутки времени для людей…”», то есть те промежутки, посредством которых назначаются дела людей. Как, например, промежуток времени, в течение которого вдова должна носить траур, — четыре месяца и десять дней; промежуток времени, который выжидает разведенная женщина, имевшая половую близость с мужем, если у нее не бывает менструаций, — три месяца с момента развода. И тому подобное из сроков, в которых нуждаются люди.

«…хаджа», то есть новолуния определяют время совершения хаджа. Известно, что срок совершения хаджа — три месяца, которые начинают- ся в месяце Шавваль и кончаются месяцем Зуль-Хиджа. Так же есть определенное время для совершения поста. Как сказал Всевышний: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» Сура «аль-Бакара», аят 185.

«Благочестие не в том, чтобы вы входили в дома с их задней стороны» — во времена язычества, когда кто-то входил в состояние ихрама, он не мог зайти домой с центральной двери, считая, что это делает недействительным его ихрам. Поэтому они заходили в дом через заднюю дверь, иногда перелезали через стены или крышу, считая, что так они ближе к Аллаху. Всевышний Аллах отрицал это, сказав: «Благочестие не в том, чтобы вы входили в дома с их задней стороны». Это трудно, глупо, противоречит мудрости и благочестию: «Но благочестив тот, кто богобоязнен. Входите в дома через двери».

«Но благочестив тот, кто богобоязнен», то есть бойтесь Аллаха. Благочестием может быть только богобоязненность, и это и есть сущность благочестия, но не то, чтобы бояться заходить домой через двери.

«…и бойтесь Аллаха…», то есть защитите себя от наказания Аллаха, выполняя Его приказы и оставляя Его запреты.

«…быть может, вы окажетесь преуспевшими» — то есть, чтобы вы преуспели. Слово «успех» в арабском языке означает достижение желаемого и спасение от страшного.

Пользы /фауаид/:

  1. Сильное стремление сподвижников получить знания. Ведь они задавали вопросы как связанные с мирским, так и вопросы, связанные с религией. Так как новолуния затрагивают мирские и религиозные вопросы.
  2. То внимание, которое уделяет Всевышний посланнику Аллаха ‎ﷺ, отвечая на вопросы, адресованные ему.
  3. Разъяснение знаний, слуха и милости Всевышнего. Как это мы видим в словах Всевышнего: «Они спрашивают тебя…». Аллах знал о том, что они спрашивают, услышал их и затем проявил к ним свою милость тем, что ответил на их вопрос.
  4. Мудрость в новолуниях состоит в том, что они определяют для людей промежутки времени, касающиеся как их религии, так и мирской жизни.
  5. Промежутками времени для всех людей считаются те промежутки, которые создал для них Аллаха — новолуния. Что же касается того исчисления, которое сейчас ведут люди, то это исчисление не подтверждается ни разумом, ни шариатом. В их календаре в некоторых месяцах двадцать восемь дней, в некоторых тридцать, а в некоторых тридцать один. Этому нет никакого логического объяснения. У их месяцев нет знаков, которые бы говорили о начале месяца или его конце. В отличие от месяцев, которые исчисляются по новолуниям, когда каждый видит, начало это или конец месяца.
  6. Хадж связан с определенными месяцами, как сказал Всевышний: «…и хаджа».
  7. Благочестие заключается в том, чтобы крепко держаться того, что узаконил Всевышний Аллах, и предостерегаться от ослушания Его. Как сказал Всевышний: «Но благочестив тот, кто богобоязнен».
  8. Привычки или традиции никак не могут узаконить то, что не узаконил шариат, как сказал Всевышний: «Благочестие не в том, чтобы вы входили в дома с их задней стороны». Если кто-то взял себе в привычку делать что-то, то он должен знать: соответствует ли это шариату Аллаха.
  9. Слова Всевышнего: «Входите в дома через двери», — охватывают не только осязаемые дома, но и смысловые. К каждому делу необходимо подходить с нужной стороны. Например, если ты хочешь обратиться к человеку высокого положения, то не обращайся к нему так, как обращаются к другим людям, подходи к этому вопросу с мудростью и хорошим увещеванием, чтобы твой вопрос решился.
  10. Если Всевышний запрещает что-то Своим рабам, то в этот же момент дозволяет им то, что заменит запрещенное. Когда Всевышний запретил входить в дома с задней стороны, пояснив, что это не является благочестием, Он тут же указал на то, что лучше этого: «Входите в дома через двери». Или например, другой аят: «Не говорите пророку: “Заботься о нас!” — а говорите: “Присматривай за нами!”» Сура «аль- Бакара», аят 104. И примеров этому много.
  11. Обязанность проявлять богобоязненность перед Аллахом. Как сказал Всевышний: «Бойтесь Аллаха».
  12. Богобоязненность называется благочестием.
  13. Богобоязненность является причиной преуспевания для человека. Как сказал Всевышний: «Быть может, вы окажетесь преуспевшими».
Тафсир аль-Багауи

Тафсир аль-Багауи

189. Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: «Они определяют промежутки времени для людей и хаджа. Благочестие не в том, чтобы вы входили в дома с их задней стороны. Но благочестив тот, кто богобоязнен. Входите в дома через двери и бойтесь Аллаха, — быть может, вы окажетесь преуспевшими.

﴿189﴾ يَسْأَلُونَكَ عَنِ الْأَهِلَّةِ قُلْ هِيَ مَوَاقِيتُ لِلنَّاسِ وَالْحَجِّ وَلَيْسَ الْبِرُّ بِأَن تَأْتُوا الْبُيُوتَ مِن ظُهُورِهَا وَلَكِنَّ الْبِرَّ مَنِ اتَّقَى وَأْتُوا الْبُيُوتَ مِنْ أَبْوَابِهَا وَاتَّقُوا اللَّهَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ‬‬‬

«يَسْأَلُونَكَ عَنِ الْأَهِلَّةِ»

«Они спрашивают тебя о новолуниях». Множественное число слова هلال – новолуние, и названо оно так, поскольку люди повышали голоса, провозглашая рождение новой луны.  Так же люди говорят استهل – ребенок закричал, когда он начинал плакать после рождения. Так же говорят, что люди вошли (اهل) в состояние ихрама, когда они повышали голос при произношении тальбии.

 

«قُلْ هِيَ مَوَاقِيتُ لِلنَّاسِ وَالْحَجِّ»

«Скажи: «Они определяют промежутки времени для людей и хаджа». مَوَاقِيتُ  — множественное число слова ميقات. То есть Всевышний говорит, что мы сделали это, чтобы люди узнавали время хаджа, умры, поста, ифтара, срок выплаты долга, окончание срока ‘идды и другое. И поэтому Всевышний Аллах установил так, что есть разница между Луной и Солнцем,  которое постоянно находится в одном положении [и не меняется].

 

«وَلَيْسَ الْبِرُّ بِأَن تَأْتُوا الْبُيُوتَ مِن ظُهُورِهَا»

«Благочестие не в том, чтобы вы входили в дома с их задней стороны». Толкователи Корана сказали: «Во времена джахилии и в начале Ислама люди, когда входили в состояние ихрама для совершения хаджа или умры, не заходили на свою ферму, в свой дом или на свой участок через двери. Если он жил в строении, то делал дыру в доме для входа и выхода, или брал себе лестницу и поднимался посредством нее. Если же он жил в пустыне, то выходил и заходил с задней стороны своей палатки, а не через дверь, до тех пор, пока не выходил из состояния ихрама. Они считали это проявлением благочестия. Только если человек не был из хумс, к которым относятся племена Курайш, Кинана, Хуза’а, Сакыфа, Хасмам, бану ‘Амир бну Са’са’, бану Надыр ибну Му’ауия. Названы они так из-за усердности в поклонении. Химаса в арабском языке указывает на жесткость и твердость».

В одном из хадисов передается: «В один из дней Пророк ﷺ вошел в дом одного из ансаров. Вслед за ним один из ансаров, находящийся в ихраме, вошел в дом через дверь, за что люди стали его порицать. Пророк ﷺ спросил его: «Почему ты вошел через дверь, будучи в ихраме?». Тот ответил: «Я видел как ты вошел через дверь, и я вошел за тобой».  Тогда Пророк ﷺ сказал: «Я из ахмуси». Тогда мужчина ответил: «Если ты ахмуси, тогда и я тоже ахмуси. Я доволен твоим путем, твоим руководством и твоей религией». И Всевышний Аллах ниспослал это аят:

 

«وَلَكِنَّ الْبِرَّ مَنِ اتَّقَى»

«Но благочестив тот, кто богобоязнен», то есть настоящее благочестие – это благочестие того, кто боится Аллаха

 

«وَأْتُوا الْبُيُوتَ مِنْ أَبْوَابِهَا»

«Входите в дома через двери» в состоянии ихрама

 

«وَاتَّقُوا اللَّهَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ‬‬‬»

«и бойтесь Аллаха, — быть может, вы окажетесь преуспевшими»