Чтение аята 189 суры «аль-Бакара» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.
Чтение аята 189 суры «аль-Бакара» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.
﴾ سورة البقرة ﴿
189. Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: «Они определяют промежутки времени для людей и хаджа. Благочестие не в том, чтобы вы входили в дома с их задней стороны. Но благочестив тот, кто богобоязнен. Входите в дома через двери и бойтесь Аллаха, — быть может, вы окажетесь преуспевшими.
﴿189﴾ يَسْأَلُونَكَ عَنِ الْأَهِلَّةِ قُلْ هِيَ مَوَاقِيتُ لِلنَّاسِ وَالْحَجِّ وَلَيْسَ الْبِرُّ بِأَن تَأْتُوا الْبُيُوتَ مِن ظُهُورِهَا وَلَكِنَّ الْبِرَّ مَنِ اتَّقَى وَأْتُوا الْبُيُوتَ مِنْ أَبْوَابِهَا وَاتَّقُوا اللَّهَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ
189. Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: «Они определяют промежутки времени для людей и хаджа. Благочестие не в том, чтобы вы входили в дома с их задней стороны. Но благочестив тот, кто богобоязнен. Входите в дома через двери и бойтесь Аллаха, — быть может, вы окажетесь преуспевшими.
﴿189﴾ يَسْأَلُونَكَ عَنِ الْأَهِلَّةِ قُلْ هِيَ مَوَاقِيتُ لِلنَّاسِ وَالْحَجِّ وَلَيْسَ الْبِرُّ بِأَن تَأْتُوا الْبُيُوتَ مِن ظُهُورِهَا وَلَكِنَّ الْبِرَّ مَنِ اتَّقَى وَأْتُوا الْبُيُوتَ مِنْ أَبْوَابِهَا وَاتَّقُوا اللَّهَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ
«Они спрашивают тебя о новолуниях», то есть спрашивают, в чем мудрость новолуний, ради чего их создал Всевышний. Новолунием называется начало месяца, когда появляется новая луна.
«Скажи: “Они определяют промежутки времени для людей и хаджа”». Ученые по красноречию считают, что посланника Аллаха ﷺ спросили, почему луна в начале маленькая, а затем увеличивается. Но они не спрашивали посланника Аллаха ﷺ об этом, они спросили его о мудрости новолуний и почему Аллах создал новолуния именно таким образом. Доводом этому служит ответ. Известно, что ответ должен соответствовать вопросу, кроме как если есть достоверный текст.
«Скажи: “Они (то есть новолуния) определяют промежутки времени для людей…”», то есть те промежутки, посредством которых назначаются дела людей. Как, например, промежуток времени, в течение которого вдова должна носить траур, — четыре месяца и десять дней; промежуток времени, который выжидает разведенная женщина, имевшая половую близость с мужем, если у нее не бывает менструаций, — три месяца с момента развода. И тому подобное из сроков, в которых нуждаются люди.
«…хаджа», то есть новолуния определяют время совершения хаджа. Известно, что срок совершения хаджа — три месяца, которые начинают- ся в месяце Шавваль и кончаются месяцем Зуль-Хиджа. Так же есть определенное время для совершения поста. Как сказал Всевышний: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» Сура «аль-Бакара», аят 185.
«Благочестие не в том, чтобы вы входили в дома с их задней стороны» — во времена язычества, когда кто-то входил в состояние ихрама, он не мог зайти домой с центральной двери, считая, что это делает недействительным его ихрам. Поэтому они заходили в дом через заднюю дверь, иногда перелезали через стены или крышу, считая, что так они ближе к Аллаху. Всевышний Аллах отрицал это, сказав: «Благочестие не в том, чтобы вы входили в дома с их задней стороны». Это трудно, глупо, противоречит мудрости и благочестию: «Но благочестив тот, кто богобоязнен. Входите в дома через двери».
«Но благочестив тот, кто богобоязнен», то есть бойтесь Аллаха. Благочестием может быть только богобоязненность, и это и есть сущность благочестия, но не то, чтобы бояться заходить домой через двери.
«…и бойтесь Аллаха…», то есть защитите себя от наказания Аллаха, выполняя Его приказы и оставляя Его запреты.
«…быть может, вы окажетесь преуспевшими» — то есть, чтобы вы преуспели. Слово «успех» в арабском языке означает достижение желаемого и спасение от страшного.
189. Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: «Они определяют промежутки времени для людей и хаджа. Благочестие не в том, чтобы вы входили в дома с их задней стороны. Но благочестив тот, кто богобоязнен. Входите в дома через двери и бойтесь Аллаха, — быть может, вы окажетесь преуспевшими.
﴿189﴾ يَسْأَلُونَكَ عَنِ الْأَهِلَّةِ قُلْ هِيَ مَوَاقِيتُ لِلنَّاسِ وَالْحَجِّ وَلَيْسَ الْبِرُّ بِأَن تَأْتُوا الْبُيُوتَ مِن ظُهُورِهَا وَلَكِنَّ الْبِرَّ مَنِ اتَّقَى وَأْتُوا الْبُيُوتَ مِنْ أَبْوَابِهَا وَاتَّقُوا اللَّهَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ
«يَسْأَلُونَكَ عَنِ الْأَهِلَّةِ»
«Они спрашивают тебя о новолуниях». Множественное число слова هلال – новолуние, и названо оно так, поскольку люди повышали голоса, провозглашая рождение новой луны. Так же люди говорят استهل – ребенок закричал, когда он начинал плакать после рождения. Так же говорят, что люди вошли (اهل) в состояние ихрама, когда они повышали голос при произношении тальбии.
«قُلْ هِيَ مَوَاقِيتُ لِلنَّاسِ وَالْحَجِّ»
«Скажи: «Они определяют промежутки времени для людей и хаджа». مَوَاقِيتُ — множественное число слова ميقات. То есть Всевышний говорит, что мы сделали это, чтобы люди узнавали время хаджа, умры, поста, ифтара, срок выплаты долга, окончание срока ‘идды и другое. И поэтому Всевышний Аллах установил так, что есть разница между Луной и Солнцем, которое постоянно находится в одном положении [и не меняется].
«وَلَيْسَ الْبِرُّ بِأَن تَأْتُوا الْبُيُوتَ مِن ظُهُورِهَا»
«Благочестие не в том, чтобы вы входили в дома с их задней стороны». Толкователи Корана сказали: «Во времена джахилии и в начале Ислама люди, когда входили в состояние ихрама для совершения хаджа или умры, не заходили на свою ферму, в свой дом или на свой участок через двери. Если он жил в строении, то делал дыру в доме для входа и выхода, или брал себе лестницу и поднимался посредством нее. Если же он жил в пустыне, то выходил и заходил с задней стороны своей палатки, а не через дверь, до тех пор, пока не выходил из состояния ихрама. Они считали это проявлением благочестия. Только если человек не был из хумс, к которым относятся племена Курайш, Кинана, Хуза’а, Сакыфа, Хасмам, бану ‘Амир бну Са’са’, бану Надыр ибну Му’ауия. Названы они так из-за усердности в поклонении. Химаса в арабском языке указывает на жесткость и твердость».
В одном из хадисов передается: «В один из дней Пророк ﷺ вошел в дом одного из ансаров. Вслед за ним один из ансаров, находящийся в ихраме, вошел в дом через дверь, за что люди стали его порицать. Пророк ﷺ спросил его: «Почему ты вошел через дверь, будучи в ихраме?». Тот ответил: «Я видел как ты вошел через дверь, и я вошел за тобой». Тогда Пророк ﷺ сказал: «Я из ахмуси». Тогда мужчина ответил: «Если ты ахмуси, тогда и я тоже ахмуси. Я доволен твоим путем, твоим руководством и твоей религией». И Всевышний Аллах ниспослал это аят:
«وَلَكِنَّ الْبِرَّ مَنِ اتَّقَى»
«Но благочестив тот, кто богобоязнен», то есть настоящее благочестие – это благочестие того, кто боится Аллаха
«وَأْتُوا الْبُيُوتَ مِنْ أَبْوَابِهَا»
«Входите в дома через двери» в состоянии ихрама
«وَاتَّقُوا اللَّهَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ»
«и бойтесь Аллаха, — быть может, вы окажетесь преуспевшими»