Чтение аятов 224-225 суры «аль-Бакара» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.

﴾ سورة البقرة ﴿

Сура «аль-Бакара» /Корова/

Аяты 224-225: Веление оберегать свои клятвы

224. Пусть клятва именем Аллаха не мешает вам творить добро, быть богобоязненным и примирять людей. Аллах — Слышащий, Знающий.

﴿224﴾ وَلَا تَجْعَلُوا اللَّهَ عُرْضَةً لِّأَيْمَانِكُمْ أَن تَبَرُّوا وَتَتَّقُوا وَتُصْلِحُوا بَيْنَ النَّاسِ وَاللَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ

225. Аллах не призовет вас к ответу за непреднамеренные клятвы, но призовет вас к ответу за то, что приобрели ваши сердца. Аллах — Прощающий, Выдержанный.

﴿225﴾ لَّا يُؤَاخِذُكُمُ اللَّهُ بِاللَّغْوِ فِي أَيْمَانِكُمْ وَلَكِن يُؤَاخِذُكُم بِمَا كَسَبَتْ قُلُوبُكُمْ وَاللَّهُ غَفُورٌ حَلِيمٌ

Тафсир шейха Мухаммада ибн Салих аль-’Усаймина

Тафсир шейха Мухаммада ибн Салих аль-’Усаймина

224. Пусть клятва именем Аллаха не мешает вам творить добро, быть богобоязненным и примирять людей. Аллах — Слышащий, Знающий.

﴿224﴾ وَلَا تَجْعَلُوا اللَّهَ عُرْضَةً لِّأَيْمَانِكُمْ أَن تَبَرُّوا وَتَتَّقُوا وَتُصْلِحُوا بَيْنَ النَّاسِ وَاللَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ

Толкование /тафсир/:

«Пусть клятва именем Аллаха не мешает вам творить добро, быть богобоязненным и примирять людей», то есть пусть клятва Аллахом не станет препятствием между вами. Не будет мешать совершать благочестие, богобоязненность и примирение людей. Под благочестием имеются в виду хорошие дела, под богобоязненностью — оставление плохих дел, под примирением — примирение поссорившихся людей, чтобы одни из них объединились с другими, и исчезла та злость, которая царила в их душах.

«Аллах Слышащий, Знающий», то есть слышит всё, что произносится, и знает о каждой вещи.

 

Пользы /фауаид/:

  1. Человеку запрещено использовать клятву в качестве преграды между ним и благочестием, богобоязненностью и примирением людей. Как пришло достоверно от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «А если ты поклянёшься в чём-либо, но потом увидишь, что нечто иное лучше (того, что ты поклялся сделать), то искупи (нарушение) своей клятвы и сделай то, что лучше» (Сахих аль-Бухари 6622).
  2. Побуждение к благочестию, богобоязненности и примирению людей. Если Всевышний Аллах запретил нам сдерживать клятвы, мешающие совершить благочестивые поступки, что же тогда можно сказать о необходимости совершения этих праведных дел, если не было клятвы?!
  3. Достоинство примирения людей, поскольку Всевышний сказал: «…примирять людей». Аллах выделил этот поступок, несмотря на то что он входит в число благочестивых деяний. А выделение частного из общего указывает на его важность. И нет сомнений, что примирение людей является очень важным делом, приводящим к единению и собиранию воедино, в отличие от ссоры, которая приводит к разрыву отношений между людьми. Как, например, клевета (намима)[1], которая приводит к разрыву отношений между людьми, поэтому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клеветник не зайдёт в Рай» (Сахих Муслим 290).
  4. Утверждение двух имён Всевышнего: Всеслышащий и Всезнающий. А также и тех качеств, которые они в себе содержат. А также того решения и следа, которые они в себе заключают.
  5. Предостережение человека от ослушания Аллаха. Если Аллах — Слышащий, Знающий, то ты должен остерегаться ослушиваться Его повелений. Если ты ослушаешься Его, сказав что-то запретное, то Он тебя непременно услышит, а если сделаешь что-то запретное, то Он непременно об этом узнает. Поэтому остерегайся наказания Аллаха, Всемогущего и Великого.

[1] Намима (от араб. نَمِيمَة — клевета, сплетня) — сплетня, передача слов от одних людей к другим для того, чтобы поссорить их и испортить отношения между ними. Для того, чтобы подобная передача слов от одного человека к другому считалась намимой, необязательно обманывать или передавать ложные сведения, а достаточно рассказать то, что является правдой.

225. Аллах не призовет вас к ответу за непреднамеренные клятвы, но призовет вас к ответу за то, что приобрели ваши сердца. Аллах — Прощающий, Выдержанный.

﴿225﴾ لَّا يُؤَاخِذُكُمُ اللَّهُ بِاللَّغْوِ فِي أَيْمَانِكُمْ وَلَكِن يُؤَاخِذُكُم بِمَا كَسَبَتْ قُلُوبُكُمْ وَاللَّهُ غَفُورٌ حَلِيمٌ

Толкование /тафсир/:

«Аллах не призовёт вас к ответу за непреднамеренные клятвы» — под призывом к ответу может подразумеваться два значения:
во-первых, наказание;
во-вторых, вменение в обязанность искупить клятву.
Под непреднамеренной клятвой имеется в виду клятва, которая была произнесена без намерения. Как допустим, некоторые говорят: «Нет, клянусь Аллахом!» — или: «Да, клянусь Аллахом!», — то есть произносят её для связки слов. Всевышний сказал об этом в другом аяте: «Аллах не взыщет с вас за пустые клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили клятвами» (Сура «аль-Маида», аят 89), — то есть за то, что вы закрепили своими намерениями. Слово «айман» в арабском языке является производной формой множественного числа слова «йамин», которое означает клятву. Клятва — это подкрепление того, ради чего клялись упоминанием того, кого возвеличивают в определённой форме.

«…но призовёт вас к ответу за то, что приобрели ваши сердца» — этот аят объясняет другой: «…но взыщет за то, что вы скрепили клятвами».

«Аллах Прощающий, Выдержанный» — после того как Аллах упомянул о непреднамеренных клятвах и преднамеренных, Он завершает аят этими двумя благородными именами: «Прощающий» и «Выдержанный». Выдержанный — это Тот, Который откладывает наказание тем, кто его заслуживает.

 

Пользы /фауаид/:

  1. Аллах не наказывает раба за те слова, которые он произносит непреднамеренно. Это является великим правилом, от которого исходит много пользы. Например, человек произнёс слова развода, но не желал их произносить, или же он произнёс их в состоянии сильного гнева, такой развод не считается действительным. Более того, если он произнесёт слова неверия в состоянии огромной радости или же его заставят произнести слова неверия, но сердце его будет уверенным в своей вере, то он не станет неверующим. Об этом говорится в хадисе: «Поистине, Аллах радуется покаянию (Своего) раба больше, чем кто-либо из вас» (Сахих аль-Бухари 6308).
  2. Обращается внимание на то, что в сердцах. Как сказал Всевышний: «…но призовёт вас к ответу за то, что приобрели ваши сердца».
  3. Так же, как органы тела могут совершать деяния, так и сердца могут совершать поступки. А то, что внушает человеку его душа, не чувствуя уверенности в этом, то с него не взыщут за это, потому что это не считается действием. Поэтому, как говорится в хадисе от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, Аллах (обещал) мне прощать (членам) моей общины то, что будут внушать им их сердца, если только они не станут действовать (сообразно этому) или говорить (об этом)» (Этот хадис передали Ахмад 2/255, аль-Бухари 2528, 5269, 6664 и ан-Насаи 6/156. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами‘ ас-сагъир» 1732, «Ирвауль-гъалиль» 2062).
  4. Утверждение двух благородных имён — Прощающий и Выдержанный, а также тех качеств и решений, которые они в себе содержат.
  5. Указание на то, что из прощения Аллаха и Его выдержанности является то, что Он не наказывает за непреднамеренные клятвы.
  6. Мы не должны отчаиваться в милости Аллаха, так как Он — Прощающий. Также мы не должны чувствовать себя в безопасности от Его хитрости, так как Он — Выдержанный. И поэтому раб Аллаха на своём пути к Всевышнему должен идти между надеждой и страхом.
Тафсир аль-Багауи

Тафсир аль-Багауи

224. Пусть клятва именем Аллаха не мешает вам творить добро, быть богобоязненным и примирять людей. Аллах — Слышащий, Знающий.

﴿224﴾ وَلَا تَجْعَلُوا اللَّهَ عُرْضَةً لِّأَيْمَانِكُمْ أَن تَبَرُّوا وَتَتَّقُوا وَتُصْلِحُوا بَيْنَ النَّاسِ وَاللَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ

«وَلَا تَجْعَلُوا اللَّهَ عُرْضَةً لِّأَيْمَانِكُمْ»

«Пусть клятва именем Аллаха не мешает вам», т.е. не делайте клятву именем Аллаха причиной, препятствующей вам проявлять благочестие и богобоязненность. Когда призывают одного из вас поддерживать родственные узы или проявлять благочестие, а он говорит: «Я поклялся Аллахом, что не буду делать этого», оправдывая клятвой оставление благочестия.

 

«أَن تَبَرُّوا»

«творить добро», т.е. чтобы не оставляли благочестие [по причине клятвы]. Как говорит Всевышний Аллах: «يُبَيِّنُ اللَّهُ لَكُمْ أَن تَضِلُّوا — Аллах разъясняет вам это, чтобы вы не впали в заблуждение».

 

«وَتَتَّقُوا وَتُصْلِحُوا بَيْنَ النَّاسِ وَاللَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ»

«быть богобоязненным и примирять людей. Аллах — Слышащий, Знающий».

225. Аллах не призовет вас к ответу за непреднамеренные клятвы, но призовет вас к ответу за то, что приобрели ваши сердца. Аллах — Прощающий, Выдержанный.

﴿225﴾ لَّا يُؤَاخِذُكُمُ اللَّهُ بِاللَّغْوِ فِي أَيْمَانِكُمْ وَلَكِن يُؤَاخِذُكُم بِمَا كَسَبَتْ قُلُوبُكُمْ وَاللَّهُ غَفُورٌ حَلِيمٌ

«لَّا يُؤَاخِذُكُمُ اللَّهُ بِاللَّغْوِ فِي أَيْمَانِكُمْ»

«Аллах не призовет вас к ответу за непреднамеренные клятвы». اللَّغْو – это пустословие, болтовня, на которые не обращают внимание. Ученые разошлись во мнениях относительно слов «непреднамеренные клятвы», о которых упомянуто в этом аяте.

Некоторые сказали: «Это то, что человек произносит торопясь, для связки слов, без убеждения и цели, как, например, кто-то говорит: «Нет, клянусь Аллахом; конечно, клянусь Аллахом; так нет же, клянусь Аллахом».

Передается от Аиши, что непреднамеренные клятвы اللَّغْو ايمان – это клятвы, произнесенные шутя, во время спора или путаницы, и это слова, в которых нет убеждения сердцем.

Другие ученые сказали: «Здесь говорится о том, что человек клянется в чем-то, будучи убежденным, что это правда, а затем выясняется, что оно не соответствует действительности».

Сказал ‘Али: «Это клятва в гневе».

Сказал Саид ибну Джубейр: «Это когда человек клянется совершить грех, и если он этого не сделает, то Всевышний Аллах не взыщет с него за эту клятву».

Сказал Зейд ибну Аслям: «Это мольба человека против самого себя, например такие слова как: «Да ослепит меня Всевышний Аллах, если я сделаю это». Все это пустословие, за которое Аллах не призовет к ответу. И если бы Он призывал к ответу за каждую непреднамеренную клятву, то непременно наказывал бы за это сразу».

 

«وَلَكِن يُؤَاخِذُكُم بِمَا كَسَبَتْ قُلُوبُكُمْ»

«но призовет вас к ответу за то, что приобрели ваши сердца», когда вы клялись преднамеренно. Приобретение сердца كَسب القُلب – это договор с собой и намерение в сердце поклясться что-либо сделать или не сделать

 

«وَاللَّهُ غَفُورٌ حَلِيمٌ»

«Аллах — Прощающий, Выдержанный». Клятва является действительной, только если она была именем Всевышнего Аллаха или одним из Его Имен и Атрибутов.

Клятва Аллахом — это когда человек говорит: «Клянусь тем, Кому я поклоняюсь; клянусь тем, Кому я молюсь; клянусь тем, в чьей Руке моя душа» и тому подобное.

Клятва Именами Аллаха – это такие слова как: «Клянусь Аллахом, клянусь Милостивым (الرحمان)» и подобное этому.

Клятва Атрибутами Аллаха – это такие слова как: «Клянусь Величием Аллаха (عزة الله, الله جلال), силой, мощью Аллаха (عظمة الله, قدرة الله)» и подобное этому.

Если человек поклянется чем-то из этого о том, что он что-то совершит в будушем, и не исполнит, то он обязан совершить искупление.

Если человек поклялся в том, что что-либо произошло в прошлом, а на самом деле этого не было, или же в том, чего не происходило в прошлом, а на самом деле это произошло, и он знал об этом во время клятвы, то это ложная «губительная, окунающая  клятва» — اليمين الغموس  аль-ямину ль-гомус, которая относится к одним из величайших грехов.

Если же он не знал об этом, то это постусловие в клятве.