Чтение аятов 226-227 суры «аль-Бакара» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.

﴾ سورة البقرة ﴿

Сура «аль-Бакара» /Корова/

Аяты 226-227: О клятве не вступать в половую близость с женой

226. Те, которые поклялись не вступать в половую близость со своими женами, должны выжидать четыре месяца. И если они передумают, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный.

227. Если же они решат развестись, то ведь Аллах — Слышащий, Знающий.

﴿226﴾ لِّلَّذِينَ يُؤْلُونَ مِن نِّسَائِهِمْ تَرَبُّصُ أَرْبَعَةِ أَشْهُرٍ فَإِن فَاءُوا فَإِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

﴿227﴾ وَإِنْ عَزَمُوا الطَّلَاقَ فَإِنَّ اللَّهَ سَمِيعٌ عَلِيمٌ

Тафсир шейха Мухаммада ибн Салих аль-’Усаймина

Тафсир шейха Мухаммада ибн Салих аль-’Усаймина

226. Те, которые поклялись не вступать в половую близость со своими женами, должны выжидать четыре месяца. И если они передумают, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный.

﴿226﴾ لِّلَّذِينَ يُؤْلُونَ مِن نِّسَائِهِمْ تَرَبُّصُ أَرْبَعَةِ أَشْهُرٍ فَإِن فَاءُوا فَإِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

227. Если же они решат развестись, то ведь Аллах — Слышащий, Знающий.

﴿227﴾ وَإِنْ عَزَمُوا الطَّلَاقَ فَإِنَّ اللَّهَ سَمِيعٌ عَلِيمٌ

Толкование /тафсир/:

«И если они передумают», то есть возвратятся к своим жёнам после того, как дали клятву не вступать с ними в половую близость.

«Аллах Прощающий, Милующий», то есть простит им за то, что они осмелились дать клятву, которая лишает прав их жён. Потому что клятва о невступлении в половую близость с жёнами в течение четырёх месяцев является нарушением прав женщины. Так как мужчина обязан обходиться с женой наилучшим образом, а оставление близости с женой на такой период времени не может быть проявлением хорошего нрава по отношению к жене. Если человек так поступит, то он подвергнет себя наказанию от Аллаха, но если он покается, то Аллах простит ему.

«АллахПрощающий», то есть Тот, Кто прощает, как сказал Всевышний: «Воистину, твой Господь прощает людей, несмотря на их несправедливость» (Сура «ар-Раад», аят 6). Под прощением имеется в виду сокрытие греха вместе с самим прощением.

«Милующий», то есть Тот, Кто обладает милостью, как сказал Всевышний: «Господь твой богат и обладает милостью» (Сура «аль-Анам», аят 133). Имя Аллаха «Милующий» образовано от слова «милость», из которой вытекает смысл: сочувствие, жалость, доброта и устранение злобы.

«Если же они решат развестись», то есть у них будет твёрдое намерение на совершение этого поступка.

«…то ведь Аллах Слышащий, Знающий», то есть слышит их слова, среди которых и слово «талак» [1] . Аллах знает об их положении, среди которого — оставление своих жён.

 

Пользы /фауаид/:

  1. Подтверждение наличия в шариате такого вида клятвы, при которой человек клянётся не приближаться к своей жене, так как Аллах установил для этой клятвы срок в четыре месяца.
  2. Если мужчина даст такую клятву кому-то другому помимо своей жены, как, например, рабыне, то такая клятва будет недействительна. На это указывают слова Всевышнего: «…со своими жёнами». Если человек поклянётся, что не вступит в половую близость с какой-то женщиной, но потом он женится на ней, ему не надо выжидать четыре месяца, так как на момент клятвы она не была его женой, но ему нужно искупить свою клятву.
  3. Тот, кто дал клятву, должен воздерживаться от половой близости в течение четырёх месяцев с момента клятвы, как сказал Всевышний: «Те, которые поклялись не вступать в половую близость со своими жёнами, должны выжидать четыре месяца». И этот аят указывает, что начало этого срока начинается с момента произнесения клятвы.
  4. Мудрость Аллаха и Его милость к Своим рабам в том, что Он заботится о правах женщины в браке. И подобно тому, как половая близость является правом жены, так и для мужа в этом есть польза. И это для того, чтобы право женщины не было нарушено мужем, иначе он становится несправедливым.
  5. Поклявшийся человек по истечении четырёх месяцев должен сделать выбор: либо развестись с женой, либо вернуться к половой близости с ней, так как сказал Всевышний: «И если они передумают, то ведь Аллах — Прощающий, Милующий».
  6. Развод находится в руках мужчины, как сказал Всевышний: «Если же они решат развестись».
  7. Клятва будет верной, даже если человек произнесёт её после брачного договора и ещё не приблизится к жене, как сказал Всевышний: «… со своими жёнами». Так как женщина будет считаться женой человека сразу после заключения правильного брачного договора.
  8. Воздерживаться от половой близости с женой больше четырёх месяцев запрещается, как сказал Всевышний: «И если они передумают, то ведь Аллах — Прощающий, Милующий».
  9. Оставление человеком греха служит причиной его прощения. Как сказал Всевышний: «И если они передумают, то ведь Аллах — Прощающий, Милующий».
  10. Всевышний Аллах не любит развода, как на это указывают слова Всевышнего: «Если же они решат развестись, то ведь Аллах — Слышащий, Знающий».
  11. При завершении полного срока воздержания развод не становится действительным, как сказал Всевышний: «Если же они решат развестись».
  12. Если кто-то спросит: «А если человек откажется после окончания срока приблизиться к жене, а также развестись с ней, нужно ли его заставить выбрать что-то из этого?» Ответ: да, он должен обязательно выбрать что-то одно, если его жена этого потребует, так как у неё есть право на это. Если же он откажется, то судья имеет право их развести или аннулировать их брачный договор. Аннулирование брака лучше развода, для того, чтобы ему не был записан развод. И число развода у него остаётся ограниченным. Вопрос: будет ли засчитана клятва ребёнка, который ещё не достиг совершеннолетия? Ответ: его клятва не будет засчитана, как сказал Всевышний: «Те, которые поклялись не вступать в половую близость со своими жёнами». Клятва ребёнка не засчитывается, так как он не несёт ответственности за свои поступки.
  13. Утверждение четырёх имён Аллаха: «Прощающий», «Милостивый», «Всеслышащий», «Знающий», — и тех качеств и решений, которые они в себе содержат.
  14. Указание на то, что возобновление супружеских отношений Всевышнему Аллаху нравится больше, чем развод. Так как это один из видов устрашения.

[1] Таляк (араб. الطلاق — развод) — развод в исламе. Право объявить о разводе имеет муж, либо шариатский судья, выносящий решение по просьбе жены. Мужчина, дающий развод жене, должен быть совершеннолетним, вменяемым и разводиться по собственной воле. Все мазхабы постулируют, что нельзя давать развод жене во время менструации (хайд) или послеродового кровотечения (нифас). В четырёх суннитских мазхабах развод, данный мужем менструирующей жене или во время того цикла, когда у них были интимные отношения, считается запрещённым (харам), однако, тем не менее, действительным. Мужчина может развестись с одной женщиной три раза (хулла). После третьего развода супруги могут снова сойтись только после того, как женщина выйдет замуж за другого мужчину, вступит с ним в интимные отношения и по каким-то объективным причинам освободится от него. Единовременное троекратное произнесение формулы развода запрещено и признаётся в суннитских мазхабах. После расторжения брака женщина обязана выждать срок ‘идда прежде, чем она вступит в новый брак. ‘Идда разведённой женщины составляет три менструальных цикла. ‘Идда вдовы — четыре месяца и десять дней, ‘идда беременной — до рождения ребёнка.

Тафсир аль-Багауи

Тафсир аль-Багауи

226. Те, которые поклялись не вступать в половую близость со своими женами, должны выжидать четыре месяца. И если они передумают, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный.

﴿226﴾ لِّلَّذِينَ يُؤْلُونَ مِن نِّسَائِهِمْ تَرَبُّصُ أَرْبَعَةِ أَشْهُرٍ فَإِن فَاءُوا فَإِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

«لِّلَّذِينَ يُؤْلُونَ مِن نِّسَائِهِمْ تَرَبُّصُ أَرْبَعَةِ أَشْهُرٍ»

«Те, которые поклялись не вступать в половую близость со своими женами, должны выжидать четыре месяца»,если поклянутся.

В аяте идет речь о клятве не вступать в половую близость с женой.

Саид ибн аль-Мусейб сказал: «Это было проявлением «слепоты» людей времен невежества, когда какой-то человек не любил свою жену, но и не хотел чтобы кто-то другой женился на ней. Тогда он клялся, что никогда не приблизится к ней,  и оставлял ее и незамужней, и неразведенной». Сподвижники придерживались этого в начале Ислама, однако Аллах установил границы, сказав: «Должны выжидать четыре месяца تَرَبُّصُ أَرْبَعَةِ أَشْهُرٍ».التَرَبُّصُ  означает «ожидание»

 

«فَإِن فَاءُوا»

«И если они передумают», т.е. откажутся от клятвы не вступать в половую близость и вернутся к женам.

 

«فَإِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ»

«то ведь Аллах Прощающий, Милосердный». Если человек поклялся, что не приблизится к своей жене, но, не выждав срока в четыре месяца, приблизится к ней, тогда он обязан искупить клятву – это мнение большинства ученых.

Аль-Хасан, Ибрахим ан-Нахаи и Катада сказали: «Нет на нем искупления, поскольку Всевышний Аллах обещал ему прощение, сказав: «فَإِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ  то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный».

Большинство ученых сказали, что слова «то ведь Аллах Прощающий, Милосердный»  означают, что человеку не будет наказания за это, но искупление с него не снимается.

227. Если же они решат развестись, то ведь Аллах — Слышащий, Знающий.

﴿227﴾ وَإِنْ عَزَمُوا الطَّلَاقَ فَإِنَّ اللَّهَ سَمِيعٌ عَلِيمٌ

«وَإِنْ عَزَمُوا الطَّلَاقَ»

«Если же они решат развестись»

 

«فَإِنَّ اللَّهَ سَمِيعٌ عَلِيمٌ»

«то ведь Аллах Слышащий, Знающий». Он слышит их слова и знает об их намерениях. В этом указание на то, что она не становится разведенной по истечении четырех месяцев только по причине его клятвы, поскольку развод обусловлен твердым решением развестись.