Чтение аятов 87-92 суры «аль-Бакара» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.

﴾ سورة البقرة ﴿

Сура «аль-Бакара» /Корова/

Аяты 87-92: Разъяснение неверия иудеев

87. Мы даровали Мусе (Моисею) Писание и отправили вслед за ним череду посланников. Мы даровали Исе (Иисусу), сыну Марьям (Марии), ясные знамения и укрепили его Святым Духом (Джибрилем). Неужели каждый раз, когда посланник приносил вам то, что было вам не по душе, вы проявляли высокомерие, нарекали лжецами одних и убивали других?

﴿87﴾ وَلَقَدْ آتَيْنَا مُوسَى الْكِتَابَ وَقَفَّيْنَا مِن بَعْدِهِ بِالرُّسُلِ وَآتَيْنَا عِيسَى ابْنَ مَرْيَمَ الْبَيِّنَاتِ وَأَيَّدْنَاهُ بِرُوحِ الْقُدُسِ أَفَكُلَّمَا جَاءَكُمْ رَسُولٌ بِمَا لَا تَهْوَى أَنفُسُكُمُ اسْتَكْبَرْتُمْ فَفَرِيقًا كَذَّبْتُمْ وَفَرِيقًا تَقْتُلُونَ

88. Они сказали: «Сердца наши покрыты завесой (или переполнены знаниями)». О нет, это Аллах проклял их за их неверие. Как же мала их вера!

﴿88﴾ وَقَالُوا قُلُوبُنَا غُلْفٌ بَل لَّعَنَهُمُ اللَّهُ بِكُفْرِهِمْ فَقَلِيلًا مَّا يُؤْمِنُونَ

89. К ним явилось от Аллаха Писание, подтверждающее правдивость того, что было у них. Прежде они молили о победе над неверующими. Когда же к ним явилось то, что они узнали, они отказались уверовать в него. Да пребудет проклятие Аллаха над неверующими!

﴿89﴾ وَلَمَّا جَاءَهُمْ كِتَابٌ مِّنْ عِندِ اللَّهِ مُصَدِّقٌ لِّمَا مَعَهُمْ وَكَانُوا مِن قَبْلُ يَسْتَفْتِحُونَ عَلَى الَّذِينَ كَفَرُوا فَلَمَّا جَاءَهُم مَّا عَرَفُوا كَفَرُوا بِهِ فَلَعْنَةُ اللَّهِ عَلَى الْكَافِرِينَ

90. Скверно то, что они купили за свои души, не уверовав в ниспосланное Аллахом и завидуя тому, что Аллах ниспосылает Свою милость тому из Своих рабов, кому пожелает. Они навлекли на себя гнев, один поверх другого. Неверующим уготованы унизительные мучения.

﴿90﴾ بِئْسَمَا اشْتَرَوْا بِهِ أَنفُسَهُمْ أَن يَكْفُرُوا بِمَا أَنزَلَ اللَّهُ بَغْيًا أَن يُنَزِّلَ اللَّهُ مِن فَضْلِهِ عَلَى مَن يَشَاءُ مِنْ عِبَادِهِ فَبَاءُوا بِغَضَبٍ عَلَى غَضَبٍ وَلِلْكَافِرِينَ عَذَابٌ مُّهِينٌ

91. Когда им говорят: «Уверуйте в то, что ниспослал Аллах», — они отвечают: «Мы веруем в то, что было ниспослано нам». Они не веруют в то, что явилось впоследствии, хотя это является истиной, подтверждающей правдивость того, что есть у них. Скажи: «Почему же раньше вы убивали пророков Аллаха, если вы являетесь верующими?»

﴿91﴾ وَإِذَا قِيلَ لَهُمْ آمِنُوا بِمَا أَنزَلَ اللَّهُ قَالُوا نُؤْمِنُ بِمَا أُنزِلَ عَلَيْنَا وَيَكْفُرُونَ بِمَا وَرَاءَهُ وَهُوَ الْحَقُّ مُصَدِّقًا لِّمَا مَعَهُمْ قُلْ فَلِمَ تَقْتُلُونَ أَنبِيَاءَ اللَّهِ مِن قَبْلُ إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ

92. Муса (Моисей) явился к вам с ясными знамениями, но в его отсутствие вы стали поклоняться тельцу, будучи беззаконниками.

﴿92﴾ وَلَقَدْ جَاءَكُم مُّوسَى بِالْبَيِّنَاتِ ثُمَّ اتَّخَذْتُمُ الْعِجْلَ مِن بَعْدِهِ وَأَنتُمْ ظَالِمُونَ

Тафсир шейха Мухаммада ибн Салих аль-’Усаймина

Тафсир шейха Мухаммада ибн Салих аль-’Усаймина

87. Мы даровали Мусе (Моисею) Писание и отправили вслед за ним череду посланников. Мы даровали Исе (Иисусу), сыну Марьям (Марии), ясные знамения и укрепили его Святым Духом (Джибрилем). Неужели каждый раз, когда посланник приносил вам то, что было вам не по душе, вы проявляли высокомерие, нарекали лжецами одних и убивали других?

﴿87﴾ وَلَقَدْ آتَيْنَا مُوسَى الْكِتَابَ وَقَفَّيْنَا مِن بَعْدِهِ بِالرُّسُلِ وَآتَيْنَا عِيسَى ابْنَ مَرْيَمَ الْبَيِّنَاتِ وَأَيَّدْنَاهُ بِرُوحِ الْقُدُسِ أَفَكُلَّمَا جَاءَكُمْ رَسُولٌ بِمَا لَا تَهْوَى أَنفُسُكُمُ اسْتَكْبَرْتُمْ فَفَرِيقًا كَذَّبْتُمْ وَفَرِيقًا تَقْتُلُونَ

88. Они сказали: «Сердца наши покрыты завесой (или переполнены знаниями)». О нет, это Аллах проклял их за их неверие. Как же мала их вера!

﴿88﴾ وَقَالُوا قُلُوبُنَا غُلْفٌ بَل لَّعَنَهُمُ اللَّهُ بِكُفْرِهِمْ فَقَلِيلًا مَّا يُؤْمِنُونَ‬‬‬‬

«Мы даровали Мусе (Моисею) Писание…» Муса, сын Имрана, является лучшим пророком из числа бану Исраиль; под писанием имеется в виду Тора.

«…и отправили вслед за ним череду посланников», то есть отправили после него посланников.

«Мы даровали Исе (Иисусу), сыну Марьям (Марии), ясные знамения…», то есть те знамения, которые явно указывают на правдивость и правильность его послания. Здесь имеются в виду два вида знамений: знамения в шариате и знамения в бытие, как например, оживление мертвых, выведение их из могил с дозволения Аллаха.

«…и укрепили его Святым Духом (Джибрилем)», то есть поддержали, как сказал Всевышний: «Мы поддержали тех, которые уверовали, в борьбе с их врагами, и они вышли победителями» Сура «ас-Сафф», аят 14.

«…Святым Духом (Джибрилем)», под словом «святой» (араб. قدس) имеется в виду «чистый». Толкователи Корана приводят различные версии в понимании слова «святой дух»:

  • под «святым духом» имеется в виду душа Исы (Иисус), так как его душа чистая. Тогда слова «и укрепили его Святым Духом» означают: Аллах укрепил Ису хорошей душой, чистой, которая желает только добра и не желает зла.
  • под «святым духом» имеется в виду Евангелие, так как Евангелие считается откровением, а откровение называется душой. Как сказал Всевышний: «Таким же образом Мы внушили тебе в откровении дух из Нашего повеления» Сура «аш-Шура», аят 52.
  • под «святым духом» имеется в виду ангел Джибриль, который будет поддерживающим и укрепляющим спутником Исы, будет внушать ему доводы против его врагов. Как сказал Всевышний: «Скажи, что Святой Дух (Джибриль) принес его (Коран) от твоего Господа» Сура «ан-Нахль», аят 102. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Хассану ибн Сабиту, который сочинял стихи против многобожников: «О Аллах, поддержи его духом святым» Сахих аль-Бухари, 453, то есть Джибрилем. И это то, что мы считаем более правильным, его считали правильным Ибн Джарир и ибн Касир.

«Неужели каждый раз, когда посланник», то есть посланник Аллаха.

«приносил вам то, что было вам не по душе», то есть шариат, который они не пожелали.

«вы проявляли высокомерие», то есть шли по пути высокомерных и возвышались над тем, с чем пришли посланники.

«нарекали лжецами одних и убивали других?» то есть продолжали убивать посланников до прихода последнего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Его тоже хотели убить — отравить ядом в Хайбаре. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не переставал жаловаться на этот яд до самой своей кончины и говорил: «Я продолжал чувствовать боль от еды, которую ел в Хайбаре» Сахих аль-Бухари, 4428. Имам Зухри передавал: посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, умер шахидом, так как бану Исраиль были причастны к его смерти.

Если кто-то спросит, как могут быть правильными слова имама Зухри о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, умер шахидом, ведь Всевышний Аллах сказал: «Аллах защитит тебя от людей» Сура «аль-Маида», аят 67, — ответим: в аяте: «Аллах защитит тебя от людей» имеется в виду то, что Аллах защитит пророка во время донесения. То есть Аллах будет тебя защищать, когда ты доносишь откровения, и поэтому никто не сможет напасть на тебя, чтобы убить.

«Они», то есть бану Исраиль.

«сказали», то есть оправдывались, что они отвергли то, с чем пришел посланник.

«сердца наши покрыты завесой», то есть тем, что мешает постижению истины: эта завеса мешает тому чтобы призыв пророков достиг их сердец. Однако это их утверждение ложно, поэтому Всевышний Аллах сказал: «О нет, это Аллах проклял их за их неверие».

«… Аллах проклял их…» — отстранил их и отдалил от Своей милости

«за их неверие» — по причине их неверия, а это то, что они выбрали неверие во все то, что заключает в себе вера.

«Как же мала их вера!» Под словом «мала» имеется в виду отсутствие веры, так как внешне их состояние указывает на отсутствие веры полностью.

Пользы /фауаид/:

  1. Подтверждение того, что Муса — посланник: «Мы даровали Мусе (Моисею) Писание».
  2. Те посланники из бану Исраиль, которые пришли после Мусы, следуют за ним: «…и отправили вслед за ним череду посланников». Это подтверждается и другими словами Всевышнего: «Мы ниспослали Таурат (Тору), в котором содержится верное руководство и свет. Покорившиеся пророки выносили по нему решения для исповедующих иудаизм. Раввины и первосвященники поступали таким же образом» Сура «аль-Маида», аят 44.
  3. Подтверждение послания Исы в словах Всевышнего: «Мы даровали Исе (Иисусу), сыну Марьям (Марии)».
  4. Родство того человека, у которого нет отца, приписывается к его матери.
  5. Всевышний Аллах дал Исе, сыну Марьям, знамения в шариате, и знамения, относящиеся к бытию. Например, знамением в шариате является Евангелие, а знамениями, относящимися к бытию, является оживление мертвых, выведение их из могил, излечение прокаженных, слепых, а также умение слепить из глины птицу и вдуть в нее душу, оживив ее с дозволения Аллаха. Он сообщал им о том, что они вкушают в своих домах, и о тех припасах, которые у них имеются. Ученые подтверждают, что Аллах облагодетельствовал его возможностями, которые по своему значению превзошли медицину, достигшую в то время высокого уровня. И Иса пришел к людям со знамениями, на совершение которых врачи того времени не были способны. Подобно этому и общество, в котором жил пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, достигло высоких успехов в красноречии, поэтому Всевышний Аллах даровал ему Коран, и многобожники не смогли привести ничего подобного ему.
  6. Всевышний Аллах поддержал Ису ангелом Джибрилем, как видно из слов Всевышнего: «…укрепили его Святым Духом (Джибрилем)».
  7. Ангелы помогают тем творениям, кого Аллах приказал поддерживать. Поэтому посланник обратился к Аллаху с мольбой за Хассана ибн Сабита, который сочинял стихи против многобожников: «…О Аллах, поддержи его духом святым» Сахих аль-Бухари, 453.
  8. Объяснение упрямства бану Исраиль и их нежелания в постижении истины: «Неужели каждый раз, когда посланник приносил вам то, что было вам не по душе, вы проявляли высокомерие, нарекали лжецами одних и убивали других?»
  9. Как только приходят новые пророки, бану Исраиль спешат проявить высокомерие.
  10. Упрек и укор бану Исраиль, а также разъяснение их подхода по отношению к шариату, и тому, кто пришел с этим шариатом. Их отношение к шариату заключается в том, что они принимают из шариата лишь только то, что соответствует их страстям. А что касается их отношения к тому, кто пришел с шариатом, то оно делится на два вида:
    ◆ одна группа считает, что человек, пришедший с шариатом, лжец;
    ◆ другая группа считает его лжецом и убивает.
  11. В тех людях, которые проявляют высокомерие по отношению к истине, есть схожесть с бану Исраиль.
    Те, кто оставляет истину, бывают двух видов:
    ◆ те, кто признают свое отклонение от истины и вместе с тем признают то, что они грешники;
    ◆ те, кто проявляет высокомерие по отношению к истине, стараясь истолковать тексты так, чтобы это соответствовало их страстям.
    Именно этот тип людей наиболее опасен для религии ислам, так как внешне они показывают себя последователями ислама, хотя они не являются таковыми.
  12. Некоторые люди проявляют высокомерие по отношению к истине, так как она противоречит их страстям.
  13. Бану Исраиль в отношении к посланникам разделились на две группы: те, кто сочли их лжецами, и те, кто убивал их, считая их лжецами
  14. Те, кто не принял истину, приводят в качестве довода то, что не является доказательством: «Наши сердца покрыты завесой».
  15. Тот человек, который поступил подобным образом, похож на них. И бывает так, что когда кому-то делается наставление по поводу его отношения к религии, приходится слышать: «Аллах еще не повел меня прямым путем». Тем самым эти люди подобны тем бану Исраиль, которые сказали: «Наши сердца покрыты завесой».
  16. Сердца в своей основе не покрыты завесой, есть нечто другое, что мешает тому, чтобы истина дошла до сердца человека — это проклятие Аллаха по причине неверия человека: «О нет, это Аллах проклял их».
  17. Фитра человека сама по себе принимает истину, но есть причины, которые препятствуют ее принятию.
  18. Какими бы сильными ни были причины, если есть преграда, они не могут привести к результату. Хотя сердца людей созданы на фитре, но если есть какая-то преграда, то человек не пойдет по прямому пути.
  19. Подтверждение существования причин, при совершении которых наступает соответствующий результат. Но результат наступит только тогда, когда это дозволит Аллах.
  20. У этого народа мало веры или же она полностью у них отсутствует, как сказал Всевышний: «Как же мала их вера!»

89. К ним явилось от Аллаха Писание, подтверждающее правдивость того, что было у них. Прежде они молили о победе над неверующими. Когда же к ним явилось то, что они узнали, они отказались уверовать в него. Да пребудет проклятие Аллаха над неверующими!

﴿89﴾ وَلَمَّا جَاءَهُمْ كِتَابٌ مِّنْ عِندِ اللَّهِ مُصَدِّقٌ لِّمَا مَعَهُمْ وَكَانُوا مِن قَبْلُ يَسْتَفْتِحُونَ عَلَى الَّذِينَ كَفَرُوا فَلَمَّا جَاءَهُم مَّا عَرَفُوا كَفَرُوا بِهِ فَلَعْنَةُ اللَّهِ عَلَى الْكَافِرِينَ‬‬

90. Скверно то, что они купили за свои души, не уверовав в ниспосланное Аллахом и завидуя тому, что Аллах ниспосылает Свою милость тому из Своих рабов, кому пожелает. Они навлекли на себя гнев, один поверх другого. Неверующим уготованы унизительные мучения.

﴿90﴾ بِئْسَمَا اشْتَرَوْا بِهِ أَنفُسَهُمْ أَن يَكْفُرُوا بِمَا أَنزَلَ اللَّهُ بَغْيًا أَن يُنَزِّلَ اللَّهُ مِن فَضْلِهِ عَلَى مَن يَشَاءُ مِنْ عِبَادِهِ فَبَاءُوا بِغَضَبٍ عَلَى غَضَبٍ وَلِلْكَافِرِينَ عَذَابٌ مُّهِينٌ

«К ним явилось Писание от Аллаха», то есть Коран. Аллах употребил слово «Писание» в неопределенной форме для возвеличивания этого слова, а потом усилил это возвеличивание, сказав: «…от Аллаха». Аллах приписал эту книгу Себе, так как она — Его речь, как это будет упомянуто при перечислении польз, если пожелает Аллах.

«…подтверждающее правдивость того, что было у них». У этого предложения есть два смысла:

  1. Аллах объявил о правдивости этого Писания, так как Всевышний сказал: «Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников» Сура «аль-Бакара», аят 285. Он говорит о Таурате (Торе): «Он — истина». И говорит о Инджиле (Евангелие): «Он — истина». О Забуре (Псалтыре) Он говорит: «Он — истина». То есть, Коран подтверждает все писания, что были до этого. Например, если человек сообщит тебе о чем-то хорошем, и ты ему скажешь: «Ты прав», — то тогда и ты станешь подтвердившим («мусаддик») его слова.
  2. Эта книга пришла в соответствии с тем, о чем повествовали прежние книги: Таурат и Инджиль. Иса ибн Марьям сказал: «О сыны Исраиля! Я послан к вам Аллахом, чтобы подтвердить правдивость того, что было в Таурате до меня, и чтобы сообщить благую весть о посланнике, который придет после меня, имя которого будет Ахмад (Мухаммад)» Сура «ас-Сафф», аят 6. Эта книга Коран пришла как подтверждение этому сообщению.

«…того, что было у них» — у них был Таурат и Инджиль. Очевидно, что Таурат поведал о посланнике Мухаммаде, да благословит его Аллах и приветствует, либо конкретно указав его имя, либо указав на качества, которые присущи только ему.

«Прежде они», то есть до того, как были ниспосланы эти книги,

«…молили о победе», то есть просили о том, чтобы Аллах помог им.

«…над неверующими», то есть над многобожниками, племенами Аус и Хазрадж. Как известно, эти два племени были неверующими и не принадлежали к обладателям Писаний. Они (бану Исраиль и христиане) говорили: «Придет пророк, и мы последуем за ним и победим вас». Но когда к ним пришел тот, кого они знали так же, как своих сыновей, они не поверили ему.

«Да пребудет проклятие Аллаха…» Проклятие — это изгнание и отдаление от милости Аллаха.

«…над неверующими!» то есть, пусть оно исполнится по отношению к ним. Здесь содержится то, что в арабском языке называется «проявление скрытого». Текст должен был быть следующим: «Когда же к ним явилось то, что они узнали, они отказались уверовать в него. Да пребудет проклятие Аллаха над ними!» [то есть, вместо того, чтобы сказать: «…над ними», — Он сказал: «…над неверующими». Он употребил обычное существительное («проявление») вместо местоимения («скрытого»)].

«Скверно то, что они купили за свои души». Глагол «بئس» стоит в прошедшем времени и указывает на порицание и упрек. Ему противоположен глагол «نِعْم», что имеет смысл восхваление.

Глагол «اشتروا» многие растолковывали как «продали», хотя его настоящее значение — «выбрали». Это известное разногласие. Тот, кто выбрал что-то, не есть продавший это. То есть, когда мы говорим: «…продали», — то имеем в виду, что они сами выбрали себе это, желали его.

«…отвергнув ниспосланное Аллахом». Здесь «ما» является относительным местоимением со значением «который». Под ним имеется в виду Коран. Это исходит из того, о чем говорилось в предыдущем аяте.

«…завидуя» — является словом, выражающим причину (они не уверовали из зависти). Слово «البغي» многие толкователи объяснили как «зависть». Но очевидно, что оно означает нечто более конкретное, чем зависть. Это слово также содержит смысл «вражда». Поэтому такой человек не просто завидует, также и враждует.

«…что Аллах ниспосылает Свою милость». Здесь под милостью имеется в виду откровение, или Коран, как сказал Всевышний: «Скажи: „Это — милость и милосердие Аллаха“. Пусть они возрадуются этому, ибо это лучше того, что они накапливают» Сура «Йунус», аят 58.

«…тому из Своих рабов, кому пожелает». Слово «مَنْ» указывает на пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так как (кто или что?) в основе ниспослан пророку, да благословит его Аллах и приветствует, для людей.

«Они навлекли на себя…», то есть получили «гнев». Слово «гнев» пришло в неопределенном состоянии, что указывает на его величие. Некоторые люди сказали, что под гневом здесь подразумевается гнев Аллаха и других, так что даже верующие гневаются на их действия.

«…один поверх другого». Это похоже на слова Всевышнего: «Один мрак поверх другого!» Сура «ан-Нур», аят 40.

Что это за гнев, который они навлекли на себя? И что это за гнев, который был до этого? Гнев, который они навлекли на себя, не уверовав в то, что знали. Ведь Аллах сказал: «Когда же к ним явилось то, что они узнали, они отказались уверовать в него». Гнев, предшествовавший ему, за то, что они проявляли высокомерие по отношению к истине, если она не соответствовала их страстям. Аллах сказал: «Неужели каждый раз, когда посланник приносил вам то, что было вам не по душе, вы проявляли высокомерие, нарекали лжецами одних и убивали других?» Сура «аль-Бакара», аят 87. Третий гнев — за то, что они убивали пророков и отвергали их. Это три причины, по которым Аллах разгневался на них. Возможно, что есть и другие причины…

«Неверующим уготованы унизительные мучения». Под «мучением» имеется в виду наказание. «Унизительное» — значит оскорбительное. Когда они скажут: «Господи! Выведи нас отсюда. И если мы вернемся к грехам, то действительно будем беззаконниками» Сура «аль-Муъминун», аят 107, Он ответит: «Оставайтесь здесь с позором и не говорите со Мной!» Сура «аль-Муъминун», аят 108. Этого будет достаточно для их унижения

Пользы /фауаид/:

  1. Коран — это книга от Аллаха, так как Он сказал: «…Писание от Аллаха».
  2. Коран является Его истинной речью, так как Он сказал: «…Писание от Аллаха». Известно, что речь не является телом, которое может существовать независимо от остального, и мы не можем сказать, что она сотворена.
  3. Указание на достоинство Корана — он от Аллаха, ведь Аллах сказал: «…Писание от Аллаха».
  4. Бану Исраиль знали, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, будет отправлен и что он победит, так как Аллах сказал: «Прежде они молили о победе над неверующими», — то есть просили помощи или говорили, что она придет к ним. До ниспослания Корана, до пришествия посланника, да благословит его Аллах и приветствует, они говорили: «Поистине, будет отправлен пророк, и с ним будет ниспослана Книга; мы с помощью него победим вас». А когда к ним пришел пророк, о пришествии которого они говорили, они не уверовали в него.
  5. Этот народ не подчинился истине; они не подчинились ей, даже если и признавали ее, ведь они не уверовали, что указывает на их упрямство и высокомерие.
  6. Неверующий заслуживает проклятия Аллаха, и оно непременно сбудется, так как Аллах сказал: «Да пребудет проклятие Аллаха над неверующими!»
  7. Некоторые ученые в этом аяте видят доказательство того, что разрешено проклинать определенных неверующих, однако этот аят никак не указывает на это, так как проклятие, упомянутое в аяте, — общее. Тем более, что это просто весть от Аллаха, но никак не разрешение на совершение того же самого. Также на запрет проклятия определенного человека указывает то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Аллах! Прокляни такого-то и такого-то!» [1], — говоря про предводителей неверующих, а Аллах запретил ему это делать. Тем более что Аллах может наставить на прямой путь неверующего, который еще жив. А если он уже мертв, то, возможно, к нему относятся слова пророка, да благословит его и приветствует: «Не подвергайте поношению покойных, ибо они уже пришли к тому, что творили прежде» [2].
  8. Причиной неверия сынов Исраиля является ни что иное, как зависть. Ведь Всевышний сказал: «…завидуя тому, что Аллах ниспосылает Свою милость тому из Своих рабов, кому пожелает».
  9. И также человек из этой общины, который отверг истину по той причине, что ее ему принес тот, кого он видит ниже себя, уподобился бану Исраиль.
  10. Человек должен признавать истину, глядя на нее, а не на того, кто ее принес. Пока то, что тебе приносят — истина, следуй ей. Следуй за истиной, несмотря на ее источник, следуй за истиной потому, что она — истина, а не из-за того, кто ее принес.
  11. Знание — одна из величайших милостей Аллаха, так как Он сказал: «Аллах ниспосылает Свою милость тому из Своих рабов, кому пожелает». Нет сомнений, что знания лучше имущества. Если ты захочешь узнать разницу между достоинством знаний и достоинством имущества, то посмотри на ученых времен первых халифов. О первых халифах мало кто говорит, а об ученых того времени говорят больше: они обучают людей, хотя находятся в могилах. Халифы забыты, кроме тех, кто оставил после себя что-то хорошее или вообще что-то оставил. Это указывает на то, что достоинство знаний лучше достоинства имущества.
  12. Доказательство того, что Аллах может пожелать, так как Он сказал: «…кому пожелает». Это относится ко всему, что Аллах любит и что не любит. Что Он захочет, то сбудется, а чего не захочет — не сбудется. Все, что связано с желанием Аллаха, связано с Его мудростью. Аллах сказал: «Но вы не пожелаете этого, если не пожелает Аллах. Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый» Сура «аль-Инсан», аят 30. Поэтому действия Аллаха и Его законы не объясняются лишь Его желанием, они связаны с Его совершенной мудростью, которая и определяет Его желания.
  13. Милость, ниспосланная Аллахом кому-то, не делает того, кому она ниспослана, богом, которому необходимо поклоняться: он был и остается рабом, даже если он и отличается от остальных каким-либо достоинством, так как Аллах сказал: «…тому из Своих рабов, кому пожелает».
    У этой пользы есть ответвления, которые мы хотели бы уточнить. Мы говорим: тот, кому Аллах оказал милость, наделив знаниями или сделав пророком, не перестает быть рабом, то есть не становится богом. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, один из рабов Аллаха.
    Тот человек, кому Аллах оказал милость, наделив знаниями, должен больше, чем другие люди, поклоняться Аллаху, так как Аллах оказал милость ему, поэтому Он имеет больше прав на этого человека, чем на других. Чем больше Аллах проявляет хорошее отношение к рабу, тем больше Он требует от него благодарности. Именно поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выстаивал ночные намазы так, что его ступни трескались, а когда его спросили об этом, он ответил: «Разве мне не стоит быть благодарным рабом?» [3].
    Некоторые люди гордятся тем, что Аллах дал им знания, и возвышаются благодаря им, растут в собственных глазах так, что начинают не принимать истину, тогда они лишаются истинной милости знаний.
  14. Грехи накладываются друг на друга и влекут за собой соответствующее наказание, так как Всевышний сказал: «Они навлекли на себя гнев, один поверх другого».
  15. Высокомерный человек наказывается вещью, противоположной его состоянию, так как Аллах сказал: «…унизительные мучения», — то есть унижение после вашего возвышения. Они будут наказаны так, как заслуживают за свой грех. Это — сунна Аллаха в Его творениях: наказывать каждого наказанием, соответствующим ему. Всевышний сказал: «Каждого Мы схватили за его грех» Сура «аль-’Анкабут», аят 40. Также Он сказал: «Это будет подобающим возмездием» Сура «ан-Наба», аят 26.
  16. Доказательство того, что Аллах может гневаться, так как Он сказал: «Они навлекли на себя гнев, один поверх другого». Гнев — одно из качеств Аллаха, которое относится к Его действиям и имеет связь с Его желанием. Все качества Аллаха имеют какую-либо причину и с чем-то связаны.

[1] Сахих аль-Бухари, книга военных походов, глава 22: Слова Аллаха Всевышнего: «Не имеешь ты никакого отношения к тому, простит Он их или подвергнет наказанию. Поистине, они несправедливы!» (3:128), хадис № 4069.

[2] Сахих аль-Бухари, книга похорон, глава 97: О запретности поношения покойных, хадис № 1393.

[3] Сахих аль-Бухари, книга ночного намаза, глава 6: о том, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выстаивал ночной намаз, хадис № 1130; Сахих Муслима, книга описания Судного Дня, Рая и Ада, глава 18: увеличивание количества благих дел и старание в поклонении, хадис № 7124/2819.

91. Когда им говорят: «Уверуйте в то, что ниспослал Аллах», — они отвечают: «Мы веруем в то, что было ниспослано нам». Они не веруют в то, что явилось впоследствии, хотя это является истиной, подтверждающей правдивость того, что есть у них. Скажи: «Почему же раньше вы убивали пророков Аллаха, если вы являетесь верующими?»

﴿91﴾ وَإِذَا قِيلَ لَهُمْ آمِنُوا بِمَا أَنزَلَ اللَّهُ قَالُوا نُؤْمِنُ بِمَا أُنزِلَ عَلَيْنَا وَيَكْفُرُونَ بِمَا وَرَاءَهُ وَهُوَ الْحَقُّ مُصَدِّقًا لِّمَا مَعَهُمْ قُلْ فَلِمَ تَقْتُلُونَ أَنبِيَاءَ اللَّهِ مِن قَبْلُ إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ

«Когда им говорят», то есть когда говорят сынам Исраиля. Аллах не называет конкретного имени того, кто произнес эти слова; это может быть как посланник, да благословит его Аллах и приветствует, так и любой другой.

«Уверуйте в то, что ниспослал Аллах», то есть подтвердите это, примите и подчинитесь. Иман (вера) в шариате — это подтверждение того, что ниспослал Аллах, сопровождаемое принятием и подчинением. Тот, кто подтвердил веру своим языком, сказав, что он верит, не будет считаться верующим, до тех пор, пока он не примет все, что ниспослано от Аллаха и не подчинится этому. Доказательством этому служит то, что Абу Талиб подтверждал правдивость посланника, да благословит его Аллах и приветствует, но не был верующим, так как он не принял его призыв и не подчинился ему. Слова «ниспослал Аллах» означают, что Он ниспослал их от Себя и это писание — от Аллаха.

«Мы веруем в то, что было ниспослано нам», то есть в Таурат. Но они «отвергают то, что явилось впоследствии», то есть Коран. Слово «وراء» значит «кроме, остальное» [т. е. отвергают то, что кроме этого, или отвергают остальное.]. Аллах говорит: «…хотя это является истиной», то есть то, во что они не уверовали, является истиной.

Противоположность истины — ложь. Ложь непрочна и бесполезна, в то время как истина — прочна и полезна. Под истиной, несомненно, также имеется в виду Коран.

«…подтверждающей правдивость того, что есть у них» — описание, также относящееся к Корану. Ранее уже предшествовало объяснение того, как Коран может быть подтверждающим то, что пришло в прежних книгах.

«что есть у них» — это Таурат.

Затем Всевышний опровергает сказанное ими: «Мы веруем в то, что было ниспослано нам» словами. «Почему же раньше вы убивали пророков Аллаха, если вы являетесь верующими?» то есть, если вы верите в то, что было ниспослано вам, то почему вы убиваете пророков Аллаха, так как убийство пророков Аллаха ведет к неверию.

Пользы /фауаид/:

  1. Коран является словами Аллаха: «Уверуйте в то, что ниспослал Аллах», так как то, что ниспослал Аллах, — это Коран, который является Его речью.
  2. Высота Всевышнего. Если Коран является Его речью, и он был ниспослан, значит, Он сам находится наверху.
  3. Ложь сынов Исраиля в словах: «Мы веруем в то, что было ниспослано нам», — ведь если бы они верили, то они уверовали бы в Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Всевышний сказал: «Которые последуют за посланником, неграмотным (не умеющим читать и писать) пророком, запись о котором они найдут в Таурате (Торе) и Инджиле (Евангелии). Он повелит им совершать одобряемое и запретит им совершать предосудительное» Сура «аль-А’раф», аят 157.
  4. Упорство сынов Исраиля, которые говорят, что будут верить лишь тому, что было ниспослано им.
  5. Слова того, кого призывают к истине из нашей общины, а он отвечает, что не может этого принять, так как это противоречит его «мазхабу», похожи на слова сынов Исраиля, так как человек обязан принять истину, когда его призывают к ней, произнеся «услышал и повиновался», а не опровергать её или оправдываться мазхабом.
  6. Обязанность принять истину от любого, кто придет с ней.
  7. Опровержение оппонента его же поступками. Всевышний привел в качестве доводов их же поступки: говоря, «мы верим в то, что было ниспослано нам», они убивали пророков Аллаха, которые приходили к ним с откровением от Аллаха, а значит, их слова являются лживыми, ведь истинно верующие никогда бы не убили пророков. «Скажи: „Почему же раньше вы убивали пророков Аллаха, если вы являетесь верующими?“»

92. Муса (Моисей) явился к вам с ясными знамениями, но в его отсутствие вы стали поклоняться тельцу, будучи беззаконниками.

﴿92﴾ وَلَقَدْ جَاءَكُم مُّوسَى بِالْبَيِّنَاتِ ثُمَّ اتَّخَذْتُمُ الْعِجْلَ مِن بَعْدِهِ وَأَنتُمْ ظَالِمُونَ

«Муса (Моисей) явился к вам…» — это обращение к сынам Исраиля, так как Муса является их пророком. Это обращение несет общий характер — ко всем сынам Исраиля, но не к определенной личности. Так как Муса пришел не только к тем, кто жил во время посланника Мухаммада.

«с ясными знамениями…», то есть с чудесами, которые указывали на правдивость его послания, как например: рука, посох, камень, расхождение моря (море разошлось в стороны, чтобы Муса и его народ прошли по его дну), а также лягушки, саранча, которых Аллах наслал на Фараона, и многое другое.

«но затем», то есть после того, как прошло время и вы могли поразмыслить над этими знамениями (чудесами), признать их.

«…вы стали поклоняться тельцу…» Из украшений они изготовили себе божество в виде тельца, сделали в нем отверстие, через которое попадал воздух, и поэтому телец издавал звук, подобный мычанию быка. Обманул их человек по имени Самири, сказав, что это их Бог и Бог Мусы, которого он оставил. Муса ушел от соплеменников для встречи с Господом на тридцать дней, а Аллах добавил к этому числу еще десять дней, и стало сорок. Самири тогда сказал им: «Муса потерял своего Господа, и поэтому он запаздывает и к нам не возвращается, он заблудился и не может найти путь к своему Господу. Вот вам божество (указывая на тельца), который является вашим божеством и божеством Мусы, так возьмите же и вы его себе богом».
«в его отсутствие», то есть в то время, когда Муса ушел к Господу для общения с Ним и до момента его возвращения. Муса сказал Самири о его боге: «Смотри же на своего бога, которому ты предавался. Мы разрушим его и развеем его по морю» Сура «Та Ха», аят 97. Муса так и поступил: сжег тельца и развеял его остатки по морю.

«…будучи беззаконниками», то есть вы сделали это осознанно, а ведь нет сомнений в том, что грех, совершенный осознанно, намного хуже того греха, который совершается неосознанно.

Пользы /фауаид/:

  1. Доказательство упрямства бану Исраиль: Муса привел им ясные доводы, они же взяли себе в качестве бога тельца.
  2. Глупость этого народа в том, что они взяли себе в качестве бога то, что сделали сами.
  3. Соплеменники воспользовались уходом Мусы, что, в свою очередь, указывает на их нрав. Как сказал Всевышний: «…но в его отсутствие».
  4. Бану Исраиль поклонялись тельцу, не имея на это права, осознанно. Всевышний сказал: «…будучи беззаконниками».