Чтение аятов 5-7 суры «аль-Хадж» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.

﴾ سورة الحج ﴿

Сура «аль-Хадж» /Паломничество/

Аяты 5-7. Сотворение человека и оживление безжизненной земли свидетельствуют о том, что Аллах способен воскресить усопших людей

5. О люди! Если вы сомневаетесь в воскрешении, то ведь Мы сотворили вас из земли, потом — из капли, потом — из сгустка крови, потом — из разжеванного кусочка, сформировавшегося или не сформировавшегося. Так Мы разъясняем вам истину. Мы помещаем в утробах то, что желаем, до назначенного срока. Потом Мы выводим вас младенцами, чтобы вы могли достигнуть зрелого возраста. Одни из вас умирают, другие же возвращаются в жалкую старость и забывают все, что знали. Ты видишь безжизненную землю. Но стоит Нам ниспослать на нее воду, как она приходит в движение, набухает и порождает всякие прекрасные растения.

﴿5﴾ يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنْ كُنْتُمْ فِي رَيْبٍ مِنَ الْبَعْثِ فَإِنَّا خَلَقْنَاكُمْ مِنْ تُرَابٍ ثُمَّ مِنْ نُطْفَةٍ ثُمَّ مِنْ عَلَقَةٍ ثُمَّ مِنْ مُضْغَةٍ مُخَلَّقَةٍ وَغَيْرِ مُخَلَّقَةٍ لِنُبَيِّنَ لَكُمْ وَنُقِرُّ فِي الْأَرْحَامِ مَا نَشَاءُ إِلَى أَجَلٍ مُسَمًّى ثُمَّ نُخْرِجُكُمْ طِفْلًا ثُمَّ لِتَبْلُغُوا أَشُدَّكُمْ وَمِنْكُمْ مَنْ يُتَوَفَّى وَمِنْكُمْ مَنْ يُرَدُّ إِلَى أَرْذَلِ الْعُمُرِ لِكَيْلَا يَعْلَمَ مِنْ بَعْدِ عِلْمٍ شَيْئًا وَتَرَى الْأَرْضَ هَامِدَةً فَإِذَا أَنْزَلْنَا عَلَيْهَا الْمَاءَ اهْتَزَّتْ وَرَبَتْ وَأَنْبَتَتْ مِنْ كُلِّ زَوْجٍ بَهِيجٍ

6. Это происходит, потому что Аллах является Истиной, оживляет мертвых и способен на всякую вещь,

﴿6﴾ ذَلِكَ بِأَنَّ اللَّهَ هُوَ الْحَقُّ وَأَنَّهُ يُحْيِي الْمَوْتَى وَأَنَّهُ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

7. потому что Час, в котором нет сомнения, непременно наступит и потому что Аллах воскресит тех, кто в могилах.

﴿7﴾ وَأَنَّ السَّاعَةَ آتِيَةٌ لَا رَيْبَ فِيهَا وَأَنَّ اللَّهَ يَبْعَثُ مَنْ فِي الْقُبُورِ

Тафсир Ибн Касир

Тафсир Ибн Касир

5. О люди! Если вы сомневаетесь в воскрешении, то ведь Мы сотворили вас из земли, потом — из капли, потом — из сгустка крови, потом — из разжеванного кусочка, сформировавшегося или не сформировавшегося. Так Мы разъясняем вам истину. Мы помещаем в утробах то, что желаем, до назначенного срока. Потом Мы выводим вас младенцами, чтобы вы могли достигнуть зрелого возраста. Одни из вас умирают, другие же возвращаются в жалкую старость и забывают все, что знали. Ты видишь безжизненную землю. Но стоит Нам ниспослать на нее воду, как она приходит в движение, набухает и порождает всякие прекрасные растения.

﴿5﴾ يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنْ كُنْتُمْ فِي رَيْبٍ مِنَ الْبَعْثِ فَإِنَّا خَلَقْنَاكُمْ مِنْ تُرَابٍ ثُمَّ مِنْ نُطْفَةٍ ثُمَّ مِنْ عَلَقَةٍ ثُمَّ مِنْ مُضْغَةٍ مُخَلَّقَةٍ وَغَيْرِ مُخَلَّقَةٍ لِنُبَيِّنَ لَكُمْ وَنُقِرُّ فِي الْأَرْحَامِ مَا نَشَاءُ إِلَى أَجَلٍ مُسَمًّى ثُمَّ نُخْرِجُكُمْ طِفْلًا ثُمَّ لِتَبْلُغُوا أَشُدَّكُمْ وَمِنْكُمْ مَنْ يُتَوَفَّى وَمِنْكُمْ مَنْ يُرَدُّ إِلَى أَرْذَلِ الْعُمُرِ لِكَيْلَا يَعْلَمَ مِنْ بَعْدِ عِلْمٍ شَيْئًا وَتَرَى الْأَرْضَ هَامِدَةً فَإِذَا أَنْزَلْنَا عَلَيْهَا الْمَاءَ اهْتَزَّتْ وَرَبَتْ وَأَنْبَتَتْ مِنْ كُلِّ زَوْجٍ بَهِيجٍ

После того, как Всевышний Аллах упомянул противящихся, отрицающих воскрешение, Он привёл примеры начального творения, как доказательство на Своё могущество. Он сказал:
(يَأَيُّهَا النَّاسُ إِن كُنتُمْ فِى رَيْبٍ مِّنَ الْبَعْثِ)
«О люди! Если вы сомневаетесь в воскрешении» — т.е. о возвращении душ и тел в Судный день;
(فَإِنَّا خَلَقْنَـكُمْ مِّنتُرَابٍ)
«то ведь Мы сотворили вас из земли» — т.е. «Ваше начало берёт из праха, из которого был сотворён Адам»;
(ثُمَّ مِن نُّطْفَةٍ)
«потом — из капли» — т.е. «Потом Он сделал потомство Адама из его семени — презренной жидкости»;
(ثُمَّ مِنْ عَلَقَةٍ ثُمَّ مِن مُّضْغَةٍ)
«потом — из сгустка крови, потом — из разжеванного кусочка» — это когда капля семени размещается в утробе женщины и находится там сорок дней, она прибавляет в объёме, затем она превращается в красный сгусток по воле Аллаха. Он находится там сорок дней, а затем по воле Аллаха превращается в бесформенный кусок мяса. Затем начинается формирование. Вырисовываются: голова, руки, грудь, живот, бёдра, ноги и другие органы. Иной раз у женщины происходит выкидыш до окончания формирования. Иной раз уже после начала формирования зародыша.
(ثُمَّ مِن مُّضْغَةٍ مُّخَلَّقَةٍ وَغَيْرِ مُخَلَّقَةٍ) «потом — из разжеванного кусочка, сформировавшегося или не сформировавшегося» — т.е. как вы и видите;
(لِّنُبَيِّنَ لَكُمْ وَنُقِرُّ فِى الاٌّرْحَامِ مَا نَشَآءُ إِلَى أَجَلٍمُّسَمًّى)
«Так Мы разъясняем вам истину. Мы помещаем в утробах то, что желаем, до назначенного срока» — т.е. другой раз он закрепляется в утробе, и у женщины не происходит выкидыш. Как прокомментировал Муджахид слова Аллаха: «сформировавшегося или не сформировавшегося» — речь идёт о выкидыше эмбриона — сформированного или ещё бесформенного. По прошествии сорока дней после зачатия это уже кусок мяса, и Аллах посылает ангела, который вдыхает в него душу. И соизмеряет зародыша, как пожелает Аллах — красивого или уродливого, мальчика или девочку, записывает его удел и срок смерти, а так же счастливым он будет или несчастным.Как приводится в двух Сахихах со слов ибн Мас’уда: «Правдивый и достойный доверия Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал нам: «إِنَّ خَلْقَ أَحَدِكُمْ يُجْمَعُ فِي بَطْنِ أُمِّهِ أَرْبَعِينَ لَيْلَةً، ثُمَّ يَكُونُ عَلَقَةً مِثْلَ ذَلِكَ، ثُمَّ يَكُونُ مُضْغَةً مِثْلَ ذَلِكَ، ثُمَّ يَبْعَثُ اللهُ إِلَيْهِ الْمَلَكَ فَيُؤْمَرُ بِأَرْبَعِ كَلِمَاتٍ: بِكَتْبِ رِزْقِهِ وَعَمَلِهِ وَأَجَلِهِ، وَشَقِيٌّ أَوْ سَعِيدٌ، ثُمَّ يُنْفَخُفِيهِ الرُّوح» «Поистине, каждый из вас (сначала) формируется во чреве своей матери в течение сорока дней, затем он столько же пребывает (там) в виде сгустка крови и ещё столько же — в виде кусочка плоти, а затем Аллах направляет ангела, который получает веление записать четыре вещи. Ему говорится: “Запиши его дела, его удел, его срок, а также то, счастливым он будет или злосчастным”, после чего в него вдувается дух…». [Бухари 3208, Муслим 2643].

Ибн Абу Хатим передаёт со слов Хузайфа Ибн Усайда, что пророка сказал: «يَدْخُلُ المَلِكُ عَلَى النُّطْفَةِ بَعْدَ مَا تَسْتَقِرُّ فِي الرَّحْمِ بِأَرْبِعيِنَ أَوْ خَمْسَةَ وَأَرْبَعِينَ لَيْلَةَ ، فَيَقُولُ :يَا رَبِّ أَشَقِيٌ أَوْسَعِيدٌ ؟ فَيَقُولُ اللهُ فَيَكْتُبانِ، فَيَقُولُ : أَي رَبِّ أَذَكَرٌ أَوْ أُنْثَى ؟ فَيَقُولُ اللهُ فَيَكْتُبَانِ ، وَيَكْتُبُ عَمَلَهُ وُأُثَرَهُ وَأَجَلَهُ وَرِزْقَهُ ، ثُمَّ تُطَوى الصُّحُفُ فَلَا يُزَادُ فِيهَا وَلَا يُنْقَصُ» «Входит ангел к семени после того, как она пробудет в утробе сорок или сорок пять ночей, и говорит: «Господи, он несчастен или счастлив?» Говорит Аллах, и оба записываются. Затем он говорит: «О, Господь мой! это мужчина или женщина?» Говорит Аллах, и оба записываются. Далее он записывает его дела, след его, срок его и его удел. После чего страницы сворачиваются, и в них уже ничего не добавляется и не убавляется». [Муслим 2644].

Слова Аллаха: (ثُمَّ نُخْرِجُكُمْ طِفْلاً) «Потом Мы выводим вас младенцами» — слабыми телом, слухом, зрением, органами чувств, физически и умственно. И Аллах даёт ему силы постепенно, а его родители заботятся о нём день и ночь;
(ثُمَّ لِتَـبْلُغُواْ أَشُدَّكُـمْ)
«чтобы вы могли достигнуть зрелого возраста» — т.е. сила совершенствуется и увеличивается, пока человек не достигнет красоты и выносливости юноши;
(وَمِنكُمْ مَّن يُتَوَفَّى)
«Одни из вас умирают» — т.е. умирает в молодости и рассвете сил;
(وَمِنكُم مَّن يُرَدُّ إِلَى أَرْذَلِ الْعُمُرِ)
«другие же возвращаются в жалкую старость» — т.е. к старости и дряхлости, к физической и умственной слабости, неспособности понимать и двигаться, к слабоумию. О чём Аллах говорит: (لِكَيْلاَ يَعْلَمَ مِن بَعْدِ عِلْمٍ شَيْئاً) «и забывают все, что знали» — как Аллах сказал в другом аяте: (اللَّهُ الَّذِى خَلَقَكُمْ مِّن ضَعْفٍ ثُمَّ جَعَلَ مِن بَعْدِ ضَعْفٍ قُوَّةٍ ثُمَّ جَعَلَ مِن بَعْدِ قُوَّةٍ ضَعْفاً وَشَيْبَةً يَخْلُقُ مَا يَشَآءُ وَهُوَ الْعَلِيمُ الْقَدِيرُ) «Аллах — Тот, Кто создает вас из слабости. После слабости Он наделяет вас силой, а потом заменяет ее слабостью и сединой. Он творит, что пожелает, ибо Он — Знающий, Всемогущий»(Сура 30, аят 54).

Слова Аллаха: (وَتَرَى الاٌّرْضَ هَامِدَةً) «Ты видишь безжизненную землю» — это другое доказательство на способность Аллаха воскрешать мёртвых — воскрешение бесплодной засохшей земли, на которой нет растительности. Катада сказал: «подвергшаяся эрозии, запылённая земля». Ас-Судди сказал: «Мёртвая земля».
(فَإِذَآأَنزَلْنَا عَلَيْهَا الْمَآءَ اهْتَزَّتْ وَرَبَتْ وَأَنبَتَتْ مِن كُلِّ زَوْجٍ بَهِيجٍ)
«Но стоит Нам ниспослать на нее воду, как она приходит в движение, набухает и порождает всякие прекрасные растения» — т.е. когда Аллах посылает на землю дождь, она вздрагивает, т.е. приходит в движение растениями на ней, оживая после смерти, разбухает — т.е. поднимается из-за разбухшей почвы. Затем расцветает всеми цветами и красками разных плодов и фруктов разного цвета, вкуса, запаха, вида и предназначения. Об этом и говорит Всевышний Аллах: (وَأَنبَتَتْ مِن كُلِّ زَوْجٍ بَهِيجٍ) «порождает всякие прекрасные растения» — с хорошим внешним видом и запахом;

6. Это происходит, потому что Аллах является Истиной, оживляет мертвых и способен на всякую вещь,

﴿6﴾ ذَلِكَ بِأَنَّ اللَّهَ هُوَ الْحَقُّ وَأَنَّهُ يُحْيِي الْمَوْتَى وَأَنَّهُ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

(ذلِكَ بِأَنَّ اللَّهَ هُوَ الْحَقُّ) «Это происходит, потому что Аллах является Истиной» — Творец, Управляющий и Делающий то, что пожелает;
(وَأَنَّهُ يُحْىِ الْمَوْتَى)
«оживляет мертвых и способен на всякую вещь» — так же, как Он оживляет мёртвую землю и взращивает на ней все эти виды растений.
(إِنَّ الَّذِى أَحْيَـهَا لَمُحْىِ الْمَوْتَى إِنَّهُ عَلَى كُلِّ شَىْءٍ قَدِيرٌ)
«Воистину, Тот, Кто оживил ее, непременно оживит мертвецов. Он способен на всякую вещь»(Сура 41, аят 39)
(إِنَّمَآ أَمْرُهُ إِذَآ أَرَادَ شَيْئاً أَن يَقُولَ لَهُ كُن فَيَكُونُ)
«Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!» — как это сбывается»(Сура 36, аят 82)

7. потому что Час, в котором нет сомнения, непременно наступит и потому что Аллах воскресит тех, кто в могилах.

﴿7﴾ وَأَنَّ السَّاعَةَ آتِيَةٌ لَا رَيْبَ فِيهَا وَأَنَّ اللَّهَ يَبْعَثُ مَنْ فِي الْقُبُورِ

Слова Аллаха: (وَأَنَّ السَّاعَةَ ءَاتِيَةٌ لاَّ رَيْبَ فِيهَا) «Час, в котором нет сомнения, непременно наступит» — т.е. несомненно случится;
(وَأَنَّ اللَّهَ يَبْعَثُ مَن فِى الْقُبُورِ)
«и потому что Аллах воскресит тех, кто в могилах» — т.е. вернёт их из могил, даже снова воссоздаст их из небытия: (وَضَرَبَ لَنَا مَثَلاً وَنَسِىَ خَلْقَهُ قَالَ مَن يُحىِ الْعِظَـمَ وَهِىَ رَمِيمٌقُلْ يُحْيِيهَا الَّذِى أَنشَأَهَآ أَوَّلَ مَرَّةٍ وَهُوَ بِكُلِّ خَلْقٍ عَلِيمٌالَّذِىجَعَلَ لَكُم مِّنَ الشَّجَرِ الاٌّخْضَرِ نَاراً فَإِذَآ أَنتُم مِّنْه تُوقِدُونَ) «Он привёл Нам притчу и забыл о своём сотворении. Он сказал: «Кто оживит кости, которые истлели?» Скажи: «Оживит их Тот, Кто создал их в первый раз. Он ведает о всяком творении». Он создал для вас огонь из зелёного дерева, и теперь вы разжигаете огонь от него»(Сура 36, аят 78-80) и множество аятов с подобным содержанием.