Чтение аята 7 «Али ’Имран» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.

﴾ سورة آل عمران ﴿

Сура «Али ’Имран» /Семейство Имрана/

Аят 7: Об аятах «мухкам» и «муташабих»

7. Он — Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся иносказательными. Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладающие основательными знаниями говорят: «Мы уверовали в него (в Коран). Все это — от нашего Господа». Но поминают назидание только обладающие разумом.

﴿7﴾ هُوَ الَّذِي أَنْزَلَ عَلَيْكَ الْكِتَابَ مِنْهُ آيَاتٌ مُحْكَمَاتٌ هُنَّ أُمُّ الْكِتَابِ وَأُخَرُ مُتَشَابِهَاتٌ فَأَمَّا الَّذِينَ فِي قُلُوبِهِمْ زَيْغٌ فَيَتَّبِعُونَ مَا تَشَابَهَ مِنْهُ ابْتِغَاءَ الْفِتْنَةِ وَابْتِغَاءَ تَأْوِيلِهِ وَمَا يَعْلَمُ تَأْوِيلَهُ إِلَّا اللَّهُ وَالرَّاسِخُونَ فِي الْعِلْمِ يَقُولُونَ آمَنَّا بِهِ كُلٌّ مِنْ عِنْدِ رَبِّنَا وَمَا يَذَّكَّرُ إِلَّا أُولُو الْأَلْبَابِ

Тафсир аль-Багауи

Тафсир аль-Багауи

7. Он — Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся неясными (иносказательными). Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за неясными (иносказа- тельными) аятами, желая посеять смуту и добиться толкования, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладающие основательными знаниями говорят: «Мы уверовали в него (в Коран). Всё это — от нашего Господа». Но поминают назидание только обладающие разумом.

﴿7﴾ ‏هُوَ الَّذِيَ أَنزَلَ عَلَيْكَ الْكِتَابَ مِنْهُ آيَاتٌ مُّحْكَمَاتٌ هُنَّ أُمُّ الْكِتَابِ وَأُخَرُ مُتَشَابِهَاتٌ فَأَمَّا الَّذِينَ في قُلُوبِهِمْ زَيْغٌ فَيَتَّبِعُونَ مَا تَشَابَهَ مِنْهُ ابْتِغَاء الْفِتْنَةِ وَابْتِغَاء تَأْوِيلِهِ وَمَا يَعْلَمُ تَأْوِيلَهُ إِلاَّ اللّهُ وَالرَّاسِخُونَ فِي الْعِلْمِ يَقُولُونَ آمَنَّا بِهِ كُلٌّ مِّنْ عِندِ رَبِّنَا وَمَا يَذَّكَّرُ إِلاَّ أُوْلُواْ الألْبَابِ

«هُوَ الَّذِيَ أَنزَلَ عَلَيْكَ الْكِتَابَ مِنْهُ آيَاتٌ مُّحْكَمَاتٌ»

«Он — Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты»: разъяснённые, подробно изложенные. Они названы ﴾مُّحْكَمَاتٌ﴿ /мухкамáт/ — ясно изложенные от слова «الإحكام» /ихкям́/ — точность, будто они столь совершенны, что созданиям запрещено что-либо изменять в них из-за их явности и ясности их смыслов.

 

«هُنَّ أُمُّ الْكِتَابِ»

«составляющие мать Писания» то есть основу, к которой возвращаются в вопросах различных постановлений. Поистине, [Всевышний Аллах] сказал: «…составляющие мать Писания», и не сказал: «…матерей Писания» (то есть во множественном числе), так как все аяты собраны и дополняют друг друга, подобны одному аяту, и слова Всевышнего Аллаха — едины.

Также было сказано: «Каждый аят из них является матерью Писания, подобно тому, как сказано: “Мы сделали сына Марьям и его мать аятом (знамением)”, то есть каждый из них является знамением»

 

«وَأُخَرُ مُتَشَابِهَاتٌ»

«а также другие аяты, являющиеся неясными (иносказательными)». Может возникнуть вопрос: «Как разделены здесь ясные и неясные аяты, если Аллах назвал весь Коран ясным, сказав: ﴾الركَِتاٌبأْحِكَمْتيَاتُُه﴿ — “Алиф. Лям. Ра. Это —Писание, аяты которого ясно изложены”, и также Он сказал, что Коран весь является муташабих (схожим): ﴾اللَّهُ نَزَّلَ أَحْسَنَ الْحَدِيثِ كِتَابًا مُّتَشَابِهًا﴿  “Аллах ниспослал наилучшее повествование — Писание, аяты которого сходны”?

Было сказано: «Под словами о ясности Корана (мухкам), имеется в виду то, что он весь является истиной, и в нём нет пустословия и шуток. Под схожестью (муташабих) Корана имеется в виду то, что одни части Корана похожи на другие в истинности, правдивости и своей красоте. В этом же аяте упомянуто, что часть Корана является мухкам (ясной), а часть — муташабих (неясной), и учёные разногласили относительно этого».

Так, Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Мухкам (ясные аяты) — это три аята из сура “аль-Ан‘ам”: “Скажи: “Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь”, и подобный ему о Бану Исраиль: “Твой Господь пред-писал вам не поклоняться никому”».

Также он сказал: «Муташабих (неясное) — это буквы в начале некоторых сур».

Муджахид и ‘Икрима сказали: «Мухкам (ясное) — это аяты о халяле и хараме, а всё кроме этого является муташабих (схожим), похожим друг на друга в своей истинности и правдивости».

Катада, ад-Даххак и ас-Судди сказали: «Мухкам (ясное) — это аяты ан-насих (те, что отменяют некоторые другие аяты), в соответствии с которыми совершаются деяния, а аяты муташабих (неясные) — отменённые, в которые необходимо уверовать, но по ним не совершаются деяния».

Также передаётся от ‘Али ибн Аби Тальхи, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Мухкам (ясное) в Коране — это ан-насих (те, что отменяют некоторые другие аяты), аяты о халяле, хараме, границах (худуд), обязательствах, а также то, во что необходимо уверовать и совершать в соответ- ствии с этим деяния. А муташабих (неясное) в Коране — это отменённое из него, то, что упоминается раньше или позже, подобно именам Аллаха, которые Он иногда перечисляет в одном порядке, а в других аятах иначе, и подобное этому; а также клятвы и то, во что веруют, но не совершают в соответствии с этим деяния, и никто не может узнать об их смысле, подобно сообщениям о признаках Судного Часа, выходе Даджаля, приходе ‘Исы, мир ему; восходе Солнца с запада, о Судном дне и о том, когда исчезнет этот свет.

Ахмад ибн Джа‘фар ибн аз-Зубайр сказал: «Мухкам (ясное) — это то, что имеет один смысл и невозможно истолковать иначе, а муташабих (неясное) — это то, что может иметь несколько толкований».

Также было сказано: «Мухкам (ясное) — аяты, смысл которых известен, довод в них — ясен, указание чёткое и не является непонятным, а муташабих — это то, для познания чего необходимы некоторые знания, и простые люди не могут различить между истиной в их толковании и ложью».

Также некоторые из них сказали: «Мухкам (ясное) — это аяты, смысл которых ясен без других разъясняющих аятов, а муташабих (неясное) — это те аяты, которые невозможно понять, кроме как обратившись к другим аятам».

 

«هُوَ الَّذِيَ أَنزَلَ عَلَيْكَ الْكِتَابَ مِنْهُ آيَاتٌ مُّحْكَمَاتٌ هُنَّ أُمُّ الْكِتَابِ وَأُخَرُ مُتَشَابِهَاتٌ فَأَمَّا الَّذِينَ في قُلُوبِهِمْ زَيْغٌ»

«Он — Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся неясными (иносказательными). Те, чьи сердца уклоняются в сторону», то есть уклоняются от истины. Также было сказано, что ٌزَيْغ /зайгун/ — это сомнения.

 

«فَيَتَّبِعُونَ مَا تَشَابَهَ مِنْهُ»

«следуют за неясными (иносказательными) аятами»: учёные разногласили относительно смысла этого аята. Ар-Раби‘ сказал: «Этот аят о делегации из Наджрана, которые спорили с Пророком ﷺ относительно ‘Исы, мир ему, сказав ему: “Разве вы не утверждаете, что он — Слово Аллаха и Дух от Него?” Пророк ﷺ ответил: “Конечно”. Тогда они ответили: “Нам достаточно этого”, и Всевышний Аллах ниспослал этот аят».

Аль-Кяльби сказал: «Это иудеи, которые хотели узнать о конце этой уммы и хотели рассчитать его с помощью нумерологии».

Ибн Джурайдж сказал: «Это лицемеры».

Аль-Хасан сказал: «Это хариджиты».

Катада, когда прочитал аят «Те, чьи сердца уклоняются в сторону», сказал: «Если это не хариджиты и рафидиты, то я не знаю кто это».

Также было сказано: «Это все нововведенцы».

 

«ابْتِغَاء الْفِتْنَةِ»

«желая посеять смуту», то есть желая ширка (многобожия), о чём сказали ар-Раби‘ и ас-Судди.

Муджахид сказал: «Желая следовать за сомнительным и желая запутать людей для того, чтобы заблудить посредством этого невежественных людей»

 

«وَابْتِغَاء تَأْوِيلِهِ»

«и добиться толкования», то есть его тафсира (толкования) и понимания. Доводом этому являются слова Всевышнего: ﴾سَأُنَبِّئُكَ بِتَأْوِيلِ مَا لَمْ تَسْتَطِع عَّلَيْهِ صَبْرًا﴿ — «Я поведаю тебе толкование того, к чему ты не смог отнестись с терпением»

Также было сказано: «Желая его исхода (конца), то есть желали узнать о конце этой общины с помощью нумерологии. Доводом этому являются слова Всевышнего: ﴾ذَلِكَ خَيْرٌ وَأَحْسَنُ تَأْوِيلاً﴿ “Так будет лучше и прекраснее по исходу”».

 

«وَمَا يَعْلَمُ تَأْوِيلَهُ إِلاَّ اللهُ وَالرَّاسِخُونَ فِي الْعِلْمِ»

«хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладающие основательными знаниями»: учёные разногласили относительно того, в каком месте необходимо остановиться при чтении этого аята.

Некоторые учёные сказали, что و /уа/ в словах ﴾وَالرَّاسِخُونَ فِي الْعِلْمِ﴿ /уа-р-рáсихýна фи-ль-‘илм/ («обладающие основательными знаниями») — это соединительный союз: а, значит, смысл аята: толкование этих аятов знает Аллах, и знают обладающие основательными знаниями. И, имея эти знания, они говорят: ﴾يَقُولُونَ آمَنَّا بِهِ﴿ — «Мы уверовали в это» — это мнение Муджахида и ар-Раби‘а. Исходя изэ того, слова Всевышнего ﴾يَقُولُونَ﴿ «говорят» — является халь [грамматически обстоятельством, описанием], то есть — обладатели основательных знаний, имея знания, говорят: «Мы уверовали в это».

Большинство же учёных посчитали, что و /уа/ в словах «обладающие основательными знаниями» — указывает на конец предложения после слов: ﴾وَمَا يَعْلَمُ تَأْوِيلَهُ إِلاَّ اللّهُ﴿ — «хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха». Они сказали: «Не знает толкования аятов муташабих (неясных) никто, кроме Аллаха. Поэтому может быть такое, что о некоторых смыслах Корана знает только Аллах, и никто из созданий не знает этого, подобно знанию о времени наступления Судного Часа, выхода Солнца с запада, выхода Даджаля, прихода ‘Исы, мир ему, и подобное этому».

Создания поклоняются Аллаху, уверовав в муташабих (неясное). Что же касается мухкама (ясного), то необходимо уверовать в эти аяты и совершать деяния в соответствии с ними. Подтверждается это кыраъатом (чтением либо толкованием) ‘Абдуллаха о том, что толкование (таъуúль) этого знает только Аллах.

 

«وَالرَّاسِخُونَ فِي الْعِلْمِ يَقُولُونَ آمَنَّا بِهِ»

«А обладающие основательными знаниями говорят: “Мы уверовали в это. Всё это — от нашего Господа”». ‘Умар ибн ‘Абдуль‘азиз сказал об этом аяте: «Знания обладающих основательными знаниями закончились на их словах: “Мы уверовали в это. Всё это — от нашего Господа”». Это мнение ближе всего к арабскому языку и больше всего соответствует внешнему смыслу аята.

 

«وَالرَّاسِخُونَ فِي الْعِلْمِ»

«обладающие основательными знаниями», то есть те, кто настолько углубились в знания, и их знания стали столь совершенны, что в них не остается места для сомнений.

Основа этого слова происходит от «ِرُسُوخِ الشَّىْءِ فِى الشَّىْء» «укрепление чего-то на чём-то. Например, говорят: «Укрепился (по-араб. َرَسَخ /расаха/) иман в чьём-то сердце».

Также было сказано, что обладающие основательными знаниями — это верующие из числа людей Писания, подобно ‘Абдуллаху ибн Саляму и его товарищам, доводом чему являются слова Всевышнего: «Однако тех из них, которые обладают основательными знаниями», то есть изучавшие знания из Таурата и Инджиля.

Малика ибн Анаса, да будет доволен им Аллах, спросили об обладающих основательными знаниями, и он ответил: «Это знающий, действующий в соответствии с тем, что он знает, и следующий за своими знаниями».

Также было сказано, что обладающий основательными знаниями — это тот, в чьих знаниях есть 4 вещи: богобоязненность в отношении Аллаха, застенчивость в отношениях с созданиями, аскетизм в отношении мирских благ и борьба между ним и его душой.

И сказал Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, а также Муджахид и ас-Судди: «Аллах назвал их обладающими основательными знаниями из-за их слов “мы уверовали в это”. “Мы уверовали в это”, то есть в муташабих (неясное) — это слова обладающих основательными знаниями».

 

«كُلٌّ مِّنْ عِندِ رَبِّنَا»

«Всё это — от нашего Господа»: мухкам (ясное) и муташабих (неясное), насих (отменяющие тексты) и мансух (отменённые), то, что мы знаем, и то, чего мы не знаем.

 

«وَمَا يَذَّكَّرُ»

«Но поминают назидание», то есть внемлют увещеваниям Корана.

 

«إِلاَّ أُوْلُواْ الألْبَابِ»

«только обладающие разумом».

Ясные /мухкам/ и иносказательные, схожие аяты /муташабих/ в Коране

В Коране два вида иносказательности:

Первый: Сущностная иносказательность, которую человек познать не может, наподобие качеств Аллаха. Мы, даже если и знаем значение этих качеств, мы не можем познать их сущность и образ, как сказал об этом Всевышний: «Они не способны объять Его своим знанием» (Та Ха: 110), а также Его слова: «Взоры не могут постичь Его, а Он постигает взоры. Он — Проницательный (или Добрый), Сведущий» (аль-Ан’ам: 103). Поэтому, когда спросили Имама Малика, да смилостивится над ним Аллах, об аяте: «Милостивый вознесся на Трон (или утвердился на Троне)» (Та ха: 5) «Как вознесся?», — он ответил: «Вознесение — небезызвестно, как — непонятно, уверовать в это обязательно, а вопросы об этом нововведение». Этот тот вид иносказательности, о разъяснении которого спрашивать нельзя, потому что Его постичь никто не может.

Второй: Относительная иносказательность, т.е. для одного может быть иносказательным то, что иносказательным для другого не является, и может быть известным у обладающих основательными знаниями. О разъяснении этого вида иносказательности спрашивается и разъясняется, потому что это можно постичь, когда невозможно в Коране найти нечто, разъясняющее это для людей. Всевышний сказал: «Это есть разъяснение людям, верное руководство и назидание для богобоязненных» (Али ’Имран: 138). Он также сказал: «Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи» (ан-Нахль: 89). Он также сказал: «Когда же Мы прочтем его, то читай его следом. Нам надлежит разъяснять его» (аль-Кыяма: 18-19). Он также сказал: «О люди! К вам уже явилось доказательство от вашего Господа, и Мы ниспослали вам ясный свет» (ан-Ниса: 174).

Из книги «Усуль фит-тафсир» шейха Ибн ’Усаймина, да смилуется над ним Аллах.

Следование за сомнительными доводами является одной из основных причин появления нововведения и заблуждения в общине мусульман

Приверженцы нововведений и своих страстей часто используют выдуманные хадисы или же подгоняют под себя аргументы, чтобы подтвердить свою позицию и ввести в заблуждение малограмотных людей. Имам аль-Ауза’и об этом говорил: «Было сказано: „Горе тем, кто обучается не для поклонения, и тем, кто с помощью сомнительного делает дозволенным запретное!“» аль-Аджурри в «Ахлякъуль-‘уляма» 65.

‘Аиша рассказывала, что однажды посланник Аллаха ﷺ прочитал этот аят и сказал: «Если увидишь тех, которые следуют тому, что ясным не является, то знай, что это и есть те, которых упомянул Аллах, так остерегайтесь же их!» аль-Бухари 4547.

Шейх Салих Али Шейх сказал: «Общеизвестно, что в Коране и Сунне есть то, что является ясным (мухкам) и то, что является неясным (муташабих). Также это присутствует в словах и действиях сподвижников и ученых. Обладающие основательными знаниями отличились тем, что постигли знание различением мухкама от муташабиха и тем, что возвращают муташабих к мухкаму. Если бы не эта отличительная черта обладающих знанием, то каждый мог бы охватить знание. Но Аллах испытывает людей тем, что существует мухкам и муташабих, чтобы тем самым положение ученых и обладающих истинными знаниями стало ясным». См. «аль-Мар’а ад-да’ия». Подобное говорил и шейхуль-Ислам Ибн Таймия в «Маджму’уль-фатауа» 13/272-280.

Использование иносказательных и неясных доводов (муташабих) является признаком приверженцев нововведений, которые толкуют Коран на основании своих страстей. Именно поэтому, когда ‘Али ибн Абу Талиб посылал Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими Аллах, на разговор с хариджитами, сказал ему: «Не спорь с ними посредством Корана, ибо он имеет разные стороны, поэтому спорь с ними посредством Сунны». Ибн ‘Аббас ответил: «Я знаю Книгу Аллаха лучше них!» ‘Али сказал: «Верно! Однако Коран можно истолковать по-разному». См. «Фатхуль-Къадир» 1/42.

Необходимо знать, что не все аяты и хадисы, приводимые как довод, подходят к тому или иному положению, несмотря на то, что внешне кажется иначе. Так же поступали и хариджиты, которые обвинили ‘Али в неверии, опираясь на аят: «Суд принадлежит только Аллаху». Абу Рафи’ рассказывал, что когда хариджиты выступили против ‘Али они все время повторяли: «Суд принадлежит только Аллаху!», «Суд принадлежит только Аллаху!» И ‘Али сказал: «Говорят слова истины, подразумевая ложь!» Муслим 1774.

Однажды один приверженец секты къадаритов по имени Гъайлян ад-Димашкъи упомянул перед ‘Умаром ибн ‘Абдуль-‘Азизом в качестве довода аят: «Мы повели его (человека) путем либо благодарным, либо неблагодарным» (аль-Инсан 76: 3). ‘Умар сказал ему: «Прочитай и предпоследний аят этой суры: „Но вы не пожелаете этого, если не пожелает Аллах“ (аль-Инсан 76: 30)». аль-Аджурри в «аш-Шари’а» 223. То есть, этот къадарит хотел использовать данный аят в качестве довода на то, что судьбы нет, и человек все делает сам, и что к его поступкам не имеет отношение предопределение Аллаха.

Известный таби’и Муслим ибн Ясар говорил: «Если ты будешь рассказывать об Аллахе, то не делай этого, пока не посмотришь аят, который идет до и после». Абу ‘Убайд в «Фадаиль аль-Къуран» 229.

Это указывает на то, что разбирая какой-то вопрос или стремясь правильно понять положение религии, нельзя брать только один аят или один хадис, не беря во внимание другие тексты Корана и Сунны, касающиеся данной темы!

Также к распространению нововведений имеет отношение использование в качестве довода снов, традиций, и т.п. Хариса ибн Мударриб рассказывал: «Однажды один человек увидел во сне, что совершивший в эту ночь молитву в мечети, войдет в Рай. Когда об этом услышал Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, он пришел в мечеть и стал говорить: „Выходите, не впадайте в заблуждение! Поистине, это игра шайтана!“» Ибн Абу Шейба 7/233.

Имам аш-Шатыби сказал: «Самые слабые люди это те, которые в своих делах опираются на сны. Некоторые из них возможно говорят: „Я видел во сне пророка ﷺ и он сказал мне то-то, и приказал то-то“, и начинает поступать в соответствии с тем, что видел во сне и оставляет что-то, не соблюдая тем самым границы, которые установлены в шариате. Это является ошибкой, так как сны тех, которые не являются пророками, нельзя считать шариатом, если мы только не сравним эти сны с тем, что пришло в шариате и убедимся, что шариат дозволяет то, на что указывает сон. В таком случае можно поступать в соответствии с этим сном, а если нет, то является обязательным оставить это и отказаться от него. Польза же от снов — это либо радость, либо предостережение, и не более того. А что касается извлечения из них каких-то шариатских законоположений, то нет!» См. «аль-И’тисам» 2/93.

‘Укъба ибн ‘Амир, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Я слышал, как посланник Аллаха ﷺ однажды сказал: „Гибель моей общины в Книге и молоке!“ Его спросили: „О посланник Аллаха, что означают Книга и молоко?!“ Он ответил: „Будут изучать Коран и толковать его не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах Всевышний! И будут любить молоко, по причине чего станут оставлять групповые и пятничные молитвы, удаляясь со стадом в степи!“» Ахмад 4/155. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2778.

Таким образом, в этом извещении посланника Аллаха ﷺ содержится предостережение от двух вещей, которые приведут к гибели его общину:

  • Первое — это понимание Корана не в соответствии с Сунной.
  • Второе — чрезмерное увлечение мирским, что отдалит человека от религиозных предписаний.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр назвал главу, в которой привел упомянутый хадис следующим образом: «О том, кто толковал Коран и размышлял над ним, будучи неосведомленным о Сунне», затем после того как привел этот хадис, он сказал: «Приверженцы нововведений отвергали Сунну и стали толковать Коран не в соответствии с тем, как разъяснила его Сунна, по причине чего впали в заблуждение сами и ввели в заблуждение других!» См. «Джами’уль-баяниль-‘ильм» 1/472.

Источник: Исламский форум.