Чтение аятов 8-9 суры «Али ’Имран» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.

﴾ سورة آل عمران ﴿

Сура «Али ’Имран» /Семейство Имрана/

Аяты 8-9: Мольба /ду’а/ к Аллаху о защите от уклонения сердца в сторону

8. Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь, и даруй нам милость от Себя, ведь Ты — Дарующий!

﴿8﴾ رَبَّنَا لَا تُزِغْ قُلُوبَنَا بَعْدَ إِذْ هَدَيْتَنَا وَهَبْ لَنَا مِنْ لَدُنْكَ رَحْمَةً إِنَّكَ أَنْتَ الْوَهَّابُ

9. Господь наш! Ты соберешь людей в день, в котором нет сомнения. Воистину, Аллах не нарушает обещания.

﴿9﴾ رَبَّنَا إِنَّكَ جَامِعُ النَّاسِ لِيَوْمٍ لَا رَيْبَ فِيهِ إِنَّ اللَّهَ لَا يُخْلِفُ الْمِيعَادَ

Тафсир аль-Багауи

Тафсир аль-Багауи

8. Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь, и даруй нам милость от Себя, ведь Ты — Дарующий!

﴿8﴾ رَبَّنَا لاَ تُزِغْ قُلُوبَنَا بَعْدَ إِذْ هَدَيْتَنَا وَهَبْ لَنَا مِن لَّدُنكَ رَحْمَةً إِنَّكَ أَنتَ الْوَهَّابُ

«رَبَّنَا لاَ تُزِغْ قُلُوبَنَا»

«Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону», то есть говорят обладающие основательными знаниями: «Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону», то есть не сбивай их с истины и прямого пути подобно тому, как Ты сбил сердца тех, в чьих сердцах было отклонение.

 

«بَعْدَ إِذْ هَدَيْتَنَا»

«после того, как Ты наставил нас на прямой путь»: наставил нас на Твою религию, веру в мухкам (ясное) и муташабих (неясное) из Твоей книги.

 

«وَهَبْ لَنَا مِن لَّدُنكَ رَحْمَةً»

«и даруй нам милость от Себя»: укрепи нас на том, на чём мы стоим из веры и прямого пути. И сказал ад-Даххак: «Просим Тебя о снисходительности и прощении».

 

«إِنَّكَ أَنتَ الْوَهَّابُ»

«ведь Ты — Дарующий!»

9. Господь Наш! Ты соберешь людей в день, в котором не сомнения. Воистину, Аллах не нарушает обещания.

﴿9﴾ رَبَّنَا إِنَّكَ جَامِعُ النَّاسِ لِيَوْمٍ لاَّ رَيْبَ فِيهِ إِنَّ اللّهَ لاَ يُخْلِفُ الْمِيعَادَ

«رَبَّنَا إِنَّكَ جَامِعُ النَّاسِ لِيَوْمٍ لاَّ رَيْبَ فِيهِ»

«Господь наш! Ты соберёшь людей в день», то есть когда закончится день; также было сказано, что لام /лям/ в слове ﴾لِيَوْمٍ﴿ /ли-йаумин/ имеет значение في /фи/ — в день.

 

«لاَّ رَيْبَ فِيهِ»

«в котором нет сомнения»: это Судный день.

 

«إِنَّ اللّهَ لاَ يُخْلِفُ الْمِيعَادَ»

«Воистину, Аллах не нарушает обещания»: المعاد /ми‘áд/ — это слово, образованное по модели «مفعال» /миф‘áль/ от слова «الوعد» /уа‘д/ — обещание.

О том, что сердцам свойственно изменяться

Сердцу свойственно изменяться, если в него проникли сомнения, искушения и следование за страстью, ведь сердце (къальб) было названо так именно по причине того, что оно имеет свойство переворачиваться и изменяться (такъаллюб).

Со слов Абу Мусы аль-Аш’ари и Анаса ибн Малика, да будет доволен ими Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, сердце названо сердцем (къальб) по причине того, что ему свойственно переворачиваться (такъаллюб). И поистине, сердце подобно пёрышку в пустыне, которое ветер переворачивает с одной стороны на другую». Ахмад 4/408, Ибн Аби Асым 227, аль-Баззар 3190. Достоверность хадиса подтвердили хафиз Ибн ‘Асакир, хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани. См. «Му’джам аш-шуюх» 1/133, «Тахридж аль-Ихья» 3/56, «Сахих аль-Джами’» 2365.

Сказал аль-Мунауи: «В этом хадисе указание на то, что разумному человеку необходимо остерегаться того, чтобы его сердце изменялось». См. «ат-Тайсир шарх Джами’ ас-сагъир» 1/818.

Поэтому в Коране и во многих пророческих хадисах говорится о том, что сердцам свойственно изменяться, чтобы мусульмане были стойкими, опасались изменения сердец и взывали к Аллаху с мольбами об укреплении сердца на истине.

Так, Всевышний Аллах упомянул в Своей Книге мольбу, которую произносят обладающие основательными знаниями: «Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь» (3: 8).

Шахр ибн Хаушаб рассказывал: «Как-то я спросил жену Пророка ﷺ — Умм Саляму, да будет доволен ею Аллах: «О мать правоверных, с какой мольбой чаще всего Посланник Аллаха ﷺ взывал к Аллаху, когда находился у тебя?» Она ответила: «Чаще всего он взывал к Аллаху с мольбой: «О Переворачивающий сердца, укрепи моё сердце на Своей религии!» Как-то я спросила его: «О Посланник Аллаха, почему ты так часто взываешь с мольбой: „О Переворачивающий сердца, укрепи моё сердце на Своей религии“? На что он ответил: „О Умм Саляма, нет такого сына Адама, чтобы его сердце не находилось меж двух пальцев Аллаха, Который если пожелает, то укрепит это сердце, а если пожелает, то уклонит его“». После того, как этот хадис передал передатчик Му’аз ибн Му’аз, он прочитал аят: «Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь» (3: 8). ат-Тирмизи 3522. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

Сказал ар-Рагъиб аль-Асфахани: «Слово: „такълиб“ (переворачивание) — означает: изменение сердца из одного состояния в другое. И изменение Аллахом сердец и понимания означает: смена одного мнения на другое». См. «аль-Муфрадат фи гъариб аль-Къуран» 1/682.

Аль-Микъдад ибн аль-Асуад, да будет доволен им Аллах, говорил: «Я не говорю о человеке ничего плохого или хорошего, пока не увижу, на чём он умрёт, после слов, которые я слышал от Пророка ﷺ». Его спросили: «А что ты слышал?» Он сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил: „Сердца сынов Адама изменяются сильнее, чем содержимое котла, когда оно закипает“». Ахмад 6/4, аль-Хаким 2/289, Ибн Аби ‘Асым 226. Достоверность хадиса подтвердили аль-Баззар, Ибн Бадран, аль-Альбани, Шу’айб аль-Арнаут. См. «Бахр аз-заххар» 6/47, «Шарх Китаб аш-Шихаб» 576, «Сахих аль-Джами’» 5147, «Тахридж аль-Муснад» 23816.

Более того, Пророк ﷺ в качестве предостережения даже приводил наглядный пример тому, как человек может полностью поменяться:

Хузайфа, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, боюсь я для вас человека, который читает Коран, и красота его отражается на нём, и он становится защитником Ислама. Но затем он оставляет Коран, опрокинув его за спину, бросается на своего соседа с мечом и обвиняет его в многобожии». Хузайфа спросил: «О Пророк Аллаха, кто из них будет ближе к многобожию: тот, кто обвиняет, или тот, кого обвиняют?» Пророк ﷺ ответил: «Нет, тот, кто обвиняет». аль-Бухари в «ат-Тарих» 297, аль-Баззар 2793, Ибн Хиббан 81. Хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. «Тафсир Ибн Касир» 2/265, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 3201.

Да убережёт нас Всевышний Аллах от такого!

А в некоторых пророческих хадисах упоминается о том, что ближе к Судному Часу взгляды мусульман будут меняться настолько сильно, что они даже начнут считать истиной ложь.

Так, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ как-то спросил своих сподвижников: «Что вы будете делать, когда ваши женщины станут распутными, а ваши юноши станут нечестивыми и увеличится численность ваших правителей?»
Его спросили: «О Посланник Аллаха, такое время настанет?!»
Он ответил: «Да, и клянусь Аллахом, будет ещё хуже!»
Его спросили: «И что же это?!»
Он ответил: «Вы не будете призывать к одобряемому и запрещать порицаемое».
Его спросили: «Такое время настанет?!»
Он ответил: «Да, и станет ещё хуже!»
Его спросили: «Что же это?!»
Он сказал: «Вы перестанете считать порицаемое порицаемым, а одобряемое одобряемым».
Его спросили: «И такое произойдёт?!»
Он ответил: «Да, и даже хуже! Одобряемое станет среди вас порицаемым, а порицаемое одобряемым!» Абу Я’ля 11/304, ат-Табарани в «аль-Аусат» 9321, Ибн Аби ад-Дунья в «аль-Амр биль-ма’руф» 31, 79, ‘Абдуль-Гъани аль-Макъдиси в «аль-Амр биль-ма’руф» 57.

Счастливы те, кто не дожил до такого времени!

Кстати, следует отметить, что некоторые учёные считали этот хадис слабым. Однако он имеет множество версий, которые передаются различными путями со слов ‘Умара ибн аль-Хаттаба, Абу Хурайры, Ибн Мас’уда, Абу Умамы, да будет доволен ими Аллах, и эти версии усиливают друг друга, в связи с чем исследователь Хусайн Салим Асад об одной из версий этого хадиса сказал: «Иснад хадиса приемлем для того, чтобы быть хорошим». См. «Тахридж Маджма’ аз-зауаид» 15/298.

Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Спешите творить (праведные) дела прежде, чем наступит время испытаний, подобных частям тёмной ночи, когда ещё утром человек будет верующим, а вечером становиться неверным; или когда вечером будет он верующим, а утром становиться неверным, продающим свою религию за мирские блага». Муслим 118.

В этом великом хадисе содержится указание на то, что праведные деяния защищают человека от испытаний и смут.

Хузайфа, да будет доволен им Аллах, говорил: «Клянусь Аллахом, человек может застать утро, будучи зрячим (мудрым), но к вечеру уже не видеть даже своего века». Ибн Аби Шейба в «аль-Иман» 62. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. См. «Тахридж аль-Иман» 29.

Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, говорил: «Что будет с вами, когда постигнет вас смута, от которой взрослые постареют, в которой будут воспитаны молодые, а люди будут считать это Сунной, а когда кто-либо перестанет совершать это, ему скажут: «Ты оставляешь Сунну?!» Его спросили: «Когда это наступит?» Он сказал: «Когда исчезнут ваши учёные, увеличится число ваших чтецов, уменьшится число факъихов, увеличится численность правителей, уменьшится число достойных доверия, и когда будут совершать деяния жизни будущей ради мирских благ и приобретать знание не ради религии!» ад-Дарими 1/64, аль-Хаким 4/514. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

Джубайр ибн Нуфайр рассказывал: «Как-то я пришёл в дом к Абу ад-Дарде, да будет доволен им Аллах, в Химсе в то время, когда он совершал молитву в молельной комнате своего дома. И когда он уже сидел на ташаххуде, он трижды обратился к Всевышнему Аллаху за защитой от лицемерия. Когда же он завершил молитву, я сказал ему: «Да помилует тебя Аллах, о Абу ад-Дарда! Какое отношение ты имеешь к лицемерию?!» Тогда он, произнеся трижды: «О Аллах, прощение Твоё!», сказал мне: «Не чувствуй себя в безопасности от испытаний! Клянусь Аллахом, поистине, человек может измениться в течение часа, меняясь в своей религии». аль-Фирьяби в «Сыфа ан-нифакъ» 67. Имам аз-Захаби назвал иснад достоверным. См. «ас-Сияр» 6/382.

Даже возлюбленный Пророк Аллаха — Ибрахим, мир ему, просил Аллаха защитить его и своих детей от многобожия, несмотря на то, что они были пророками, говоря: «Господь мой! Сделай мой город безопасным и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам» (14: 35).

Ибрахим ат-Тайми и Суфьян ас-Саури говорили: «Кто же может чувствовать себя в безопасности от испытаний после опасения Ибрахима?!» ат-Табари в «ат-Тафсир» 13/228, Ибн ‘Абдуль-Барр в «ат-Тамхид» 18/149.

Следует отметить, что изменение взглядов и позиций тем, кто обладал знанием, и знал истину куда хуже и опаснее, чем изменение и хамелеонство невеждой, который изначально был заблудшим. Поэтому аль-Хасан аль-Басри говорил: «Я никогда не видел никого, кто менялся бы так сильно, как чтец Корана, после того, как он начинал меняться». Ибн Аби Шейба 7/187, ад-Динури в «аль-Муджаляса» 2905.

Да упасёт нас Аллах от того, чтобы мы впали в заблуждение после того, как Он наставил нас на прямой путь! «Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь» (3: 8).

И просим Его, чтобы Он сделал наши сердца здравыми, ведь «в Судный день ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, кроме тех, которые предстанут перед Аллахом со здравым сердцем» (26: 88-89).

Са’ид ибн аль-Мусайиб говорил: «Здравое сердце — это сердце правоверного, ибо сердце неверного и лицемера больное, как сказал Аллах: „В их сердцах недуг“ (2: 10)». См. «Тафсир Ибн Касир» 6/149.

Источник: Исламский форум.