Чтение аятов 91-92 суры «аль-Муъминун» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.

﴾ سورة المؤمنون ﴿

Сура «аль-Муъминун» /Верующие/

Аяты 91-92. Аллах сообщает нам, что Он не взял себе сына и нет наряду с ним другого бога

91. Аллах не взял Себе сына, и нет наряду с Ним другого бога. В противном случае каждый бог унес бы с собой то, что сотворил, и одни из них возвысились бы над другими. Аллах превыше того, что они приписывают Ему!

﴿91﴾ مَا اتَّخَذَ اللَّهُ مِنْ وَلَدٍ وَمَا كَانَ مَعَهُ مِنْ إِلَهٍ إِذًا لَذَهَبَ كُلُّ إِلَهٍ بِمَا خَلَقَ وَلَعَلَا بَعْضُهُمْ عَلَى بَعْضٍ سُبْحَانَ اللَّهِ عَمَّا يَصِفُونَ

92. Ведающий сокровенное и явное! Он превыше тех, кого они приобщают в сотоварищи!

﴿92﴾ عَالِمِ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ فَتَعَالَى عَمَّا يُشْرِكُونَ

Тафсир Ибн Касир

Тафсир Ибн Касир

91. Аллах не взял Себе сына, и нет наряду с Ним другого бога. В противном случае каждый бог унес бы с собой то, что сотворил, и одни из них возвысились бы над другими. Аллах превыше того, что они приписывают Ему!

﴿91﴾ مَا اتَّخَذَ اللَّهُ مِنْ وَلَدٍ وَمَا كَانَ مَعَهُ مِنْ إِلَهٍ إِذًا لَذَهَبَ كُلُّ إِلَهٍ بِمَا خَلَقَ وَلَعَلَا بَعْضُهُمْ عَلَى بَعْضٍ سُبْحَانَ اللَّهِ عَمَّا يَصِفُونَ

Аллах заявляет о том, что Он превыше того, чтобы у Него был сын или соучастник во власти, распоряжении творениями и поклонении Ему. Он сказал: (مَا اتَّخَذَ اللَّهُ مِن وَلَدٍ وَمَا كَانَ مَعَهُ مِنْ إِلَـهٍ إِذاً لَّذَهَبَ كُلُّ إِلَـهٍ بِمَا خَلَقَ وَلَعَلاَ بَعْضُهُمْ عَلَى بَعْضٍ) «Аллах не взял Себе сына, и нет наряду с Ним другого бога. В противном случае каждый бог унес бы с собой то, что сотворил, и одни из них возвысились бы над другими» — т.е. если предположить существование нескольких божеств, то каждое божество отделилось бы от других со своими творениями. Но мы наблюдаем, что Вселенная упорядочена. И оба мира – верхний и нижний, скоординированы между собой, и связаны друг с другом совершеннейшим образом, как сказал Всевышний Аллах: (مَّا تَرَى فِى خَلْقِ الرَّحْمَـنِ مِن تَفَـوُتٍ) «В творении Милостивого ты не увидишь никакой несообразности» (Сура 17, аят 17). Кроме того, при наличии нескольких божеств каждое божество претендовало бы на превосходство и преобладание над другим. Мутакаллимы упоминают такой смысл и называют это «Теорией взаимного сопротивления». [прим. Дисциплина, которая даёт основанное на разуме толкование исламским догматам и называется каламом (‘илм ал- калам). Не имеет ничего общего с правильными убеждения, к которым призывал Посланник Аллаха ﷺ. Обращение к разуму как к высшей инстанции при решении тех или иных вопросов объединяло калам с философией. Различие же между поборниками калама (мутакаллимами) и философами (фаласифа) усматривалось в том, что первые за отправную точку своих рассуждений отталкивались от проблематики, специфической для этой религии, а вторые — исходили из античных моделей философствования. Наука возникла примерно в 1-м веке по хиджре.] Т.е. если гипотетически предположить существование двух или более творцов, и один из них решил сдвинуть какое-то тело, а другой решил оставить его неподвижным. Если они оба не смогут достичь желаемого, то они бессильны. Но реальное божество не может быть бессильным. Желания обоих в данном случае невыполнимы из-за конфликта. Дилемма здесь возникает только из-за невозможности сосуществования нескольких божеств. Ведь если желание одного из них будет выполнено, а второго — нет, то первый и есть реальное божество, а второе будет подвластным, поверженным и недостойным называться реальным божеством. О чём и говорит Всевышний Аллах: (وَلَعَلاَ بَعْضُهُمْ عَلَى بَعْضٍ سُبْحَـانَ اللَّهِ عَمَّا يَصِفُونَ) «и одни из них возвысились бы над другими. Аллах превыше того, что они приписывают Ему!» — т.е. превыше того, что приписывают ему беззаконники, говоря, что у Него есть сын или сотоварищ;

92. Ведающий сокровенное и явное! Он превыше тех, кого они приобщают в сотоварищи!

﴿92﴾ عَالِمِ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ فَتَعَالَى عَمَّا يُشْرِكُونَ

Слова Аллаха: (عَـلِمُ الْغَيْبِ وَالشَّهَـادَةِ) «Ведающий сокровенное и явное!» — т.е. Он знает о том, что скрыто от Его творений, и о том, что они видят; (فَتَعَـالَى عَمَّا يُشْرِكُونَ) «Он превыше тех, кого они приобщают в сотоварищи!» — да будет Он Свят, Пречист и Превыше того, что ему приписывают эти лжецы и беззаконники.