Чтение аятов 1-3 суры «ан-Нур» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.
Чтение аятов 1-3 суры «ан-Нур» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.
﴾ سورة النور ﴿
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
بِسْمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحْمَنِ ٱلرَّحِيمِ
1. Вот сура, которую Мы ниспослали и сделали законом. Мы ниспослали в ней ясные знамения, чтобы вы могли помянуть назидание.
﴿1﴾ سُورَةٌ أَنْزَلْنَاهَا وَفَرَضْنَاهَا وَأَنْزَلْنَا فِيهَا آيَاتٍ بَيِّنَاتٍ لَعَلَّكُمْ تَذَكَّرُونَ
2. Прелюбодейку и прелюбодея — каждого из них высеките сто раз. Пусть не овладевает вами жалость к ним ради религии Аллаха, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. А свидетелями их наказания пусть будет группа верующих.
﴿2﴾ الزَّانِيَةُ وَالزَّانِي فَاجْلِدُوا كُلَّ وَاحِدٍ مِنْهُمَا مِائَةَ جَلْدَةٍ وَلَا تَأْخُذْكُمْ بِهِمَا رَأْفَةٌ فِي دِينِ اللَّهِ إِنْ كُنْتُمْ تُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَلْيَشْهَدْ عَذَابَهُمَا طَائِفَةٌ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ
3. Прелюбодей женится только на прелюбодейке или многобожнице, а на прелюбодейке женится только прелюбодей или многобожник. Верующим же это запрещено.
﴿3﴾ الزَّانِي لَا يَنْكِحُ إِلَّا زَانِيَةً أَوْ مُشْرِكَةً وَالزَّانِيَةُ لَا يَنْكِحُهَا إِلَّا زَانٍ أَوْ مُشْرِكٌ وَحُرِّمَ ذَلِكَ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ
1. Вот сура, которую Мы ниспослали и сделали законом. Мы ниспослали в ней ясные знамения, чтобы вы могли помянуть назидание.
﴿1﴾ سُورَةٌ أَنْزَلْنَاهَا وَفَرَضْنَاهَا وَأَنْزَلْنَا فِيهَا آيَاتٍ بَيِّنَاتٍ لَعَلَّكُمْ تَذَكَّرُونَ
Всевышний Аллах говорит: ﴾ سُورَةٌ أَنزَلْنَٰهَا ﴿ «Вот сура, которую Мы ниспослали» — здесь Аллах обращает внимание на важность этой суры, при этом конечно же, не умаляя значимости других сур.
﴾ وَفَرَضْنَٰهَا ﴿ «и сделали законом». Муджахид и Катада прокомментировали: «Т.е. Мы разъяснили в ней дозволенное и запретное, приказы и запреты, а также предписали наказания». Имам аль-Бухари сказал: «Кто читает «и сделали законом» — имеют в виду: «предписали её для вас и тех, кто после вас».
﴾ وَأَنزَلْنَا فِيهَآ ءَايَٰتٍ بَيِّنَٰتٍ ﴿ «Мы ниспослали в ней ясные знамения» — растолкованные, ясные, понятные; ﴾ لَعَلَّكُمْ تَذَكَّرُونَ ﴿ «чтобы вы могли помянуть назидание».
2. Прелюбодейку и прелюбодея — каждого из них высеките сто раз. Пусть не овладевает вами жалость к ним ради религии Аллаха, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. А свидетелями их наказания пусть будет группа верующих.
﴿2﴾ الزَّانِيَةُ وَالزَّانِي فَاجْلِدُوا كُلَّ وَاحِدٍ مِنْهُمَا مِائَةَ جَلْدَةٍ وَلَا تَأْخُذْكُمْ بِهِمَا رَأْفَةٌ فِي دِينِ اللَّهِ إِنْ كُنْتُمْ تُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَلْيَشْهَدْ عَذَابَهُمَا طَائِفَةٌ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ
Слова Аллаха: (الزَّانِيَةُ وَالزَّانِى فَاجْلِدُواْ كُلَّ وَاحِدٍ مِّنْهُمَا مِاْئَةَ جَلْدَةٍ) «Прелюбодейку и прелюбодея — каждого из них высеките сто раз» — в этом священном аяте закон о наказании за прелюбодеяние и его детали. У учёных имеется классификация данного закона и разногласия о деталях.
Прелюбодей бывает:
• либо неженатым девственником (до совершения блуда)
• либо уже будучи женатым или состоял в браке (до совершения блуда). Иными словами, достигший совершеннолетия, свободный разумный человек, совершивший прямой половой акт.
Если он был девственником до совершения блуда, то его следует наказывать сотней ударов плетью, как сказано в данном аяте. В дополнение к этому он подлежит ссылке на год, как считает большинство учёных, кроме Абу Ханифы, который оставляет ссылку на усмотрение имама (правителя, судьи). Если пожелает, сошлёт, если нет — то не изгонит.
Большинство учёных, считающее ссылку обязательной, приводит как довод хадис из двух Сахихов, в котором говорится, что Абу Хурейра и Зейд ибн Халид аль-Джухани, да будет доволен ими Всевышний Аллах, рассказывали, что однажды к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пришли бедуины, и один из них сказал: «О, Посланник Аллаха ﷺ! Заклинаю тебя во имя Аллаха вынести приговор в соответствии с Его писанием». Второй бедуин, который оказался более сведущим в делах религии, сказал: «Да, рассуди между нами в соответствии с писанием Аллаха и позволь мне слово молвить». Он сказал: «Говори». Он сказал: «Мой сын прислуживал этому человеку и совершил прелюбодеяние с его женой. Мне сказали, что моего сына полагается забросать камнями до смерти. Тогда я заплатил этому человеку выкуп в размере ста овец и одной молодой рабыни. Затем я обратился к знающим людям, и они сообщили, что моего сына полагается наказать ста ударами плетью и выслать из поселения сроком на один год, а жену этого человека – забросать камнями до смерти». Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لَأَقْضِيَنَّ بَيْنَكُمَا بِكِتَابِ اللهِ تَعَالى، الْوَلِيدَةُ وَالْغَنَمُ رَدٌّ عَلَيْكَ، وَعَلى ابْنِكَ جَلْدُ مِائَةٍ وَتَغْرِيبُ عَامٍ، وَاغْدُ يَا أُنَيْسُ لِرَجُلٍ مِنْ أَسْلَمَ إِلَى امْرَأَةِ هذَا،فَإِنِ اعْتَرَفَتْ فَارْجُمْهَا» «Клянусь Тем, в чьей длани находится моя душа, я непременно вынесу приговор в соответствии с писанием Аллаха! Молодая рабыня и овцы должны быть возвращены тебе, а твой сын должен быть наказан ста ударами плетью и выслан из поселения сроком на один год. А ты, Унейс, отправляйся к этой женщине, и если она признается, то забейте её камнями до смерти». Он пошёл к ней, она призналась, и он распорядился забить её камнями». [Бухари 2314, Муслим 1697]. В этом хадисе доказательство на ссылку прелюбодея в побитием его плетьми сто раз, если тот был девственником и ещё не был женат (до совершения блуда). Если же он уже был женатым (на момент совершения), то он подлежит забиванию камнями.
Имам Малик (2/823) передаёт, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Всевышний Аллах, в одной из своих проповедей сказал: «Воистину, Аллах отправил Мухаммада ﷺ, с истиной и ниспослал ему писание. Среди ниспосланных ему коранических откровений был аят о забрасывании прелюбодеев камнями. Мы читали его, заучивали его наизусть и осмысливали его значение. Посланник Аллаха ﷺ, забрасывал прелюбодеев камнями, и после его смерти мы продолжаем поступать таким образом. Однако я боюсь, что пройдёт время, и люди скажут: “Мы не находим в писании Аллаха веления забрасывать прелюбодеев камнями”. Они могут отказаться от ниспосланного Аллахом предписания и попасть в заблуждение. Воистину, Писание Всевышнего Аллаха обязывает забрасывать камнями до смерти мужчин и женщин, которые состояли в браке и совершили прелюбодеяние, если тому есть доказательства: свидетельства, беременность или признание». Хадис также приводят Бухари и Муслим [Бухари 2462]. Это часть длинного хадиса от Малика, здесь же мы привели ту часть, которая уместна в данном обсуждении. Посланник Аллаха повелел забить камнями женщину, которая совершила блуд с работником своего мужа, а также Ма’иза [[Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что когда Ма‘из ибн Малик явился к Пророку ﷺ, тот спросил: «Быть может, ты только целовал, ласкал, глядел?» Он ответил: «Нет, Посланник Аллаха ﷺ!» Он спросил: «То, что ты совершил, нельзя назвать по-другому?» Он ответил: «Нет, нельзя». Тогда он велел забросать его камнями до смерти. Этот хадис передал аль-Бухари. ]] и гамедейку . И во всех этих хадисах нет сообщений о том, что посланник Аллаха ﷺ, также распоряжался побить их плетьми до забивания камнями. Такой же вывод сделало большинство учёных, включая Абу Ханифу, Малика и аш-Шафи’и.
Ахмад ибн Ханбал считал, что следует комбинировать побитие плетьми и забивание камнями при наказании женатого прелюбодея, таким образом, совмещая аят о бичевании и хадисы о забивании камнями.
Имам Ахмад (5/318), Муслим (1690), а также авторы четырёх сборников Сунан (Абу Дауд 4415, ан-Насаи в главе о Коране 5) передают, что ‘Убада ибн ас-Самит, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: خُذُوا عَنِّي خُذُوا عَنِّي قَدْ جَعَلَ اللهُ لهُنَّ سَبِيلًا البِكْرُ بِالبِكْرِ جِلْدُ مِئَةٍ وَتَغْرِيبُ سَنَةٍ وَالثَّيِّبُ بِالثَّيِّبِ جِلْدُ مِئَةٍ وَالرَّجْمُ «Учитесь у меня! Учитесь у меня! Аллах определил для них иной путь: если прелюбодеяние совершили люди, которые никогда не состояли в браке, то их полагается наказать ста ударами плетью и выслать из поселения сроком на один год, но если прелюбодеяние совершили люди, которые уже состояли в браке, то их полагается наказать ста ударами плетью и забросать камнями до смерти».
Слова Аллаха: (وَلاَ تَأْخُذْكُمْ بِهِمَا رَأْفَةٌ فِى دِينِ اللَّهِ) «Пусть не овладевает вами жалость к ним ради религии Аллаха» — т.е. в решении Аллаха, жалость, которая заставила бы вас не исполнять над ними наказания. Пожалеть их «по-человечески», при наказании дозволено. Однако недозволенно судье проявить жалость, которая толкнула бы его к неисполнению наказания над ними. Муджахид сказал: (وَلاَ تَأْخُذْكُمْ بِهِمَا رَأْفَةٌ فِى دِينِ اللَّهِ) «Пусть не овладевает вами жалость к ним ради религии Аллаха» — «т.е. в исполнении наказания. Если дело дошло до правителя, то наказание должно быть исполнено и не может быть отменено». Также передают от Са’ида ибн Джубайра и Аты ибн Абу Рабаха. В хадисе говорится: «تَعَافَوُا الْحُدُودَ فِيمَا بَيْنَكُمْ، فَمَا بَلَغَنِي مِنْ حَدَ فَقَدْ وَجَبَ» «Прощайте друг другу проступки, за которые предписаны наказания. Но если весть о таком преступлении дойдёт до меня, то наказание станет неизбежным».
Слова Аллаха: (إِن كُنتُمْ تُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ) «если вы веруете в Аллаха и в Последний день» — «Поступайте с ними так, исполните наказание за прелюбодеяние. Бейте их жёстко, чтобы это было назиданием для ним подобным, но не наносите увечий». В Муснаде приводится хадис, где некто из сподвижников сказал посланнику Аллаха: «Когда я режу овцу, я жалею её». Посланник Аллаха сказал: «وَلَكَ فِي ذلِكَ أَجْرٌ» «И тебе за это награда».
Слова Аллаха: (وَلْيَشْهَدْ عَذَابَهُمَا طَآئِفَةٌ مِّنَ الْمُؤْمِنِينَ) «А свидетелями их наказания пусть будет группа верующих» — потому, что будет больше унижения для прелюбодеев, когда их наказывают плетьми в присутствии людей. Это наиболее эффективно как средство устрашения, и таким публичным позором и оскорблением наилучшим образом удержит других от такого поступка. Аль-Хасан аль-Басри сказал по поводу слов Аллаха: (وَلْيَشْهَدْ عَذَابَهُمَا طَآئِفَةٌ مِّنَ الْمُؤْمِنِينَ) «А свидетелями их наказания пусть будет группа верующих» — «т.е. это должно происходить публично».
3. Прелюбодей женится только на прелюбодейке или многобожнице, а на прелюбодейке женится только прелюбодей или многобожник. Верующим же это запрещено.
﴿3﴾ الزَّانِي لَا يَنْكِحُ إِلَّا زَانِيَةً أَوْ مُشْرِكَةً وَالزَّانِيَةُ لَا يَنْكِحُهَا إِلَّا زَانٍ أَوْ مُشْرِكٌ وَحُرِّمَ ذَلِكَ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ
Здесь Всевышний Аллах обращает внимание на то, что ﴾ الزَّانِي لَا يَنْكِحُ إِلَّا زَانِيَةً أَوْ مُشْرِكَةً﴿ «Прелюбодей женится только на прелюбодейке или многобожнице» — т.е. прелюбодей не будет сближаться ни с кем кроме прелюбодейки или многобожницы. Так же, как: ﴾ وَالزَّانِيَةُ لَا يَنْكِحُهَا إِلَّا زَانٍ أَوْ مُشْرِكٌ ﴿ «а на прелюбодейке женится только прелюбодей или многобожник» — т.е. тот кто совершил грех прелюбодеяния и не считающий блуд грехом. Никто не склонится на такой поступок с ним, кроме грешной блудницы или многобожницы, которая не считает прелюбодеяние грехом.
Слова Аллаха: ﴾ وَحُرِّمَ ذٰلِكَ عَلَى ٱلْمُؤْمِنِينَ ﴿ «Верующим же это запрещено» — т.е. совершение блуда, женитьба на прелюбодейках, как и выдовать замуж целомудренных девушек за распутных мужчин. И это подобно аяту о выдаче замуж рабынь: ﴾ مُحْصَنَٰت غَيْرَ مُسَٰفِحَٰتٍ وَلاَ مُتَّخِذَاتِ أَخْدَانٍ ﴿ «если они являются целомудренными, а не распутницами или имеющими приятелей» (Сура 4, аят 5). А также: ﴾ مُحْصِنِينَ غَيْرَ مُسَافِحِينَ وَلاَ مُتَّخِذِىۤ أَخْدَانٍ ﴿ «Желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в подруги» (Сура 5, аят 5).
Имам Ахмад (2/159) передаёт от ‘Абдуллы ибн ‘Амра, что мужчина из числа верующих попросил у посланника Аллаха разрешение жениться на женщине по имени Умм Махзуль, которая занималась блудом. Она предложила ему жениться на ней взамен на то, что она будет содержать его. Когда он рассказал об этом Посланнику Аллаха ﷺ, то он, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал ему аят: (زَّانِى لاَ يَنكِحُ إِلاَّ زَانِيَةً أَوْ مُشْرِكَةً وَٱلزَّانِيَةُ لاَ يَنكِحُهَآ إِلاَّ زَانٍ أَوْ مُشْرِكٌ وَحُرِّمَ ذٰلِكَ عَلَى ٱلْمُؤْمِنِينَ ) «Прелюбодей женится только на прелюбодейке или многобожнице, а на прелюбодейке женится только прелюбодей или многобожник. Верующим же это запрещено».
Ибн Абу Хатим передаёт от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « لَ يَنْكِحُ الزَّانِي الْمَجْلُودُ إِلَّ مِثْلَهُ » «Прелюбодей, побитый плетьми, может жениться только на подобной ему». Абу Дауд также приводит этот хадис в своём сборнике. [Абу Дауд 2052]