Чтение аятов 36-38 суры «ан-Нур» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.

﴾ سورة النور ﴿

Сура «ан-Нур» /Свет/

Аяты 36-38. Всевышний Аллах повелел и заповедал людям воздвигать мечети и поминать в них Его имя

36. В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его имя. Его славят в них по утрам и перед закатом

﴿36﴾ فِي بُيُوتٍ أَذِنَ اللَّهُ أَنْ تُرْفَعَ وَيُذْكَرَ فِيهَا اسْمُهُ يُسَبِّحُ لَهُ فِيهَا بِالْغُدُوِّ وَالْآصَالِ

37. мужи, которых ни торговля, ни купля-продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята. Они боятся дня, когда перевернутся сердца и взоры,

﴿37﴾ رِجَالٌ لَا تُلْهِيهِمْ تِجَارَةٌ وَلَا بَيْعٌ عَنْ ذِكْرِ اللَّهِ وَإِقَامِ الصَّلَاةِ وَإِيتَاءِ الزَّكَاةِ يَخَافُونَ يَوْمًا تَتَقَلَّبُ فِيهِ الْقُلُوبُ وَالْأَبْصَارُ

38. чтобы Аллах воздал им за наилучшее из того, что они совершили (или лучшим, чем то, что они совершили; или наилучшим образом за то, что они совершили), и приумножил это по Своей милости. Аллах наделяет, кого пожелает, без счета.

﴿38﴾ لِيَجْزِيَهُمُ اللَّهُ أَحْسَنَ مَا عَمِلُوا وَيَزِيدَهُمْ مِنْ فَضْلِهِ وَاللَّهُ يَرْزُقُ مَنْ يَشَاءُ بِغَيْرِ حِسَابٍ

Тафсир Ибн Касир

Тафсир Ибн Касир

36. В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его имя. Его славят в них по утрам и перед закатом

﴿36﴾ فِي بُيُوتٍ أَذِنَ اللَّهُ أَنْ تُرْفَعَ وَيُذْكَرَ فِيهَا اسْمُهُ يُسَبِّحُ لَهُ فِيهَا بِالْغُدُوِّ وَالْآصَالِ

После того, как Аллах привёл притчу о сердце верующего, о том, что в нём руководство и знание, подобное лампе в прозрачном стекле, зажигаемое чистым маслом — оно подобно люстре, Аллах рассказал о месте таких люстр — мечетях. Это самые любимые Аллахом места на земле, в которых Ему поклоняются и исповедуют Единобожие. Он сказал: ﴾ فِى بيُُوتٍ أَذِنَ ٱللَّهُ أَن ترُْفَعَ ﴿ «В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть» — Аллах повелел строить их и сохранять их в чистоте от скверны, забав, пустословия и ненужных дел, которые не подобает совершать в таких местах. Али ибн Абу Тальха передаёт, что ибн Аббас прокомментировал этот священный аят: ﴾ فِى بيُُوتٍ أَذِنَ ٱللَّهُ أَن ترُْفَعَ ﴿ «‘‘В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть’’Аллах запретил пустословие в мечетях». Таково также мнение Икримы, ад-Даххака, Нафи’ ибн Джубайра, Абу Бакра ибн Сулеймана ибн Абу Хашмы, Суфьяна ибн Хусейна и других учёных.
Существует множество хадисов о достоинстве строительства мечетей, проявления уважения и почтения к ним, содержания их в чистоте и умащения их благовониями. Этому можно посвятить отдельную более подробную тему. И я (Ибн Касир) написал отдельную книгу по этому поводу, в которой всё это упоминается в деталях. Хвала Аллаху. С помощью Аллаха и по Его воле мы упомянем здесь некоторые из этих хадисов.
Усман ибн Аффан, да будет доволен им Аллах — повелитель правоверных, сообщает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « مَنْ بَنَى مَسْجِدًا يَبْتَغِي بِهِ وَجْهَ اللهِ بَنَى اللهُ لَهُ مِثْلَهُ فِي الْجَنَّةِ » «Для того, кто построит мечеть, стремясь к лику Аллаха, Аллах построит нечто подобное в Раю». [Бухари 450, Муслим 533]
Ибн Маджах (735) передаёт от Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « مَنْ بَنَى مَسْجِدًا يُذْكَرُ فِيهِ اسْمُ اللهِ بَنَى اللهُ لَهُ بَيْتًا فِي الْجَنَّةِ » «Для того, кто построит мечеть, в которой поминается имя Аллаха, Аллах построит дом в Раю». Ан-Насаи (2/31) передаёт такой же хадис.
Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел нам строить мечети среди домов, содержать их в порядке и умащивать их благовониями». Хадис передал Ахмад (6/279), Абу Дауд (455), ат-Тирмизи (594), ибн Маджах (758). Другой вариант от Ахмада (5/17), и от Абу Дауда (456) от Самуры ибн Джундуба. Бухари (до 446) сказал: «Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Строй для людей место для поклонения Аллаху, и остерегайся окрашивания их в красный или жёлтый цвет, дабы искушать людей».
Абу Дауд (448) передаёт от Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « مَا أُمِرْتُ بِتَشْيِيدِ الْمَسَاجِدِ » «Не было мне приказано украшать мечети». Ибн Аббас сказал: «Т.е. украшать их как делают это иудеи и христиане». Анас сообщает, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « لَ تَقُومُ السَّاعَةُ حَتَّى يَتَبَاهَى النَّاسُ فِي الْمَسَاجِدِ » «Не наступит Час, пока люди не станут строить мечети напоказ». [Ахмад 3/134, Абу Дауд 449, ан-Насаи 2/32, ибн Маджах 739 , т.е. все сборники «Сунан» кроме ат-Тирмизи]
Бурайда сообщает, что какой-то мужчина во всеуслышание в мечети объявил о пропаже своей собственности, сказав: «Кто что-нибудь скажет о (пропавшем) красном верблюде?!» , на что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « لَ وَجَدْتَ، إِنَّمَا بُنِيَتِ الْمَسَاجِدُ لِمَا بُنِيَتْ لَهُ » «Да чтоб ты не нашёл (эту пропажу)! Ведь поистине, мечети построены для того, для чего они построены». [Муслим 569]
‘Амр ибн Шуайб передаёт от своего отца, а тот от своего деда, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил торговлю, заключение сделок и декламацию стихов в мечетях. Это передал Ахмад (2/179), Абу Дауд (1079), ат-Тирмизи (322), ан-Насаи (2/47), ибн Мааджах (749).
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « ،إِذَا رَأَيْتُمْ مَنْ يَبِيعُ أَوْ يَبْتَاعُ فِي الْمَسْجِدِ، فَقُولُوا: لَ أَرْبَحَ اللهُ تِجَارَتَكَ وَإِذَا رَأَيْتُمْ مَنْ يَنْشُدُ ضَالَّةً فِي الْمَسْجِدِ فَقُولُوا: لَ رَدَّهَا اللهُ عَلَيْكَ » «Если вы видите того, кто продаёт в мечети или покупает, то скажите: «Да не даст успеха Аллах твоей торговле! А если услышите человека, который. возвещает о пропаже в мечети, то скажите: «Да не вернёт тебе (этого) Аллах !». [Хадис приводит имам ат-Тирмизи, 1321, так же аль-Хаким, 2/56] Тирмизи сказал, что это хороший и странный хадис.
Передают от ибн Умара, да будет доволен ими Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: خِصَالٌ لَ تَنْبَغِي فِي المَسْجِدِ لَ يتَُّخَذَ طَرِيقًا وَلَ يُشْهَرُ فِيهِ سِلَحٌ وَلَينُْبَضُ فِيهِ بِقَوْسٍ وَلَينُْثَرُ فِيهِ نَبْلٌ وَلاَيُمَرُّ فِيهِ بِلَحْمٍ نَيِّءٍ وَلَيُضْرَبُ فِيهِ حَدٌّ وَلَيقُْتَصُّ فِيهِ أَحَدٌ وَلَيتَُّخَذُ سُوقًا «Действия не подобающие в мечети: Делать из её проходной двор, оголять в ней оружие, размахивать в ней луком, разбрасывать стрелы, носить через неё сырое мясо, приводить в исполнение наказания, совершать возмездие над кем-то, делать из неё базар».
Василя ибн аль-Аска’, да будет доволен им Аллах, передаёт, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: جَنِّبُوا المَسَاجِدَ صِبْيَانَكُمْ وَمَجَانِينَكُمْ وَشَرَاءكَُمْ وَبَيْعَكُمْ وَخُصُومَاتَكُمْ وَرَفْعَ أَصْوَاتَكُمْ وَإِقَامَةِ حُدُودِكُمْ وَسَلَّ سُيُوفِكُمْ وَاتَّخِذُوا عَلَى أَبْوَابِهَا المَطَاهِرَ وَجَمِّرُوهَا فِي الجُمَعِ «Держите ваших детей в стороне от мечетей, а также ваших слабоумных. Сторонитесь торговли и тяжб, громких голосов, исполнений наказаний в них. Не обнажайте свои мечи (в ней). Возле входов установите места омовений, и жгите в них ладан по пятницам». Хадис также приводит ибн Маджах со слабым иснадом.
Что касается прохода через мечеть, некоторые учёные считают это, без необходимости — нежелательным действием. Мандуха приводит пересказ, в котором говорится, что ангелы удивляются человеку, проходящему через мечеть, и не молящемуся в ней.
Что касается запрета размахивания в ней луком, оголения меча или разбрасывания в ней стрел, то это, по причине опасения поранить кого-то из-за присутствия большого скопления молящихся. Поэтому в «Сахихе» (Муслим 2614) сообщается, что Джабир Ибн Абдулла, да будет доволен им Аллах, передаёт, что мужчина проходил со стрелами в мечети, оголив их наконечники. Тогда он приказал ему держать их за наконечники, чтобы он не оцарапал мусульманина. Передают также со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть тот, кто проходит по нашим мечетям или рынкам со стрелами, берётся (рукой) за их острие, чтобы не поранить кого-нибудь из мусульман». [Бухари 219, Муслим 284]
Запрет же на прохождение с сырым мясом по мечети связан с опасением испачкать мечеть каплями крови. По той же причине запрещено входить в мечеть женщине во время месячных. И по той же причине запрещено исполнять в ней шариатские наказания — чтобы не запачкать её кровью, текущей с наказанных людей или из их отрубленных конечностей.
Хадисы о запрете торговли в ней уже приводились выше, т.к. мечети построены для поминания Аллаха и молитвы, как сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда бедуин помочился в мечети: « لَمْ تبُْنَ لِهَذَا إِنَّمَا بُنِيَتْ لِذِكْرِ اللهِ وَالصَّلاَةِ فِيهَا » «Они (Мечети) строятся не для этого, они построены для поминания Аллаха и молитвы». А когда тот опорожнился, он попросил принести ведро воды и полил на это место.[Бухари 219, Муслим 284] В другом хадисе говорится: « جَنِّبُوا مَسَاجِدَكُمْ صِبْيَانَكُمْ » «Держите ваших детей в стороне от мечетей». Это потому, что дети играются в них и ведут себя неподобающе.
Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, если видел, что дети играют в мечети, разгонял их палочкой. Он чистил мечеть после ночного намаза и не оставлял в ней никого. Причина нежелательности присутствия в ней слабоумных в том, что они также могут вести себя неподобающе, играться в ней, или даже запачкать её нечистотами. Нежелательность проведения в ней тяжб и третейских судов связана с тем, что во время таких процессов люди начинают кричать и выкрикивать непочтенные слова, неподобающие в таком месте. Поэтому учёные запретили проводить судебные разбирательства в мечетях.
аль-Бухари (470) передаёт от ас-Саиба ибн Йазид аль-Кинди, что он сказал: «Я стоял в мечети, и кто-то кинул в меня гальку. Я оглянулся и увидел Умара ибн аль-Хаттаба. Он сказал мне: ‘‘Ступай и приведи ко мне тех двоих’’. Я привёл их к нему, и он спросил: ‘‘Кто вы?’’, или ‘‘Откуда вы?’’ они ответили: ‘‘ Из Таифа’’. (На что) он (Умар) сказал: ‘‘Если бы вы были местными (из этого города), я побил (наказал) бы вас, (за то, что) повышаете голос в мечети Посланника Аллаха ﷺ’’».
Ан-Насаи [Сунан аль-Кубра 10382] передаёт от Ибрахима ибн Абдур-Рахмана ибн Ауфа, что он сказал: «Умар услышал громкий голос одного человека в мечети и сказал ему: ‘‘Разве ты не знаешь, где ты находишься?’’». Повествование достоверно.
Желательно устанавливать места для омовения рядом с мечетью для удобства молящихся. Рядом с мечетью Посланника Аллаха ﷺ, были колодцы. Люди пили из них и брали омовение водой из них.
Желательность сожжения в мечетях ладана и умащивания её ароматами в пятницу связана с большим скоплением людей в мечети. Хафиз ибн Я’ля аль-Мусили передаёт от ибн Умара, что Умар, да будет доволен им Аллах, жёг ладан в мечети Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, каждую пятницу.
В двух «Сахихах» передаётся, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: صَلَةُ الرَّجُلِ فِي الْجَمَاعَةِ تُضَعَّفُ عَلَى صَلَتِهِ فِي بَيْتِهِ وَفِي سُوقِهِ خَمْسًا وَعِشْرِينَ ضِعْفًاوَذَلِكَ أَنَّهُ إَذَا تَوَضَّأَ فَأَحْسَنَ وُضُوءَهُ ثُمَّ خَرَجَ إِلَى الْمَسْجِدِ لَ يُخْرِجُهُ إِلَّ الصَّلَةُ لَمْ يَخْطُ خَطْوَةً إِلَّ رُفِعَ لَهُ بِهَا دَرَجَةٌ وَحُطَّ عَنْهُ بِهَا خَطِيئَةٌ. فَإِذَا صَلَّى لَمْ تَزَلِ الْمَلَئِكَةُ تُصَلِّي عَلَيْهِ مَا دَامَ فِي مُصَلَّهُ: اللَّهُمَّ صَلِّ عَلَيْهِ، اللَّهُمَّ ارْحَمْهُ. وَلَ يَزَالُ فِي صَلَةٍ مَا انْتَظَرَ الصَّلَةَ «Общая молитва, в которой принимает участие человек, лучше молитвы, совершаемой им у себя дома или на рынке, в двадцать пять раз (в том случае), когда он совершает омовение должным образом, а потом отправляется в мечеть только для того, чтобы совершить молитву. (И тогда) за каждый свой шаг он обязательно возвышается на (одну) ступень, и снимается с него (одно) прегрешение, когда же он станет молиться, ангелы будут обращаться к Аллаху с мольбами за него (всё то время), пока он остаётся на месте совершения своей молитвы, не осквернившись. Они станут говорить: ‘‘О Аллах, прости его, о Аллах, помилуй его!’’, — а он будет пребывать в (состоянии) молитвы (всё то время, пока) дожидается её начала». [ Бухари 647]
В сборниках «Сунан» [Абу Дауд 561, ат-Тирмизи 223, ибн Маджах 780, 781] приводится хадис: « بَشِّرِ الْمَشَّائِينَ إِلَى الْمَسَاجِدِ فِي الظَّلَمِ بِالنُّورِ التَّامِّ يَوْمَ الْقِيَامَةِ » «Обрадуйте идущих в мечеть в темноте — полным светом в Судный день». При входе в мечеть рекомендуется входить сначала правой ногой и говорить то, что приводится в «Сахихе» аль-Бухари от Абдуллы ибн ‘Амра – то, что говорил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заходя в мечеть: « أَعُوذُ بِاللهِ الْعَظِيمِ وَبِوَجْهِهِ الْكَرِيمِ، وَسُلْطَانِهِ الْقَدِيمِ، مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ » «Прибегаю к (помощи) Аллаха Великого, Его Святого Лика, Его извечной Власти от шайтана побиваемого камнями». Один из рассказчиков сказал: «Если он скажет так, то шайтан скажет: «Он будет защищён от меня на целый день».
Муслим (713) передаёт от Абу Хумайда или Абу Усайда, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-то из вас войдёт в мечеть, то пусть скажет: « اللَّهُمَّ افْتَحْ لِي أَبْوَابَ رَحْمَتِكَ » ‘‘О, Аллах, открой мне врата Своей милости’’. А когда выходит, то пусть скажет: « اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ مِنْ فَضْلِكَ » ‘‘О, Аллах, я прошу у тебя от Твоей щедрости’’». Хадис также передал Ан-Насаи (2/53). Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передаёт, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: إِذَا دَخَلَ أَحَدُكُمُ الْمَسْجِدَ فَلْيُسَلِّمْ عَلَى النَّبِيِّ. وَلْيَقُلِ: اللَّهُمَّ افْتَحْ لِي أَبْوَابَ رَحْمَتِكَ، وَإِذَا خَرَجَ فَلْيُسَلِّمْ عَلَى النَّبِيِّ وَلْيَقُلِ: اللَّهُمَّ اعْصِمْنِي مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ «Если кто-то из вас войдёт в мечеть, то пусть поприветствует Пророка и скажет: «О, Аллах, открой мне врата Своей милости». А когда выйдет, то пусть поприветствует пророка и скажет: «О, Аллах, защити меня от шайтана побиваемого камнями». Хадис передал Ибн Маджах (773), ибн Хузайма (452) и ибн Хиббан (2047) в их «Сахихах».
Слова Аллаха: ﴾ وَيُذْكَرَ فِيهَا ٱسْمُهُ ﴿ «И в которых поминается Его имя» — т.е. имя Аллаха. Это подобно аяту: ﴾ يَٰبَنِىۤ ءَادَمَ خُذُواْ زِينَتَكُمْ عِندَ كُلِّ مَسْجِدٍ ﴿ «О, сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети». (Сура 7, аят 31). А также: ﴾ وَأَقِيمُواْ وُجُوهَكُمْ عِندَ كُلِّ مَسْجِدٍ وَٱدْعُوهُ مُخْلِصِينَ لَهُ ٱلدِّينَ ﴿ «Обращайте к Нему лица в любом месте поклонения и взывайте к Нему, очищая перед Ним веру» (Сура 7, аят 29). Также: ﴾ وَأَنَّ ٱلْمَسَٰجِدَ لِلَّهِ ﴿ «И то, что мечети принадлежат Аллаху» (Сура 71, аят 18). Ибн Аббас прокомментировал: ﴾ وَيُذْكَرَ فِيهَا ٱسْمُهُ ﴿ «‘‘И в которых поминается Его имя’’ — т.е. в которых читают Его Писание; ﴾ يُسَبِّحُ لَهُ فِيهَا بِٱلْغُدُوِّ وَٱلأَصَالِ ﴿ ‘‘Его славят в них по утрам и перед закатом’’ — т.е. совершают молитву»

37. мужи, которых ни торговля, ни купля-продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята. Они боятся дня, когда перевернутся сердца и взоры,

﴿37﴾ رِجَالٌ لَا تُلْهِيهِمْ تِجَارَةٌ وَلَا بَيْعٌ عَنْ ذِكْرِ اللَّهِ وَإِقَامِ الصَّلَاةِ وَإِيتَاءِ الزَّكَاةِ يَخَافُونَ يَوْمًا تَتَقَلَّبُ فِيهِ الْقُلُوبُ وَالْأَبْصَارُ

Слова Аллаха: ﴾ رِجَالٌ لاَّ تلُْهِيهِمْ تِجَٰرَةٌ وَلاَ بَيْعٌ عَن ذِكْرِ ٱللَّهِ ﴿ «мужи, которых ни торговля, ни купля-продажа не отвлекают от поминания Аллаха» — слово: ( رِجَالٌ ) (мужчины) указывает на то, что это люди с серьёзными намерениями, полны решимости оживлять мечети — дома Аллаха на земле, места для поклонения и благодарности Ему, места Единобожия.
Что касается женщин, то их молитва у себя дома лучше для них. Абу Дауд (570) передаёт от ибн Мас’уда, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « صَلَةُ المَرْأَةِ فِي بَيْتِهَا أَفْضَلُ مِنْ صَلَتِهَا فِي حُجْرَتِهَا وَصَلاَتهَُا فِي مَخْدَعِهَا أَفْضَلُ مِنْ صَلَتِهَا فِي بَيْتِهَا » «Молитва женщины в своей комнате лучше, чем ее молитва в прихожей комнате, а ее молитва в своем чулане лучше, чем ее молитва в своей комнате».
Абдуллах бин Суейд аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, со слов своей тети Умм Хумайд, да будет доволен ею Аллах, рассказывал о том, как однажды она пришла к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала: «О, Посланник Аллаха, я люблю молиться с тобой» На что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: قَدْ عَلِمْتُ أَنَّكِ تُحِبِّينَ الصلََّةَ مَعِي وَصَلَتُكِ فِي بَيْتِكِ خَيْرُ مِنْ صَلَتِكِ فِي حُجْرَتِكِ وَصَلَتُكِ فِي حُجْرَتِكِ خَيْرٌ مِنْ صَلَتِكِ فِي دَارِكِ وَصَلَتُكَ فِي دَارِكِ خَيْرٌ مِنْ صَلَتِكِ فِي مَسْجِدِ قَوْمِكِ وَصَلَتُكِ فِي مَسْجِدِ قَوْمِكِ خَيْرٌ مِنْ صَلَتِكِ فِي مَسْجِدِي «Я знаю, что ты любишь молиться со мной. Однако твоя молитва в твоей комнате, лучше для тебя, чем твоя молитва в твоей прихожей комнате. А твоя молитва в твоей прихожей комнате лучше для тебя, чем твоя молитва в твоём внутреннем дворе, а твоя молитва в твоём внутреннем дворе лучше для тебя, чем твоя молитва в мечети твоего племени, а твоя молитва в мечети твоего племени лучше для тебя, чем твоя молитва в моей мечети». После этого по её велению ей устроили место для молитв в самой дальней и самой темной части её дома, и она совершала там молитвы, пока не встретилась с Аллахом”. Хадис хороший см. «Сахих Ибн Хузайма» 1689.
Женщинам разрешено присутствовать на молитве с мужчинами с условием, чтобы их присутствие не выдавали ни их прикрасы, ни аромат духов. В двух «Сахихах» сообщается, что Абдулла ибн Умар передал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « لَتَمْنَعُوا إِمَاءِ اللهِ مَسَاجِدَ اللهِ » «Не запрещайте рабыням Аллаха мечети Аллаха».[Бухари 873, Муслим 442] Муслим передаёт в «Сахихе» (443), что Зайнаб Аль-Сакафийя пересказывала следующие слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: « إِذَا شَهِدَتْ إِحْدَاكُنَّ المَسْجِدَ فلََ تَمَسّ طِيبًا » «Если одна из вас собирается присутствовать в мечети, то пусть не умащивается благовониями».
В двух «Сахихах» сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал утреннюю молитву (в мечети), с ним часто молились и верующие женщины, которые заворачивались в свои плащи, возвращаясь к себе домой, и никто не мог узнать их».[Бухари 372, Муслим 645] В двух «Сахихах» также сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, жена Пророка ﷺ, говорила: «Если бы Посланник Аллаха, только увидел что стали делать женщины (после него), то непременно запретил бы им ходить в мечеть, подобно тому, как это было запрещено женщинам сынов Исраиля». [Бухари 869, Муслим 445]
Слова Аллаха: ﴾ رِجَالٌ لاَّ تلُْهِيهِمْ تِجَٰرَةٌ وَلاَ بَيْعٌ عَن ذِكْرِ ٱللَّهِ ﴿ «мужи, которых ни торговля, ни купля-продажа не отвлекают от поминания Аллаха» — подобны аяту: ﴾ يٰأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ لاَ تلُْهِكُمْ أَمْوَٰلُكُمْ وَلاَ أَوْلَٰدُكُمْ عَن ذِكْرِ ٱللَّهِ ﴿ «О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха» (Сура 63, аят 9). А также: «О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю» (Сура 62, аят 9).
Всевышний Аллах говорит им, чтобы они не отвлекались на мирские утехи, её прикрасы и услады, на удовольствие от прибыли в торговле от поминания их Господа, который сотворил их и дарует им удел. И чтобы они знали что, то что у Аллаха — лучше того, что они имеют. То, что у Аллаха вечно, а то, что у них — тленно. Поэтому Всевышний Аллах говорит: ﴾ لاَّ تلُْهِيهِمْ تِجَٰرَةٌ وَلاَ بَيْعٌ عَن ذِكْرِ ٱللَّهِ وَإِقَامِ ٱلصَّلَوٰةِ وَإِيتَآءِ ٱلزَّكَوٰةِ ﴿ «мужи, которых ни торговля, ни купля-продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята» — т.е. они отдают предпочтение повиновению Аллаху, Его целям и Его любви перед своими целями и тому, что им мило.
Салим передаёт, что Абдулла ибн Умар как-то был на рынке, и во время призыва (икъамат) на молитву все люди стали закрывать свои лавки, вставать и идти в мечеть, и он сказал: «Именно о таких было ниспослано: ﴾ رِجَالٌ لاَّ تلُْهِيهِمْ تِجَٰرَةٌ وَلاَ بَيْعٌ عَن ذِكْرِ ٱللَّهِ ﴿ ‘‘Мужчины, которых не отвлекает ни торговля, ни купля от поминания Аллаха’’». Это передали Ибн Абу Хатим и Ибн Джарир.
Али ибн Абу Тальха передаёт, что ибн Аббас прокомментировал слова Аллаха: ﴾ لاَّ تلُْهِيهِمْ تِجَٰرَةٌ وَلاَ بَيْعٌ عَن ذِكْرِ ٱللَّهِ ﴿ «‘‘Не отвлекает ни торговля, ни купля от поминания Аллаха’’т.е. от предписанной молитвы». Таково было также мнение Мукатиля ибн Хайана и ар-Раби’ ибн Анаса. Судди сказал: «Т.е. от коллективной молитвы». Мукатиль ибн Хайан сказал: «От присутствия на молитве, выстаивания её как повелел Аллах, от её своевременного соблюдения, и совершения всего того, что предписал Аллах в молитве».
Слова Аллаха: ﴾ يَخَٰفُونَ يَوْماً تَتَقَلَّبُ فِيهِ ٱلْقُلُوبُ وَٱلأَبْصَٰرُ ﴿ «Они боятся дня, когда перевернутся и сердца и взоры» — т.е. боятся Судного дня, когда сердца и взоры людей перевернутся от великих ужасов этого дня. Как сказано в аяте: ﴾ وَأَنذِرْهُمْ يَوْمَ ٱلأَزِفَةِ ﴿ «Предупреди их о приближающемся дне…» (Сура 40, аят 18). Также: ﴾ إِنَّمَا يؤَُخِّرُهُمْ لِيَوْمٍ تَشْخَصُ فِيهِ ٱلأَبْصَٰرُ ﴿ «Он лишь даёт им отсрочку до того дня, когда закатятся взоры» (Сура 14, аят 42). А также: «Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на любовь к ней. Они говорят: ‘‘Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности! Мы боимся от своего Господа того Мрачного и Томительного дня’’. Аллах защитит их от зла того дня и одарит их процветанием и радостью. А за то, что они проявили терпение, Он воздаст им Райскими садами и шелками» (Сура 76, аят 8-12).

38. чтобы Аллах воздал им за наилучшее из того, что они совершили (или лучшим, чем то, что они совершили; или наилучшим образом за то, что они совершили), и приумножил это по Своей милости. Аллах наделяет, кого пожелает, без счета.

﴿38﴾ لِيَجْزِيَهُمُ اللَّهُ أَحْسَنَ مَا عَمِلُوا وَيَزِيدَهُمْ مِنْ فَضْلِهِ وَاللَّهُ يَرْزُقُ مَنْ يَشَاءُ بِغَيْرِ حِسَابٍ

Аллах говорит: ﴾ لِيَجْزِيَهُمُ ٱللَّهُ أَحْسَنَ مَا عَمِلُواْ ﴿ «чтобы Аллах воздал им за наилучшее из того, что они совершили» — т.е. они те, у которых Аллах примет хорошие деяния, и простит им их прегрешения; ﴾ وَيَزيدُهُمْ مِّن فَضْلِهِ ﴿ «и приумножил это по Своей милости» — т.е. примет их добрые деяния и приумножит их. Как Он сказал: ﴾ إِنَّ ٱللَّهَ لاَ يَظْلِمُ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ ﴿ «Аллах не совершает несправедливости даже весом в мельчайшую частицу» (Сура 4, аят 40). Также: ﴾ مَن جَآءَ بِٱلْحَسَنَةِ فَلَهُ عَشْرُ أَمْثَالِهَا ﴿ «Кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние» (Сура 6, аят 160). А также: ﴾ مَّن ذَا ٱلَّذِى يقُْرِضُ ٱللَّهَ قَرْضًا حَسَنًا ﴿ «Если кто-либо одолжит Аллаху прекрасный заем…» (Сура 2, аят 245). Также: ﴾ وَٱللَّهُ يُضَٰعِفُ لِمَن يَشَآءُ ﴿ «Аллах увеличивает награду, кому пожелает» (Сура 2, аят 261). Здесь же Аллах говорит: ﴾ وَٱللَّهُ يَرْزُقُ مَن يَشَآءُ بِغَيْرِ حِسَابٍ ﴿ «Аллах даёт пропитание, кому желает без счета».