Чтение аятов 4-10 суры «ан-Нур» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.

﴾ سورة النور ﴿

Сура «ан-Нур» /Свет/

Аяты 4-10. Откровения о тяжести ложных обвинений в совершении прелюбодеяния и взаимном проклятии

4. Тех, которые обвинят целомудренных женщин и не приведут четырех свидетелей, высеките восемьдесят раз и никогда не принимайте их свидетельства, ибо они являются нечестивцами,

﴿4﴾ وَالَّذِينَ يَرْمُونَ الْمُحْصَنَاتِ ثُمَّ لَمْ يَأْتُوا بِأَرْبَعَةِ شُهَدَاءَ فَاجْلِدُوهُمْ ثَمَانِينَ جَلْدَةً وَلَا تَقْبَلُوا لَهُمْ شَهَادَةً أَبَدًا وَأُولَئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ

5. кроме тех из них, которые после этого раскаялись и стали поступать праведно. Воистину, Аллах — Прощающий, Милосердный.

﴿5﴾ إِلَّا الَّذِينَ تَابُوا مِنْ بَعْدِ ذَلِكَ وَأَصْلَحُوا فَإِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَحِيمٌ

6. А свидетельством каждого из тех, которые обвиняют своих жен в прелюбодеянии, не имея свидетелей, кроме самих себя, должны быть четыре свидетельства Аллахом о том, что он говорит правду,

﴿6﴾ وَالَّذِينَ يَرْمُونَ أَزْوَاجَهُمْ وَلَمْ يَكُنْ لَهُمْ شُهَدَاءُ إِلَّا أَنْفُسُهُمْ فَشَهَادَةُ أَحَدِهِمْ أَرْبَعُ شَهَادَاتٍ بِاللَّهِ إِنَّهُ لَمِنَ الصَّادِقِينَ

7. и пятое о том, что проклятие Аллаха ляжет на него, если он лжет.

﴿7﴾ وَالْخَامِسَةُ أَنَّ لَعْنَتَ اللَّهِ عَلَيْهِ إِنْ كَانَ مِنَ الْكَاذِبِينَ

8. Наказание будет отвращено от нее, если она принесет четыре свидетельства Аллахом о том, что он лжет,

﴿8﴾ وَيَدْرَأُ عَنْهَا الْعَذَابَ أَنْ تَشْهَدَ أَرْبَعَ شَهَادَاتٍ بِاللَّهِ إِنَّهُ لَمِنَ الْكَاذِبِينَ

9. и пятое о том, что гнев Аллаха падет на нее, если он говорит правду.

﴿9﴾ وَالْخَامِسَةَ أَنَّ غَضَبَ اللَّهِ عَلَيْهَا إِنْ كَانَ مِنَ الصَّادِقِينَ

10. Если бы не милосердие и милость Аллаха к вам и если бы Аллах не был Принимающим покаяния и Мудрым, то лжецов постигло бы скорое наказание.

﴿10﴾ وَلَوْلَا فَضْلُ اللَّهِ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَتُهُ وَأَنَّ اللَّهَ تَوَّابٌ حَكِيمٌ

Тафсир Ибн Касир

Тафсир Ибн Касир

4. Тех, которые обвинят целомудренных женщин и не приведут четырех свидетелей, высеките восемьдесят раз и никогда не принимайте их свидетельства, ибо они являются нечестивцами,

﴿4﴾ وَالَّذِينَ يَرْمُونَ الْمُحْصَنَاتِ ثُمَّ لَمْ يَأْتُوا بِأَرْبَعَةِ شُهَدَاءَ فَاجْلِدُوهُمْ ثَمَانِينَ جَلْدَةً وَلَا تَقْبَلُوا لَهُمْ شَهَادَةً أَبَدًا وَأُولَئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ

Этот Священный аят разъясняет закон о бичевании человека, оклеветавшего в блуде целомудренную женщину — свободную, совершеннолетнюю и целомудренную. Такое же наказание предусмотрено для оклеветавшего в блуде мужчину. И в этом нет разногласий среди учёных. Если заявляющий о блуде человек сможет доказать правдивость своих обвинений, то с него снимается наказание за клевету.
Аллах сказал: ( ثُمَّ لَمْ يَأْتُواْ بِأَرْبَعَةِ شُهَدَآءَ فَاجْلِدُوهُمْ ثَمَانِينَ جَلْدَةً وَلاَ تَقْبَلُواْ لَهُمْ شَهَادَةً أَبَداً وَأُوْلَئِكَ هُمُ الْفَسِقُونَ) «и не приведут четырех свидетелей, высеките восемьдесят раз и никогда не принимайте их свидетельства, ибо они являются нечестивцами» — если обвинитель не сможет доказать правдивость своего обвинения, то по нему принимается три решения:
Первое: восемьдесят ударов плетью;
Второе: его свидетельство больше никогда не будет принято;
Третье: он получает статус несправедливого нечестивца перед Аллахом и перед людьми.

5. кроме тех из них, которые после этого раскаялись и стали поступать праведно. Воистину, Аллах — Прощающий, Милосердный.

﴿5﴾ إِلَّا الَّذِينَ تَابُوا مِنْ بَعْدِ ذَلِكَ وَأَصْلَحُوا فَإِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَحِيمٌ

Аллах сказал: ﴾ إِلاَّ ٱلَّذِينَ تَابُواْ مِن بَعْدِ ذَٰلِكَ وَأَصْلَحُواْ فَإِنَّ ٱللَّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ ﴿ «кроме тех из них, которые после этого раскаялись и стали поступать праведно. Воистину, Аллах — Прощающий, Милосердный». Учёные разошлись во мнении в отношении того принимается ли его покаяние с тем, что с него снимается третье положение (снимается статус ли  «несправедливого нечестивца»), но его свидетельство по-прежнему не будет никогда приниматься? Или же с него снимаются два последних положения, при том, что наказание плетьми исполняется в любом случае, покаялся он или нет? Нет разногласий в вопросе «наказания плетьми», несмотря на покаяние.
Однако имамы Малик, Ахмад и аш-Шафи’и считают, что после покаяния его свидетельство будет приниматься, и отменяется его статус «нечестивца». Об этом писал Са’ид ибн аль-Мусаййиб — господин табиинов, а также группа праведных предшественников. Имам Абу Ханифа считал, что покаяние отменяет лишь третье решение. Также считали некоторые салафы: Кадый Шурайх, Ибрахим ан-Наха’и, Са’ид ибн Джубайр, Макхуль, Абдур-Рахман ибн Зайд, ибн Джабир. аш-Ша’би и ад-Даххак сказали, что его свидетельство не будет приниматься даже после покаяния, пока он не признается в высказанной клевете. И только тогда примется его свидетельство.

6. А свидетельством каждого из тех, которые обвиняют своих жен в прелюбодеянии, не имея свидетелей, кроме самих себя, должны быть четыре свидетельства Аллахом о том, что он говорит правду,

﴿6﴾ وَالَّذِينَ يَرْمُونَ أَزْوَاجَهُمْ وَلَمْ يَكُنْ لَهُمْ شُهَدَاءُ إِلَّا أَنْفُسُهُمْ فَشَهَادَةُ أَحَدِهِمْ أَرْبَعُ شَهَادَاتٍ بِاللَّهِ إِنَّهُ لَمِنَ الصَّادِقِينَ

В этом Священном аяте указан выход из затруднительного положения для мужа, если супруг не может доказать неверность супруги, то он может призвать «взаимное проклятие», как и повелел здесь Аллах. Он должен привести супругу к судье, заявить о том, что он обвиняет её в неверности, судья же принуждает его привести четыре свидетельства, поклявшись Аллахом вместо четырёх свидетелей: ﴾ إِنَّهُ لَمِنَ ٱلصَّٰدِقِينَ ﴿ «о том, что он говорит правду» — в своём обвинении жены в блуде;

7. и пятое о том, что проклятие Аллаха ляжет на него, если он лжет.

﴿7﴾ وَالْخَامِسَةُ أَنَّ لَعْنَتَ اللَّهِ عَلَيْهِ إِنْ كَانَ مِنَ الْكَاذِبِينَ

﴾ وَٱلْخَامِسَةُ ﴿ «и пятое, ﴾ أَنَّ لَعْنَةَ ٱللَّهِ عَلَيْهِ إِن كَانَ مِنَ ٱلْكَٰذِبِينَ ﴿ что проклятие Аллаха ляжет на него, если он лжет» — и тогда его обвинение будет доказано по мнению имама аш-Шафи’и и многих учёных. Она становится запретной для него навеки, он отдаёт ей её махр , а её ожидает наказание за прелюбодеяние.

8. Наказание будет отвращено от нее, если она принесет четыре свидетельства Аллахом о том, что он лжет,

﴿8﴾ وَيَدْرَأُ عَنْهَا الْعَذَابَ أَنْ تَشْهَدَ أَرْبَعَ شَهَادَاتٍ بِاللَّهِ إِنَّهُ لَمِنَ الْكَاذِبِينَ

И ничто не спасёт её от наказания, кроме как если она сама принесёт четыре свидетельства с клятвами о том, что он лжет в своём обвинении; И отклоняется от неё наказание — т.е. предписанное за блуд наказание; (وَيَدْرَؤُاْ عَنْهَا الْعَذَابَ أَن تَشْهَدَ أَرْبَعَ شَهَادَاتٍ بِاللَّهِ إِنَّهُ لَمِنَ الْكَـاذِبِينَ ) «Наказание будет отвращено от нее, если она принесет четыре свидетельства Аллахом о том, что он лжет».

9. и пятое о том, что гнев Аллаха падет на нее, если он говорит правду.

﴿9﴾ وَالْخَامِسَةَ أَنَّ غَضَبَ اللَّهِ عَلَيْهَا إِنْ كَانَ مِنَ الصَّادِقِينَ

﴾ وَٱلْخَامِسَةَ أَنَّ غَضَبَ ٱللَّهِ عَلَيْهَآ إِن كَانَ مِنَ ٱلصَّٰدِقِينَ ﴿ «и пятое о том, что гнев Аллаха падет на нее, если он говорит правду» — о чём Аллах и говорит: ﴾ وَيَدْرَؤُاْ عَنْهَا ٱلْعَذَابَ ﴿ «Наказание будет отвращено от нее» — т.е. наказание предписанное за блуд  будет снято с нее, если она призовет гнев Аллаха на себя, если ее муж правдив в своем обвинении её;
В данном случае подчеркнут ﴾ غَضَبَ ٱللَّهِ ﴿ «гнев Аллаха» в отношении женщины, т.к. нормальный мужчина не решится порочить свою семью попусту и не станет обвинять жену в измене, кроме как если он правдив в этом, и она знает, что он говорит правду. Человек же, на ком лежит «гнев Аллаха» — это тот, кто знает истину, но отклоняется от неё.

10. Если бы не милосердие и милость Аллаха к вам и если бы Аллах не был Принимающим покаяния и Мудрым, то лжецов постигло бы скорое наказание.

﴿10﴾ وَلَوْلَا فَضْلُ اللَّهِ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَتُهُ وَأَنَّ اللَّهَ تَوَّابٌ حَكِيمٌ

Всевышний Аллах упомянул о Своей снисходительности и милости по отношению к Своим творениям в Его законах, которые предусматривают выход для человека из затруднительного положения: ﴾ وَلَوْلاَ فَضْلُ ٱللَّهِ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَتُهُ ﴿ «Если бы не милосердие и милость Аллаха к вам» — тогда вы оказались бы в затруднении, и многие ваши дела стали бы вам в тягость; ﴾ وَأَنَّ ٱللَّهَ تَوَّابٌ ﴿ «и если бы Аллах не был Принимающим покаяния» — от Своих рабов, даже после таких тяжёлых и серьёзных клятв; ﴾ حَكِيمٌ ﴿ «Мудрый» — т.е. в Своих законах, в том, что Он повелевает и в том, что Он запрещает.
Существует множество хадисов о том, как надо поступать в соответствии с этим аятом. А также хадисы о том, по какому поводу были ниспосланы эти аяты и по поводу кого именно из сподвижников.
Имам Ахмад передаёт от Икримы, а тот от ибн ’Аббаса, что когда были ниспосланы аяты: «Тех, которые обвинят целомудренных женщин и не приведут четырех свидетелей, высеките восемьдесят раз и никогда не принимайте их свидетельства», Са’д ибн ’Убада, лидер ансаров сказал: «Неужели она (сура) так и была ниспослана?» Посланник Аллаха ﷺ, воскликнул: «؟ يَا مَعْشَرَ الَْنْصَارِ ألََ تَسْمَعُونَ مَا يَقُولُ سَيِّدُكُمْ » «О, собрание ансаров, разве вы не слышите, что говорит ваш лидер?» Они сказали: «О, посланник Аллаха, не порицай его, ибо он очень ревнивый человек. Клянёмся Аллахом, он не брал в жены никого, кроме девственниц, а если разводился с кем-нибудь из жён, то никто уже не решался жениться на ней после него из-за его этой страшной ревности». Са’д сказал: «Клянусь Аллахом, я знаю это истина, и что она (сура) от Аллаха. Я просто удивился, как может какой-то нечестивец возлежать с моей женой, а я не могу на него ни накричать, ни сделать что-либо, пока не приведу четырёх свидетелей?! И я не должен приводить их, пока он не закончит с моей женой?!». И (после этого) прошло совсем немного времени, как подошел Хиляль ибн Умайа — один из трёх, чьи покаяния были приняты Аллахом. Он вернулся домой со своих земель вечером и застал свою жену с мужчиной. Видел своими глазами и слышал своими ушами, но не стал скандалить, а дождавшись утра отправился к Посланнику Аллаха ﷺ, и сказал: «О, посланник Аллаха, я вечером пришёл к своей жене и застал её с мужчиной. Я видел это своими глазами и слышал своими ушами». Эта весть не понравилась Посланнику Аллаха ﷺ, и опечалила его. Ансары собрались рядом с ним и сказали: «Аллах испытал нас тем, что говорил Са’д ибн Убада. Сейчас Посланник Аллаха ﷺ, побьёт плетьми Хиляля и отменит его публичное свидетельство». Хиляль сказал: «Клянусь Аллахом, я надеюсь, что Аллах даст мне выход из данной ситуации». Затем он сказал: «О, Посланник Аллаха, я вижу, что тебя опечалила весть, принесённая мной. Но Аллах знает, что я говорю правду». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, уже собирался распорядиться бичевать Хиляла, как Аллах ниспослал ему откровение. Они (сподвижники) узнавали, когда ему, да благословит его Аллах и приветствует, ниспосылается откровение по его лицу, и оставляли его в покое, пока не завершалось откровение. И тогда был ниспослан аят: ( وَٱلَّذِينَ يَرْمُونَ أَزْوَٰجَهُمْ وَلَمْ يَكُنْ لَّهُمْ شُهَدَآءُ إِلاَّ أَنفُسُهُمْ فَشَهَٰدَةُ أَحَدِهِمْ أَرْبَعُ شَهَٰدَاتٍ بِٱللَّهِ ) «А свидетельством каждого из тех, которые обвиняют своих жен в прелюбодеянии, не имея свидетелей, кроме самих себя, должны быть четыре свидетельства Аллахом…» Когда же откровение завершилось, он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « أَبْشِرْ يَا هِلَلُ فَقَدْ جَعَلَ اللهُ لَكَ فَرَجًا وَمَخْرَجًا » «Возрадуйся, о, Хиляль. Аллах даровал тебе избавление и выход». Хиляль сказал: «Я ожидал это от моего Господа Всемогущего». Затем Посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Пошлите за ней». Они послали за ней, и она явилась. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал им обоим аят и напомнил о том, что наказание в мире вечном страшнее наказания в этой жизни. Хиляль сказал: «О, посланник Аллаха, я говорю правду о ней». Она сказала: «Он лжёт». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « لَعِنُوا بَيْنَهُمَا » «Заставьте их обоих проклясть друг о друге». Хилялу тогда было сказано: «Свидетельствуй!» Тот привёл четыре свидетельства Аллахом, что он говорит правду. Когда пришёл черёд пятого свидетельства, о том, что будет над ним проклятие Аллаха в случае, если он лжёт, ему было сказано: «О, Хиляль, побойся Аллаха, наказание в этом мире легче наказания в мире вечном. А ведь это свидетельство нашлёт на тебя наказание Аллаха». Хиляль сказал: «Клянусь Аллахом, Аллах не накажет меня за неё, как и не позволил бичевать меня за неё». И он засвидетельствовал в пятый раз уже о том, что проклятие Аллаха на нём, если он лжёт. Затем ей сказали: «Засвидетельствуй четыре раза Аллахом, что он лжёт». Когда же настал черёд пятого свидетельства, ей сказали: «Побойся Аллаха, поистине наказание в этом мире легче наказания мира вечного. Это свидетельство навлечёт на тебя наказание Аллаха». Она стояла в замешательстве некоторое время, и чуть было не призналась. Но потом сказала: «Я не буду позорить своё племя». И засвидетельствовала в пятый раз уже о том,что если он правдив, то на нее (справедливо ляжет) гнев Аллаха. Посланник Аллаха ﷺ, разлучил их, и распорядился, чтобы ребёнок не носил фамилию отца, но и не назывался детем греха. И любой, кто обвинит её или её ребёнка, будет подвержен наказанию. Он также вынес решение, что ей не причитается ни дома, ни содержания, т.к. она не была разведена, и не овдовела. Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если она родит рыжего сына с тощими бёдрами и тонкими ногами, то это сын Хиляла. Если она родит (ребёнка) с чёрными глазами, большими ягодицами и толстыми ногами, значит, он от того, кого обвиняют с ней в блуде». Она родила ребёнка с чёрными глазами, большими ягодицами и толстыми ногами. Посланник Аллаха тогда сказал: « لَوْلَ الَْيْمَانُ لَكَانَ لِي وَلَهَا شَأْنٌ » «Если бы не те клятвы, у меня было бы к ней дело (наказание)». Икрима сказал: «Потом он (ребенок) стал правителем Египта, и звался по фамилии матери, а не по отцу». Абу Дауд (2256) приводит этот хадис от Язида ибн Харуна. Этот хадис приводится с разными цепочками в разных вариантах. В том числе и у Бухари (4747) со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (в своё время) Хиляль бин Умаййа, да будет доволен им Аллах, в присутствии Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, обвинил свою жену в совершении прелюбодеяния с Шариком Ибн Сахма, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал (Хилялю): « الْبَيِّنَةَ أَوْحَدٌّ فِي ظَهْرِكَ » «(Либо представь) доказательства, либо (готовь) свою спину для наказания». (На это Хиляль) сказал: «О Посланник Аллаха, неужели после того, как кто-нибудь из нас увидит (другого) мужчину на своей жене, он (должен ещё) искать доказательства?» Однако Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал повторять: «(Либо представь) доказательства, либо (готовь) свою спину для наказания». Тогда Хиляль воскликнул: «Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, я действительно говорю правду, а Аллах обязательно ниспошлёт тебе то, что спасёт мою спину от наказания!» А потом (к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует,) спустился Джибрил и передал ему (следующее откровение): ﴾ وَٱلَّذِينَ يَرْمُونَ أَزْوَٰجَهُمْ ﴿ «А те, которые бросают обвинения в своих жён» — до слов: ﴾ إِن كَانَ مِنَ ٱلصَّٰدِقِينَ ﴿ «что он правдив». После этого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, удалился, послав (кого-то) за (этой женщиной), что же касается Хиляля, то он явился (вместе с ней) и принёс (необходимые клятвы), Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «؟ إِنَّ اللهَ يَعْلَمُ أَنَّ أَحَدَكُمَا كَاذِبٌ، فَهَلْ مِنْكُمَا تَائِبٌ » «Поистине, Аллаху известно, что один из вас лжёт, но принесёт ли кто-нибудь из вас покаяние?». После чего (со своего места) поднялась (жена Хиляля) и стала приносить свои клятвы, но, когда она дошла до пятой, (люди) остановили её, сказав: «(Эта клятва) и в самом деле навлечёт (на тебя гнев Аллаха, если ты виновна)!». Ибн ‘Аббас сказал: «После этого она запнулась и замолчала, а мы подумали, что она возьмёт свои слова обратно, но она воскликнула: “Я не покрою позором своё племя на всю (оставшуюся жизнь)!” — и продолжила клясться. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Смотрите за ней: если она родит (ребёнка) с чёрными глазами, большими ягодицами и толстыми ногами, значит, он — от Шарика бин Сахма”. Когда же она и в самом деле родила такого ребёнка, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « لَوْلَ مَا مَضَى مِنْ كِتَابِ اللهِ لَكَانَ لِي وَ لَهَا شَأْنٌ » “Если бы об этом уже не было сказано в Книге Аллаха, я бы подверг её (наказанию)! ”». Такой вариант хадиса приводится лишь у Бухари. Другие варианты передаются от ибн Аббаса и других.
Имам Ахмад (2/19) передаёт , что Са’ид ибн Джубайр сказал: «Я был спрошен об обоих проклявших друг друга (супругах) во время правления ибн аз-Зубайра: ‘‘Следует ли разлучить их?’’». Он продолжил: «А я и не ведал, что сказать и (поэтому) проследовал к жилищу ибн ’Умара в Мекке и вот я сказал слуге: ‘‘Попроси для меня позволения войти!’’ Тот ответил: ‘‘У него послеполуденный сон’’. Но он услышал мой голос и спросил: ‘‘Ибн Джубайр?’’ Я ответил: ‘‘Да!’’ Он сказал: ‘‘Входи, потому что, клянусь Аллахом, тебя в такой час могла привести только нужда’’. Я вошёл, а он расстелился на тряпках и лежал на подушке набитой пальмовым волокном. Я сказал: ‘‘Абу Абдур-Рахман, проклявшие друг друга… Следует ли разлучить их обоих?’’ Он ответил: ‘‘Пречист Аллах! Да! Первым, кто спросил об этом, был такой-то, сын такого-то’’. Он сказал: ‘‘О, Посланник Аллаха ﷺ, как ты думаешь, если мужчина застал свою жену с мужчиной за развратом, то, как ему поступить? Если он заговорит об этом, то тем самым заговорит о великом деле, а если умолчит, то умолчит о том же самом». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, промолчал и не ответил ему, но после этого тот пришёл к нему снова и сказал: ‘‘Та беда, о которой я тебя спрашивал пришла ко мне!’’ И Аллах, Всевышен Он и Всеславен, ниспослал эти аяты в суре «Свет»: ﴾ وَٱلَّذِينَ يَرْمُونَ أَزْوَٰجَهُمْ ﴿ «А те, которые бросают обвинения в своих жён», и он зачитал ему эти аяты до слов: ﴾ أَنَّ غَضَبَ ٱللَّهِ عَلَيْهَآ إِن كَانَ مِنَ ٱلصَّٰدِقِينَ ﴿ «и поистине гнев Аллаха на ней, если он правдив». И наставил его, напомнил ему и сообщил ему, что наказание в ближнем мире легче наказания мира вечного. Тот сказал: «Нет, клянусь Тем, Который воздвиг тебя с истиной — я не оболгал её!» Затем он, да благословит его Аллах и приветствует, позвал и её, наставил её, напомнил ей и сообщил ей, что наказание в ближнем мире легче наказания в мире последнем. Та сказала: «Нет, клянусь Тем, Который воздвиг тебя с истиной — он конечно лжёт!» И начал он с мужчины и тот свидетельствовал четырьмя свидетельствами Аллахом, что конечно же, он говорит правду. А пятое, что проклятие Аллаха на нем, если он был из лжецов». Затем он обратился к женщине, и она свидетельствовала четырьмя свидетельствами Аллахом о, том, что он лжет, а пятое, что гнев Аллаха над ней, если он говорит правдиву. Затем он разлучил их обоих». Ан-Насаи приводит хадис в своём тафсире (11/357). Хадис также приводится в двух «Сахихах» [Бухари 5312, Муслим 1493]
Имам Ахмад (1/421) передаёт со слов Алькамы, что ‘Абдуллах сказал: «Вот, мы (находимся) в ночь на пятницу в мечети и вдруг приходит мужчина, из числа ансаров и говорит: ‘‘Если мужчина застанет со своей женой чужого мужчину и заговорит об этом, то вы его же и высеките. Если он убьёт его, то вы его казните, а если он промолчит (об этом), то себе во вред. Клянусь Аллахом — я обязательно спрошу Посланника Аллаха ﷺ, (об этом)!» А на следующий день, он пришёл к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и обратился к нему, сказав: «Если мужчина застанет свою жену с мужчиной и заговорит об этом, то вы его же и высеките, если он убьёт его, то вы его казните, а если он промолчит, то промолчит себе во вред. О, Аллах! Рассуди». И принялся молить. Тогда снизошёл аят о взаимном проклятии: «которые обвиняют своих жен в прелюбодеянии, не имея свидетелей, кроме самих себя…» Этими аятами и был испытан тот мужчина посреди людей! И пришёл он со своей женой к Посланнику Аллаха ﷺ, и те оба прокляли друг друга — мужчина свидетельствовал четырьмя свидетельствами Аллахом, что он из правдивых, а затем пятое, о том что проклятие Аллаха на нем, если он из лгущих. Затем она собралась сделать то же самое, но Посланник Аллаха ﷺ, сказал ей: «Остановись!» Но она воспротивилась и произнесла слова (проклятия). Когда они оба ушли, он произнёс: ‘‘Наверное, она родит чёрного, кудрявого’’. И она родила чёрного, кудрявого».
Имам Ахмад (5/334) передаёт, что Сахль бин Са‘д, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) ‘Уваймир пришёл к вождю (племени) Бану ‘Аджлян ‘Асиму бин ‘Ади, да будет доволен Аллах ими обоими, и сказал: “Что вы скажете о человеке, который застал свою жену с другим мужчиной? Следует ли (мужу) убить его, после чего вы убьёте его самого? Или как (он должен) поступить? Спроси об этом для меня у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ”. После этого ‘Асим явился к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О посланник Аллаха!” — (и изложил ему суть вопроса), однако эти вопросы не понравились Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Когда ‘Уваймир спросил (‘Асима о том, что ответил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует), он сказал: “Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не понравились такие вопросы, и он выразил своё порицание”. Тогда ‘Уваймир воскликнул: “Клянусь Аллахом, я не успокоюсь, пока сам не спрошу об этом посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!” — после чего пришёл (к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует,) и сказал: “О Посланник Аллаха ﷺ, (допустим, что) человек застал свою жену с другим мужчиной. Следует ли (мужу) убить его, после чего вы убьёте его самого? Или как (он должен) поступить?” (На это) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Аллах ниспослал (айат в) Коране о тебе и твоей жене”, после чего велел (‘Уваймиру и его жене) призвать друг на друга проклятие /муля‘ана/, как было велено Аллахом в Его Книге, и (‘Уваймир со своей женой) сделали это. Затем (‘Уваймир) сказал: “О, Посланник Аллаха, если я оставлю её, то буду её обижать”, а потом он развёлся с ней, и это стало обычаем для тех супругов, которые проклинали друг друга. А после этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: أَبْصِرُوهَا فَإِنْ جَاءتْ بِهِ أَسْحَمَ أَدْعَجَ العَيْنَيْنِ عَظِيمَ الأَلِيَتَيْن فَلَ أَرَاهُ إِ قَدْ صَدَقَ وَإِنْ جَاءتْ بِهِ أُحَيْمِرَ كَأَنَّهُ وَحْرَةٌ فَلَ أَرَاهُ إِ كَاذِبًا “Смотрите, если (жена ‘Уваймира) родит чёрного (ребёнка) с чёрными глазами, большими ягодицами и толстыми ногами, то я буду считать, что ‘Уваймир сказал о ней чистую правду, а если она родит краснокожего ребёнка, который будет похож на Вахару, я буду считать, что ‘Уваймир оклеветал её”. А потом она родила ребёнка, отличавшегося такими внешними признаками, которые назвал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказав, что это послужит доказательством правоты ‘Уваймира, после чего его происхождение относили только к его матери». Хадис приводится в двух «Сахихах» и других сборниках «Сунан» [Бухари 5259, Муслим 1492, Абу Дауд 2245, ан-насаи 6/143, ибн Маджах 2066.]