Чтение аята 196 суры «аль-Бакара» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.

﴾ سورة البقرة ﴿

Сура «аль-Бакара» /Корова/

Аят 196: Повеление совершать Хадж и Умру

196. Завершайте хадж и малое паломничество во имя Аллаха. Если вы будете задержаны, то принесите в жертву то, что сможете. Не брейте ваши головы, пока жертвенные животные не достигнут места заклания. А если кто из вас болен или из-за головы своей испытывает страдания, то он должен в качестве искупления поститься, или раздать милостыню, или принести жертву. Если же вы находитесь в безопасности, то всякий, кто совершает малое паломничество и прерываемый хадж, должен принести в жертву то, что сможет. Если же он не сможет сделать этого, то он должен поститься три дня во время хаджа и семь дней после его окончания — всего десять дней. Это распространяется на тех, чья семья не живет в Заповедной мечети. Бойтесь же Аллаха и знайте, что Аллах суров в наказании.

﴿196﴾ وَأَتِمُّوا الْحَجَّ وَالْعُمْرَةَ لِلَّهِ فَإِنْ أُحْصِرْتُمْ فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْيِ وَلَا تَحْلِقُوا رُءُوسَكُمْ حَتَّى يَبْلُغَ الْهَدْيُ مَحِلَّهُ فَمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضًا أَوْ بِهِ أَذًى مِّن رَّأْسِهِ فَفِدْيَةٌ مِّن صِيَامٍ أَوْ صَدَقَةٍ أَوْ نُسُكٍ فَإِذَا أَمِنتُمْ فَمَن تَمَتَّعَ بِالْعُمْرَةِ إِلَى الْحَجِّ فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْيِ فَمَن لَّمْ يَجِدْ فَصِيَامُ ثَلَاثَةِ أَيَّامٍ فِي الْحَجِّ وَسَبْعَةٍ إِذَا رَجَعْتُمْ تِلْكَ عَشَرَةٌ كَامِلَةٌ ذَلِكَ لِمَن لَّمْ يَكُنْ أَهْلُهُ حَاضِرِي الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ وَاتَّقُوا اللَّهَ وَاعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ

Тафсир шейха Мухаммада ибн Салих аль-’Усаймина

Тафсир шейха Мухаммада ибн Салих аль-’Усаймина

196. Завершайте хадж и малое паломничество во имя Аллаха. Если вы будете задержаны, то принесите в жертву то, что сможете. Не брейте ваши головы, пока жертвенные животные не достигнут места заклания. А если кто из вас болен или из-за головы своей испытывает страдания, то он должен в качестве искупления поститься, или раздать милостыню, или принести жертву. Если же вы находитесь в безопасности, то всякий, кто совершает малое паломничество и прерываемый хадж, должен принести в жертву то, что сможет. Если же он не сможет сделать этого, то он должен поститься три дня во время хаджа и семь дней после его окончания — всего десять дней. Это распространяется на тех, чья семья не живет в Заповедной мечети. Бойтесь же Аллаха и знайте, что Аллах суров в наказании.

﴿196﴾ وَأَتِمُّوا الْحَجَّ وَالْعُمْرَةَ لِلَّهِ فَإِنْ أُحْصِرْتُمْ فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْيِ وَلَا تَحْلِقُوا رُءُوسَكُمْ حَتَّى يَبْلُغَ الْهَدْيُ مَحِلَّهُ فَمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضًا أَوْ بِهِ أَذًى مِّن رَّأْسِهِ فَفِدْيَةٌ مِّن صِيَامٍ أَوْ صَدَقَةٍ أَوْ نُسُكٍ فَإِذَا أَمِنتُمْ فَمَن تَمَتَّعَ بِالْعُمْرَةِ إِلَى الْحَجِّ فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْيِ فَمَن لَّمْ يَجِدْ فَصِيَامُ ثَلَاثَةِ أَيَّامٍ فِي الْحَجِّ وَسَبْعَةٍ إِذَا رَجَعْتُمْ تِلْكَ عَشَرَةٌ كَامِلَةٌ ذَلِكَ لِمَن لَّمْ يَكُنْ أَهْلُهُ حَاضِرِي الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ وَاتَّقُوا اللَّهَ وَاعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ

Аллах повелевает совершать умру и хадж в полном объеме. Это включает в себя как совершенство действий в определенное время, так и образ совершения хаджа и умры, чтобы они полностью соответствовали тому, как их совершал Пророк ‎ﷺ.

«…во имя Аллаха…», то есть будучи искренними перед Аллахом в выполнении Его приказов.

«Если вы будете задержаны, то принесите в жертву то, что сможете», то есть если возникнут препятствия для завершения обрядов, то человеку необходимо принести в жертву жертвенное животное.

«الهدي» — это жертвенное животное, предназначенное для закалывания во время хаджа, достигшее возраста «мусинна»[1]. Исходя из слов Пророка ‎ﷺ: «Приносите в жертву только то животное, которое достигло возраста мусинна. Если же это затруднит вас, то можете принести в жертву овец не моложе шести месяцев». Сахих Муслим 5082. Это понятие включает в себя все, что было заколото ради Аллаха во время хаджа, праздника жертвоприношения или акыйки.

«Не брейте ваши головы, пока жертвенные животные не достигнут места заклания», то есть не срезайте ваши волосы бритвой.

«…место заклания», под местом заклания возможно подразумевается время, то есть пока не наступит день его дозволенности, а это праздник жертвоприношения. Но существует достоверный хадис, указывающий, что тот, кто побреет голову до жертвоприношения, не имеет никакого греха[2].

А также возможно, что под «местом заклания» подразумевается само действие по принесению жертвы. И тем самым этот аят касается только тех, кто привел жертвенных животных с собой. Эта мысль подкрепляется хадисом, в котором Ибн Умар передает со слов Хафсы, да будет доволен ими обоими Аллах, что она спросила Пророка ‎ﷺ: «О посланник Аллаха, почему люди вышли из состояния ихрама, совершив умру, а ты не сделал этого после своей умры?» На что он ответил: «Я ведь смазал себе волосы и пометил свой скот, и теперь я не выйду из состояния ихрама, пока не принесу этот скот в жертву». Сахих аль-Бухари 1566.

«А если кто из вас болен или из-за головы своей испытывает страдания…», то есть тот, у кого повреждена голова, или же он здоров, но на голове вши, или что-либо подобное этому, и он был вынужден сбрить волосы, то в этом случае он должен искупить себя от наказания: «…поститься, или раздать милостыню, или принести жертву». При этом он может выбрать из перечисленного то, что действительно сможет выполнить. Посланник Аллаха ‎ﷺ разъяснил, что пост должен длиться три дня, милостыня должна соответствовать кормлению шести бедняков — каждому, как минимум, половину са’, а жертва — в размере одной овцы.

«Если же вы находитесь в безопасности…», то есть если не существует опасности встретить врага, то хадж и умру надо совершать в полном объеме.

«…то всякий, кто совершает малое паломничество и прерываемый хадж, должен принести в жертву то, что сможет», то есть человеку, который совершает хадж «таматту’» в дальнейшем должен принести жертву за то, что он совершил умру «таматту’» и вышел из состояния ихрама.

«…то, что сможет», то есть ему следует принести в жертву то, что ему облегчено в благодарность Аллаху за милость выхода из ихрама.

«Если же он не сможет сделать этого…», то есть если не найдет жертвенного животного или денег, равных стоимости животного, ему следует «…поститься три дня во время хаджа…», то есть в процессе самого хаджа либо три дня его месяцев, а также «…семь дней после его окончания…», то есть если вы вернетесь с хаджа, завершив его обряды, либо после возвращения к семье.

«…всего десять дней» — для усиления смысла того, что их всего десять, не смотря на то, что они поделены.

«Это распространяется на тех, чья семья не живет в Заповедной мечети», то есть на тех, кто не относится к той группе, которая должна заколоть животное по окончанию умры. Некоторые сказали, что под словом «أَهلُه» — «семья» имеется в виду человек, живущий за пределами Заповедной мечети. Но более правильным является мнение, что здесь подразумеается его семья: дети, жена, родители и т.п.

Под словами «не живет в Заповедной мечети» понимается «не живет в Мекке».

«Заповедная мечеть» — слово «заповедная» означает «обладающая почетом». Пророк ‎ﷺ сказал: «и сегодня она вновь стала столь же священной, как и вчера». Сахих аль-Бухари 104.

Между учеными существует разногласие по вопросу, кто относится к тем, кто живет в Заповедной мечети?

Некоторые говорят, что сюда относятся все, кто живет в пределах границы Харама. И тот, кто живет за пределами этой границы, не является из жителей Заповедной мечети. Это мнение передается от Ибн Аббаса и группы праведных предшественников. Также было сказано, что к жителям Заповедной мечети относятся и живущие в пределах микатов. Тем самым, жители Бадра и Джидды тоже попадают сюда.

Другие же считают, что в эту группу входят только жители Мекки и те, кто живут вокруг нее на расстоянии двух дней пути. В таком случае ни жители Бадра, ни жители Джидды не будут входить в эту группу. Полагаем, что более правильным и конкретным является первое мнение.

«Бойтесь же Аллаха и знайте, что Аллах суров в наказании», то есть Аллах сильно наказывает тех, кто не боится Его. А наказание Его заслуживает тот, кто не страшится Аллаха.

Пользы /фауаид/:

  1. Обязательность совершения хаджа и умры полностью, до конца. Исходя из слов Всевышнего: «Завершайте хадж и малое паломничество». И внешне из аята следует, что нет разницы между обязательными обрядами и необязательными. И это мнение подкрепляется тем, что этот аят был ниспослан незадолго до вменения в обязанность хаджа, ког- да Аллах ниспослал аят: «Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому, если они способны проделать этот путь» Сура «Али Имран», аят 97.
  2. Обязанность завершения касается как хаджа, так и умры.
  3. Недопустимо, чтобы кто-то совершил какой-либо из обрядов хаджа и умры за другого. Поэтому человеку запрещается просить кого-либо другого сделать обход, либо бег между Сафой и Марвой, либо стоять на Арафате, либо пребывать в Муздалифе, либо кидать камни, либо ночевать в Мине, так как повеление здесь означает обязательность. В этих словах содержится опровержение тем, кто говорит, что мож- но просить кого-либо сделать какие-либо обряды хаджа вместо себя. Иная сторона вопроса— это возможность выполнить полностью хадж вместо другого, но это другая тема. А вот выполнить часть хаджа вместо другого запрещено.
  4. Предостережение тем, кто пренебрегает бросанием камней во время хаджа, возлагая это на другого без оправдания. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-то внесет в это наше дело то, что не относится к нему, то это будет отвергнуто». Но если у него есть какая-либо причина, которая препятствует совершению этого обряда, например, болезнь или боязнь за себя в сильной давке, если нет другого времени для бросания без давки, то ему можно кого-либо попросить совершить этот обряд вместо себя. И если бы не было указаний на узаконенность этого в действиях сподвижников, то мы бы сказали о дозволенности оставить это дело, как это происходит с другими обязанностями хаджа и умры при невозможности их выполнения. Доказательством тому, что нельзя просить кого-то совершить обряд бросания камней вместо себя без причины, может послужить пример, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не позволил Са’уде бинт Зам’а просить оставить вместо себя замену во время нахождения в Муздалифе, а приказал ей уйти раньше остальных для того, чтобы успеть бросать камни до при- хода всех людей[3]. Ведь если бы просить замены было бы разрешено, то посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил бы ей об этом и не лишал бы ее всех обрядов, которые она пропустила, когда ушла с Муздалифы раньше остальных.
  5. Обязательность искренности по отношению к Аллаху в хадже, и в умре, и во всех делах в целом. То есть завершайте эти обряды только ради Аллаха и не ради кого-либо другого, а также не ради статуса или похвалы людей.
  6. Только в хадже и умре обязательно доводить до конца даже дополнительные обряды. На это указывают слова Аллаха: «Если вы будете задержаны, то принесите в жертву то, что сможете». Мы видим в этом аяте то, что Всевышний не снял обязанности с человека принести жертву даже если его кто-то задержит в пути. В необязательных же видах поклонения, которые не касаются умры и хаджа разрешается не доводить их до конца. Например, передается, что посланник Алла- ха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к своей жене: «Есть ли у вас что-либо?» Она сказала: «Да, у нас есть хис [определенный вид пищи, который они употребляли в то время]». Затем Пророк ‎ﷺ сказал: «Покажи мне его, ведь я сегодня проснулся постящимся», — и когда она ему показала «хис», он поел его. Сахих Муслим 2715. Но как бы там ни было, нежелательно прерывать добровольное поклонение без причины.
  7. Если человека задержали, не дав завершить хадж или умру, то ему разрешается выйти из состояния ихрама. Но ему следует принести в жертву то, что сможет из жертвенных животных.
  8. Аллах не ограничил виды причин задержки, которые подпадают под слова Аллаха: «Если вы будете задержаны, то принесите в жертву то, что сможете». Таким образом, учитывается любая причина, из-за которой человек не в состоянии совершить тот или иной обряд хаджа или умры. В этом случае ему разрешается заколоть то жертвенное животное, которое он сможет. Ученые единогласны в том, что если враг мешает совершить хадж или умру, то это является причиной, указан- ной в аяте, так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не совершил хадж, а зарезал животных во время перемирия в Худайбийе. Что касается других причин, например, болезни, пере- ломов или потери имущества, из-за которых человек не может полностью совершить хадж, то ученые спорят по этому поводу. Одни говорят, что эти причины не относятся к причинам, упомянутым в аяте, а следовательно, ему не разрешается оставлять хадж и резать жертвенное животное в качестве искупления. Они считают, что этот аят ниспослан при перемирии в Худайбийе, когда мусульмане встретились с врагом, поэтому аят устанавливает только эту причину — столкновение с врагом. В качестве доказательства они приводят хадис, в котором сообщается, что ’Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) посланник Аллаха ‎ﷺ пришёл к Дубаа бинт аз-Зубайр и спросил её: «Наверное, ты хочешь совершить хадж?» (В ответ ему) она сказала: «Клянусь Аллахом, я плохо себя чувствую!» Тогда Пророк ‎ﷺ сказал: «Отправляйся в хадж, но сделай оговорку и скажи: “О Аллах, я сниму ихрам там, где Ты задержишь меня”». Сахих аль-Бухари 5089, Сахих Муслим 2902. Если бы ей было разрешено выйти из ихрама, не завершив хадж до конца, по причине болезни, то он не напомнил бы ей об оговорке; она просто не совершила бы этот обряд и заколола животное, но посланник Аллаха ‎ﷺ сказал, что она должна сделать оговорку. Другие ученые утверждают, что этот аят несет общий смысл, и причиной задержки может быть как встреча с врагом, так и другие причины. Действует правило: суть не в ограничении причины, по которой был ниспослан аят, а в общности смысла аята. На вышеупомянутый хадис они ответили тем, что в случае если она оговорится, а болезнь впоследствии удержит ее от выполнения обрядов, от нее не потребуется искупления. А если она не оговорится, то она не сможет выйти из состояния ихрама, кроме как посредством принесения жертвы. Более правильным является второе мнение.
  9. Обязательность заклания животного, если человек не может выполнить какой-либо из обрядов по причине задержки.
  10. Если человек не смог ничего найти для заклания в качестве искупления за задержку в исполнении того или иного обряда, то Аллах не обязал его другим действием. Другие ученые сказали, что если он найдет жертвенное животное, то должен поститься десять дней, а затем вы- ходит из состояния ихрама. Тем самым они привели аналогию с ситуацией, при которой выполняющий хадж таматту’ не может найти жертвенное животное для обряда хаджа. Но эта аналогия не является верной с двух сторон. Первое: по причине противоречия этой аналогии внешнему смыслу аята, так как Аллах в этом аяте не упомянул о каком-либо дополни- тельном действии искупления. Второе: по причине того, что выход из ихрама, совершающего хадж таматту’ совершается по его собственному выбору. А что касается того, кого задержали, то его выход из ихрама совершен по принуждению.
  11. Пропустивший тот или иной обряд по причине задержки не обязан брить голову при освобождении от этого обряда, так как Аллах не упомянул об этом. И это одно из мнений в этом вопросе. Второе же мнение гласит, что он обязан побрить голову, так как это достоверно приходит в Сунне. Ведь Пророк ‎ﷺ приказал побрить голову и разгневался на сподвижников, когда они медлили с выполнением этого приказа. Сахих аль-Бухари 2731, 2732. Так как Пророк ‎ﷺ не гневался по причине оставления людьми желательных действий.
  12. Пропустивший обряд по причине задержки не обязан восполнять пропущенное в этом хадже или умре. Так как Аллах не упомянул об этом. Если восполнение было бы обязательным, то Аллах непременно упомянул бы об этом. И это касается как первого хаджа или умры, так и последующих, носящих уже добровольный характер.
  13. Закалывать можно лишь то животное, которое подходит для принесения в жертву. Вопрос: можно ли кушать мясо этого жертвенного животного или нет? Ответ: его можно кушать полностью. А вот то мясо, которое по- лучено от жертвы за искупление, например, искупление за охоту во время ихрама, нельзя есть самому.
  14. Запретность сбривания головы тому, кто находится в ихраме. Запрет касается как полного, так и частичного сбривания. Ведь если кто-то запретит другому есть хлеб, а тот съест часть его, то нарушит этим запрет.
  15. Запрет о сбривании касается только волос головы, но не касается остальных частей тела, например, усов, подмышек, лобка и пр. И этого придерживались захириты. Но большинство ученых сказали, что является запретным сбривать что-либо с тела, даже волосы с лобка, приведя аналогию с волосами головы. Но эта аналогия не правильна с двух сторон. Первое: эта аналогия противоречит внешнему смыслу этого аята. Второе: между волосами головы и волосами других частей тела много различий. Например, выход из ихрама связывается с бритьем головы. Другой вопрос: можно ли провести аналогию бритья волос головы со стрижкой ногтей? Ответ: это не возможно, так как ногти не являются волосами. И также они не растут на голове. Но большинство ученых считают, что стрижка ногтей в состоянии ихрама запрещена, исходя из аналогии с бритьем волос головы. Но, учитывая мнение большинства, то из предосторожности лучше удержаться от бритья волос на теле и стрижки ногтей.
  16. Запретным называется только то, что называется бритьем. А что касается выщипывания волос или выдергивания и т. п., то это не считается бритьем. Это тот вопрос, в котором ученые разошлись во мнении. Одни ученые сказали, что необходимо искупление даже за один выдернутый волос. И если человек выдернул один волос, то он должен накормить одного бедняка, если выдернул два волоска, то накормить двух бедняков. А за выдергивание трех и более волосков, человек должен зарезать жертвенное животное, или накормить шесть бедняков по половине са’ каждому, либо держать пост три дня. Другие ученые сказали, что решение об искуплении связывается лишь со сбриванием четверти головы, а все, что меньше четверти, не вызывает искупления. И нет сомнения, что на это решение нет довода, и тем самым это мнение является слабым. Другие же сказали, что искупление связывается со сбриванием большей части волос головы по причине страдания, и этого мнения придерживался имам Малик. И это мнение является более правильным. Если кто-то спросит: Каков ваш довод на это деление? Ответим: Слова Всевышнего Аллаха «Не брейте ваши головы, пока жертвенные животные не достигнут места заклания» несут общий смысл; и все, что можно назвать бритьем, запрещено этим аятом. Затем сказал Всевышний: «А если кто из вас болен или из-за головы своей испытывает страдания, то он должен в качестве искупления поститься, или раздать милостыню, или принести жертву», — и сделал Аллах обязательным искупление лишь в том случае, когда бритьем волос головы устранится страдание человека. И если мы представим, что у человека есть вши и он побрил на голове небольшую часть волос, но это не избавило его от страдания, то тем самым нет на нем искупления, и на это указывает действие посланника Аллаха ‎ﷺ. Так как, будучи в состоянии ихрама, он сделал хиджаму на темечки головы. Сахих аль-Бухари 1836, Сахих Муслим 2886. И известно, что для выполнения хиджамы головы необходимо побрить какую-то часть волос, и не передается ни в одном хадисе, что Пророк ‎ﷺ совершил искупление после этого. И все это указывает на то, что искупление связано лишь с тем количеством сбриваемых волос головы, посредством которого возможно устранения страдания, а это не может быть малым количеством волос.
  17. Волосы сбривать можно только после того, как будут заколоты жертвенные животные. Это мнение многих ученых. Но приходят достоверные хадисы, указывающие на дозволенность бритья головы до жертвоприношения или после него. Так как Пророк ‎ﷺ был спрошен в праздник жертвоприношения об этом, на что он ответил: «Делай, и нет в этом греха». Сахих аль-Бухари 894, Сахих Муслим 3156.
  18. Допустимость сбривания головы по причине болезни и страдания.
  19. Тот, кто сбрил голову раньше времени, обязан либо поститься три дня, либо накормить шесть бедняков — каждому по половине са’, либо заколоть одну овцу, которую необходимо раздать бедным, как пришло в Сунне, ведь Сунна разъясняет Коран.
  20. Вид искупления можно выбирать самому.
  21. Облегчение рабам Аллаха в том, что Он предоставил им выбор в искуплении.
  22. Искупление в этом случае должно быть в том же месте, где был совершен грех, кроме держания поста. Но спешить с выполнением искупления в виде держания поста предпочтительнее.
  23. Искупление считается заменой наказания за грех.
  24. Совершение запретных действия во время ихрама не портит хадж. Хотя в других видах поклонения запретные действия портят поклонение. И ученые указали на одинаковое искупление за совершение запретных действий во время хаджа, кроме половой близости и охоты.
  25. Разрешение приезжать на умру, совершать ее, потом пребывать в Мекке до наступления хаджа — то есть совершать хадж таматту’. Хотя арабы до ислама считали это одним из самых великих грехов.
  26. Если человек закончил выполнение умры, то стало ему дозволенным все, что было запрещено во время ихрама.
  27. Хадж того, кто не закончил умру, не может называться хаджем таматту’.
  28. Не является обязательным брать деньги в долг для покупки жертвенного животного, даже если человек является богатым.
  29. Облегчение Аллаха для рабов в том, что Он сказал: «…то принесите в жертву то, что сможете». И вся религия, от ее начала и до ее конца, основана на облегчении.
  30. Красноречие Корана в том, что Аллах в некоторых местах этого аята сократил предложения, тем самым добавив им смысл.
  31. Тем, кто не смог найти жертвенное животное или денег на его покупку, необходимо поститься три дня во время хаджа, начиная со времени его вхождения в ихрам для совершения умры и до последнего дня ташрика. При этом он не постится в праздничный день по причине запрета. И не следует ему поститься в день Арафата для того, чтобы посвятить себя мольбе и поминаниям Аллаха, будучи активным.
  32. Держание поста семи дней во время хаджа запрещено. Исходя из слов Всевышнего: «…и семь дней после его окончания».
  33. Дозволенность поститься все три дня подряд, а также с перерывом между ними. Дозволенность поститься все семь дней подряд, а также с перерывом между ними. И если бы последовательность в держании поста была обязательной, то Аллах обязательно упомянул бы ее.
  34. Облегчение Аллаха Своим рабам в том, что большая часть поста выполняется после хаджа.
  35. Жертвенное животное или то, что его замещает из поста, не является обязательным для жителей Заповедной мечети.
  36. Достоинство Заповедной мечети. По той причине, что Аллах описал ее качеством запретности. И из ее запретности — запрет сражаться в ней, охотиться на ее территории, уничтожать растительность и т.д.
  37. Обязательность богобоязненности и угроза тем, кто не хочет повиноваться Аллаху.
  38. Важность знания о том, что наказание Аллаха сурово.
  39. Наказание Аллаха не противоречит Его милости, ведь Его гневу пред- шествует милость, и только потом Аллах наказывает человека. Если Аллах накажет того, кто достоин наказания, то это является милостью по отношению к нему, так как это наказание является искуплением за его грех в этом мире.
  40. Суровость в наказании — доказательство совершенства мощи Аллаха. И не описывается Аллах ничем из качеств, кроме описания качества- ми совершенства.

Примечание:

Многие из людей говорят человеку, совершившему проступок, находясь в ихраме: «Тебе следует принести жертву в качестве искупления», — даже если он почесал голову и его волос упал с головы. И это требование принести жертву является ошибкой. Во-первых, по той причине, что это противоречит приказу Аллаха, ведь Аллах приказал совершить одно действие из трех. Во-вторых, дополнительное проливание крови в дни жертвоприношения в большинстве происходит напрасно, никто не извлекает пользу из этого. В-третьих, по той причине, что происходит скрывание решений Аллаха, так как если люди будут только приносить жертву, то по- лучится, что за этот проступок нет поста и кормление бедняка.

Следовательно, требующим знания следует выбирать одно из двух. Либо учитывать легчайшее и выносить решение в соответствии с этим, либо давать выбор одного из трех видов искупления самому человеку.

[1] Мусинна — это любое животное из числа верблюдов, коров, коз и овец, достигшие возраста, когда у них появляются постоянные передние зубы-резцы. Для коров — это два года, для овец и коз — это год, а для верблюдов — пять лет.

[2] Передают со слов ’Абдуллаха бин ’Амра, да будет доволен Аллах ими обоими, что во время прощального паломничества посланник Аллаха ‎ﷺ (на какое-то время) задержался в Мине из-за людей, задававших ему вопросы. Один человек подошёл к нему и сказал: «По невнимательности я обрил голову до того, как принёс (свой скот в) жертву». (Пророк ‎ﷺ) сказал: «Ничего, принеси жертву (сейчас)». (Потом) к нему подошёл другой (человек) и сказал: «По невнимательности я принёс жертву до того, как начал бросать камни в идолов». Пророк ‎ﷺ сказал: «Ничего, бросай (сейчас)», и о чём бы (в тот день люди) ни спрашивали его относительно сделанного ими раньше или позже, чем нужно, он неизменно говорил в Ответ: «Ничего, сделай (это сейчас)». Хадис передал аль-Бухари, 83.

[3] Сообщается, что ’Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Когда) мы остановились в Муздалифе, Са’уда, которая была медлительной женщиной, попросила у Пророка ‎ﷺ разрешения покинуть (это место пораньше, чтобы не оказаться) в толпе людей, и он позволил ей это. И она покинула (Муздалифу), прежде чем началось столпотворение; мы же остались там до утра, а потом отправились (в Мину вместе с Пророком ‎ﷺ и, если бы я обратилась к посланнику Аллаха ‎ﷺ c такой же просьбой, как и Са’уда, это порадовало бы меня больше всего!» аль-Бухари, 1681.

Тафсир аль-Багауи

Тафсир аль-Багауи

196. Завершайте хадж и малое паломничество во имя Аллаха. Если вы будете задержаны, то принесите в жертву то, что сможете. Не брейте ваши головы, пока жертвенные животные не достигнут места заклания. А если кто из вас болен или из-за головы своей испытывает страдания, то он должен в качестве искупления поститься, или раздать милостыню, или принести жертву. Если же вы находитесь в безопасности, то всякий, кто совершает малое паломничество и прерываемый хадж, должен принести в жертву то, что сможет. Если же он не сможет сделать этого, то он должен поститься три дня во время хаджа и семь дней после его окончания — всего десять дней. Это распространяется на тех, чья семья не живет в Заповедной мечети. Бойтесь же Аллаха и знайте, что Аллах суров в наказании.

﴿196﴾ وَأَتِمُّوا الْحَجَّ وَالْعُمْرَةَ لِلَّهِ فَإِنْ أُحْصِرْتُمْ فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْيِ وَلَا تَحْلِقُوا رُءُوسَكُمْ حَتَّى يَبْلُغَ الْهَدْيُ مَحِلَّهُ فَمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضًا أَوْ بِهِ أَذًى مِّن رَّأْسِهِ فَفِدْيَةٌ مِّن صِيَامٍ أَوْ صَدَقَةٍ أَوْ نُسُكٍ فَإِذَا أَمِنتُمْ فَمَن تَمَتَّعَ بِالْعُمْرَةِ إِلَى الْحَجِّ فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْيِ فَمَن لَّمْ يَجِدْ فَصِيَامُ ثَلَاثَةِ أَيَّامٍ فِي الْحَجِّ وَسَبْعَةٍ إِذَا رَجَعْتُمْ تِلْكَ عَشَرَةٌ كَامِلَةٌ ذَلِكَ لِمَن لَّمْ يَكُنْ أَهْلُهُ حَاضِرِي الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ وَاتَّقُوا اللَّهَ وَاعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ

«وَأَتِمُّوا الْحَجَّ وَالْعُمْرَةَ لِلَّهِ»

«Завершайте хадж и малое паломничество во имя Аллаха». Ученые разногласят относительно слова «завершайте». Некоторые из них сказали: «Это значит совершить их со всеми обрядами, границами и суннами», — и это мнение ибн ‘Аббаса, ‘Алькамы, Ибрахима ан-Наха’и и Муджахида.

Столпов хаджа пять: нахождение в ихраме, стояние на ‘Арафате, тауаф зияра (обход Каабы ради посещения), ритуальный бег между Сафа и Маруа, сбривание или укорачивание волос головы.

Саид ибн Джубейр и Таус сказали: «Завершить хадж и умру – значит войти в них в состоянии ихрама по отдельности, совершив каждый из них отдельно».

Катада сказал: «Завершить умру – значит совершить ее не в запретные месяцы. Если же умра совершается в месяц хаджа, и человек остаётся там до тех пор, пока не настанет время хаджа, то это хадж таматту’. Тогда он обязан совершить жертвоприношение, если у него будет на то возможность, либо поститься, если не найдет жертвенное животное. Под окончанием хаджа подразумевается выполнение всех его обрядов таким образом, чтобы он не был  обязан совершить жертвоприношение по причине того, что он совершил хадж кыран или хадж таматту’».

Ад-Даххак сказал: «Завершить хадж и умру – значит расходовать на них имущество, которое является дозволенным, и не делать то, что запретил Всевышний Аллах».

Суфьян ас-Саури сказал: «Завершить хадж и умру – значит выйти из дома только для совершения хаджа или умры, а не ради торговли или другой нужды».

 

«فَإِنْ أُحْصِرْتُمْ»

«Если вы будете задержаны». Ученые разногласят относительно того, что же является задержкой — الإحصار, позволяющей вошедшему в ихрам человеку, выйти из него, не совершив хаджа или умры. Некоторые ученые сказали что все, что мешает находящемуся в ихраме человеку добраться до Ка’абы: враг, болезнь, рана, лишение имущества, потеря верхового животного – все это дозволяет человеку выйти из ихрама. Об этом говорили ибну Мас’уд, Ибрахим ан-Наха’и, аль-Хасан, Муджахид, ‘Ата, Катада, ‘Уруату бну аз-Зубейр, Суфьян ас-Саури и жители Ирака. Они привели в довод хадис, передаваемый от Хаджаджа бну ‘Амира аль-Ансари, который сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто сломает себе что-то, или подвернет (вывихнет) ногу, тот должен выйти из состояния ихрама и совершить хадж на следующий год».

Другая группа ученых сказала, что не дозволено выходить из ихрама, если только его не арестует какой-нибудь враг. Это мнение принадлежит ибн ‘Аббасу, который сказал: «Под задержкой может подразумеваться только задержка врагом». Этого мнения придерживались также Ахмад, аш-Шафи’и и Исхак.

Затем задержанный человек выходит из ихрама, совершив жертвоприношение и побрив голову. В качестве жертвоприношения он может зарезать одного барана – об этом говорит Всевышний Аллах словами:

 

«فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْيِ»

«то принесите в жертву то, что сможете».

Большинство ученых сказали, что он должен принести жертвоприношение там, где был задержан, поскольку Пророк ﷺ сделал жертвоприношение в год Худайбии в том месте, где его ﷺ остановили.

Другие же сказали, что задержанный паломник, оставаясь в состоянии ихрама, отправляет свое жертвенное животное к Хараму, и договаривается с тем, кто зарежет это животное там, и лишь после этого выходит из ихрама. Это мнение жителей Ирака.

Слова Всевышнего: فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْيِ  — «то принесите в жертву то, что облегчено» означают, что он должен принести в жертву то животное, которое ему облегчено, то есть принеси в жертву то, что сможет.

الهدي – это множественное число от هدية, и это название всего, что приносится в жертву у Дома Аллаха, приближаясь к Аллаху.

То, что облегчено – это баран. Об этом сказали ‘Али ибн абу Талиб и ибн ‘Аббас, поскольку это самое легкое.

Аль-Хасан, Катада сказали: «Самое лучшее из облегченного – это верблюд, среднее – корова, и самое малое – баран».

 

«وَلَا تَحْلِقُوا رُءُوسَكُمْ حَتَّى يَبْلُغَ الْهَدْيُ مَحِلَّهُ»

«Не брейте ваши головы, пока жертвенные животные не достигнут места заклания». Ученые разногласят относительно места, достигнув которого человеку можно будет выйти из ихрама.

Некоторые из ученых сказали: «Это то место, где он был задержан, вне зависимости от того, находится он на запретной территории или нет. А слово место مَحِلَّهُ   означает то место, где он зарежет жертвенное животное».

Другие же сказали: «Местом, где приносится жертвоприношение задержанного паломника, является запретная территория. Если он совершал хадж, то время его выхода из ихрама – день жертвоприношения. Если он совершал умру, то время его выхода из ихрама –  тот день, когда его жертвенное животное дойдёт до запретной территории».

 

«فَمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضًا أَوْ بِهِ أَذًى مِّن رَّأْسِهِ»

«А если кто из вас болен или из-за головы своей испытывает страдания». Смысл аята: «Не брейте ваши головы, когда вы находитесь в ихраме, если только не будете вынуждены побрить голову по причине болезни, головной боли или страданий, причиняемых вшами».

 

«فَفِدْيَةٌ»

«то он должен в качестве искупления».  Здесь есть подразумеваемое слово, то есть: «Если же он побрил волосы на голове, то в качестве искупления, должен накормить или поделить искупление среди шести бедняков, или принести в жертву барана, или же поститься три дня».

 

«مِّن صِيَامٍ»

«поститься» три дня [тому, кто заболел и побрил голову]

 

«أَوْ صَدَقَةٍ أَوْ نُسُكٍ»

«или раздать милостыню, или принести жертву». Милостыню в размере три са’а на шесть бедняков, каждому бедняку по пол са’; либо принести жертву, т.е. человек должен зарезать животное, лучшее из которых – верблюд, среднее – корова, наименьшее – баран. Он может принести в жертву то, что пожелает из этого.

Человек выбирает искупительное действие по своим возможностям: у него есть выбор между жертвоприношением, постом и раздачей милостыни. Человек в ихраме должен совершить жертвоприношение или кормление бедняков именно в Мекке, а милостыню раздать тем беднякам, которые находятся на запретной территории.

Исключением является жертвоприношение задержанного паломника — он приносит жертву там, где был задержан. Что касается поста, то он может поститься там, где пожелает.

 

«فَإِذَا أَمِنتُمْ»

«Если же вы находитесь в безопасности», т.е. перестанете бояться, или излечитесь от болезни

 

«فَمَن تَمَتَّعَ بِالْعُمْرَةِ إِلَى الْحَجِّ فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْيِ»

«то всякий, кто совершает малое паломничество и прерываемый хадж, должен принести в жертву то, что сможет». Ученые разногласят относительно المتعة. ‘Абдуллах ибн аз-Зубейр склонился к тому, что его смысл заключается в следующем: «Кто был задержан так, что пропустил хадж, и, не освободившись от ихрама, прибыл в Мекку, тот, совершив умру, выходит из ихрама. Затем он наслаждается тем, что ему дозволено выйти из ихрама таким образом. Эта умра будет засчитана до следующего года, а потом он обязан совершить хадж. И это было наслаждением, что он, совершив умру, вышел из ихрама до второго ихрама на следующий год».

Другие же сказали: «Это значит: «Когда вы будете в безопасности, и выйдете из ихрама после задержки, и, еще не совершив вашу умру, отложите ее до следующего года, и потом совершите эту умру в месяцы хаджа, а затем выйдете из ихрама, то вы можете наслаждаться тем, что вышли из ихрама до наступления хаджа, а затем снова входите в ихрам для хаджа. В таком случае, вы обязаны зарезать то, что вам облегчено». Это мнение ‘Алькамы, Ибрахима ан-Наха’и, Са’ида бну Джубейра.

Ибн ‘Аббас, ‘Ата и другие сказали: «Этот человек, который приезжает из далека [из-за границ миката] в месяцы хаджа, совершает умру, и, выйдя из ихрама, находится в Мекке до тех пор, пока не придут дни хаджа. Затем совершает хадж в этот же год, и, выйдя из ихрама после умры, наслаждается своим состоянием, пока опять не войдет в ихрам для совершения хаджа. И смысл слова التمتع – это значит после совершения умры и освобождения от ихрама, он наслаждается дозволенными благами (которые были запрещены в состоянии ихрама) до тех пор, пока он не войдет в ихрам для хаджа».

 

«فَمَن لَّمْ يَجِدْ»

«Если же он не сможет сделать этого», т.е. совершить жертвоприношение

 

«فَصِيَامُ ثَلَاثَةِ أَيَّامٍ فِي الْحَجِّ»

«то он должен поститься три дня во время хаджа», т.е. поститесь три дня: день до дня Таруия (7-ой день Зуль-Хиджа), в день Таруия (день перед ‘Арафа, 8-ой день Зуль-Хиджа), и в день ‘Арафа. Если он будет поститься до того, как войдет в ихрам для хаджа – это дозволено. Большинство ученых говорили о недозволенности поститься в день жертвоприношения, и в дни ташрика. Другие же сказали о дозволенности поститься три дня в дни ташрика. (Дни ташрика – это следующие три дня после дня жертвоприношения, т.е. 11,12,13 дни месяца Зуль-Хиджа. – Прим.редак.). Подобное передается от Айши, ибну Умара, ибну Зубейра. Этого мнения придерживались также Малик, аль-Ауза’и, Ахмад и Исхак.

 

«وَسَبْعَةٍ إِذَا رَجَعْتُمْ»

«и семь дней после его окончания», т.е. поститесь семь дней, когда вернетесь к своей семье и к себе домой. Если он будет поститься до того, как вернется к своей семье, то это не дозволено и это мнение большинства ученых. Это передается от ибну ‘Умара и ибн ‘Аббаса.

Сказано также: «Дозволено поститься оставшиеся семь дней после того, как человек закончит хадж. Это и имеется в виду под возвращением, упомянутом в аяте».

 

«تِلْكَ عَشَرَةٌ كَامِلَةٌ»

«всего десять дней», т.е. полных десять дней. Это упомянуто для подтверждения, поскольку арабы плохо разбирались в математике, и поэтому была нужда в том, чтобы им подробно разъяснялось количество тех или иных вещей.

Так же сказано: «Здесь что-то пришло раньше, что-то – позже. Имеется в виду пост в течение десяти дней: три дня в хадже, и семь дней после возвращения домой – это и будет полных десять дней.

Так же сказано: «Под полнотой подразумевается полнота награды».

Так же сказано: «Полный – то есть заменит собой жертвоприношение».

Так же сказано: «Под полнотой подразумевается полноценность ее условий и границ».

Так же сказано: «Это пришло в утвердительной форме, но подразумевается приказ, то есть сделайте полным и не убавляйте».

 

«ذَلِكَ»

«Это», т.е. это постановление

 

«لِمَن لَّمْ يَكُنْ أَهْلُهُ حَاضِرِي الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ»

«распространяется на тех, чья семья не живет в Заповедной мечети». Ученые разошлись во мнениях относительно тех, кто считается находящимися у Заповедной мечети حَاضِرِي الْمَسْجِدِ الْحَرَام? Некоторые сказали, что подразумеваются жители Мекки. Это мнение Малика.

Другие сказали, что это житель запретной территории. Об этом сказал и Таус.

Ибну Джурайх сказал: «Это те, кто находятся на ‘Арафа, Раджи‘ и Даджнан».

Аш-Шафии сказал: «Все те, кто живут между Меккой и территорией, которая считается минимальным расстоянием пути, и того, что меньше этого. Они и считаются теми, кто находится у Заповедной мечети». Такого мнения  придерживаются и ханафиты.

Жертвоприношение кырана подобно жертвоприношению таматту’. Что касается мекканцев, то если они совершают хадж кыран или хадж таматту’, то они не обязаны совершать жертвоприношение»

 

«وَاتَّقُوا اللَّهَ»

«Бойтесь же Аллаха» в исполнении Его приказов

 

«وَاعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ»

«и знайте, что Аллах суров в наказании», если кто-то нарушит Его запреты.