Чтение аята 197 суры «аль-Бакара» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.
Чтение аята 197 суры «аль-Бакара» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.
﴾ سورة البقرة ﴿
197. Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом. Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность. Бойтесь же Меня, о обладающие разумом!
﴿197﴾ الْحَجُّ أَشْهُرٌ مَّعْلُومَاتٌ فَمَن فَرَضَ فِيهِنَّ الْحَجَّ فَلَا رَفَثَ وَلَا فُسُوقَ وَلَا جِدَالَ فِي الْحَجِّ وَمَا تَفْعَلُوا مِنْ خَيْرٍ يَعْلَمْهُ اللَّهُ وَتَزَوَّدُوا فَإِنَّ خَيْرَ الزَّادِ التَّقْوَى وَاتَّقُونِ يَا أُولِي الْأَلْبَابِ
197. Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом. Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность. Бойтесь же Меня, о обладающие разумом!
﴿197﴾ الْحَجُّ أَشْهُرٌ مَّعْلُومَاتٌ فَمَن فَرَضَ فِيهِنَّ الْحَجَّ فَلَا رَفَثَ وَلَا فُسُوقَ وَلَا جِدَالَ فِي الْحَجِّ وَمَا تَفْعَلُوا مِنْ خَيْرٍ يَعْلَمْهُ اللَّهُ وَتَزَوَّدُوا فَإِنَّ خَيْرَ الزَّادِ التَّقْوَى وَاتَّقُونِ يَا أُولِي الْأَلْبَابِ
«Хадж совершается в известные месяцы», то есть обряд хаджа совершается в определенные месяцы: шавваль, зуль-ка’да, зуль-хиджа.
«Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы…» — время совершения хаджа начинается с первой ночи месяца шавваль и длится до наступления рассвета в день жертвоприношения, но при этом необходимо отвести достаточное время для того, чтобы посетить Арафат.
«…тот не должен вступать в половую близость…» — имеется в виду совокупление с женой и то, что приводит к этому.
«…совершать грехи…», то есть не выходить из подчинения Аллаху, совершая грехи, особенно если это касается обрядов, как, например, те вещи, которые запрещаются во время ихрама.
«…вступать в споры во время хаджа» — имеются в виду споры как относительно самого хаджа, так и его положений, а также ссоры между людьми в бытовых вопросах. Как например, споры относительно времени, в которое хадж был вменен в обязанность людям, либо споры относительно столпов хаджа, его обязательных частей, споры по вопросам торговли,
цен на товары.
«Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом» — то есть Аллах охватывает это Своим знанием. После того как Всевышний запретил плохие вещи, Он перешел к побуждению людей к добру.
«Берите с собой припасы», то есть берите себе припасы для питания вашего тела и ваших сердец. А припасы для питания сердец — это самый лучший вид припасов. Как сказал Всевышний: «…но лучшим припасом является богобоязненность».
«Бойтесь же Меня, о обладающие разумом!» — Всевышний обращается к тем, у кого есть разум, так как они понимают значение богобоязненности и ее плодов. А что касается глупцов, то они этого не поймут.
[1] Слова, которые произносятся с момента вхождения человека в состояние ихрама до того момента, пока не достигнет Мекки, а это «ЛаббайкаЛлахумма лабайка лабайка ла шарика лака лаббайка инналь-хамда уан-ниъмата лака уаль-мульк ла шарика лака лаббайк».
197. Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом. Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность. Бойтесь же Меня, о обладающие разумом!
﴿197﴾ الْحَجُّ أَشْهُرٌ مَّعْلُومَاتٌ فَمَن فَرَضَ فِيهِنَّ الْحَجَّ فَلَا رَفَثَ وَلَا فُسُوقَ وَلَا جِدَالَ فِي الْحَجِّ وَمَا تَفْعَلُوا مِنْ خَيْرٍ يَعْلَمْهُ اللَّهُ وَتَزَوَّدُوا فَإِنَّ خَيْرَ الزَّادِ التَّقْوَى وَاتَّقُونِ يَا أُولِي الْأَلْبَابِ
«الْحَجُّ أَشْهُرٌ مَّعْلُومَاتٌ»
«Хадж совершается в известные месяцы». Время совершения Хаджа известно, и это – Шаууаль, зуль-Кы’да и девять дней из зуль-Хиджа, до наступления фаджра в День Жертвоприношения. Передается от ибну ‘Умара: «Шаууаль, зуль-Кы’да и десять дней из зуль-Хиджа». Все это правильно, и нет противоречия в этих словах. Тот, кто сказал десять, имел в виду ночи, а тот, кто сказал девять, имел в виду дни. Последний из этих дней – день ‘Арафа, и это девятый день месяца зуль-Хиджа.
В аяте слово месяцы أَشْهُرٌ стоит во множественном числе, хотя это только два месяца и часть третьего. Арабы называют время полным, вне зависимости от того, является ли оно полным или нет. [То есть часть месяца в этом аяте так же названа месяцем, как будто это полный месяц. – Прим.перев.]. Говорят, например: «Я пришел к тебе в четверг», хотя он был у него только час из этого дня.
‘Уруа бну Зубайр и другие сказали: «Под месяцами подразумеваются Шаууаль, зуль-Кы’да и зуль-Хиджа полностью, поскольку паломник после стояния на ‘Арафа продолжает совершать некоторые действия, например: бросает камешки, бреет голову, делает тауаф зияра, проводит ночь в долине Мина — все это относится к Хаджу»
«فَمَن فَرَضَ فِيهِنَّ الْحَجَّ»
«Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы», т.е. кто обязал себя хаджем, войдя в ихрам и начав произносить тальбию
«فَلَا رَفَثَ وَلَا فُسُوقَ»
«тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи». Ученые разногласят относительно слова رَفَث.
Ибну Мас’уд, ибну ‘Аббас, ибну ‘Умар сказали: «Это половая близость». Такого же мнения придерживаются аль-Хасан, Муджахид, ‘Амр бну Динар, Катада, ‘Икрима, ар-Раби‘, Ибрахим ан-Наха‘и.
‘Али бну аби Тальха передал от ибн ‘Аббаса: «Это близость с женщиной, поцелуи, подмигивания, заигрывание с ней словами [которые побуждают к близости]».
Таус сказал: «Намек женам на близость, и упоминание об этом перед ними [это связано именно с женщинами]».
‘Ата сказал: «Это слова мужчины, находящегося в ихраме, своей жене: «Когда я выйду из ихрама, то возьму тебя».
Так же сказано: «Это – мерзость и мерзкие слова».
Что касается слова الفسوق – нечестия, то ибн ‘Аббас сказал: «Это все грехи». Это мнение также и Тауса, аль-Хасана, Са‘ида бну Джубейра, Катады, аз-Зухри, ар-Раби‘а, аль-Куразы.
Ибну ‘Умар сказал: «Это то, что запрещено совершать на Запретной Территории в состоянии ихрама, как то: охота, подстригание ногтей, бритье (подстригание) волос и тому подобное».
Ибрахим, ‘Ата и Муджахид сказали: «Это поношение».
Ад-Даххак сказал: «Это обзывание прозвищами».
«وَلَا جِدَالَ فِي الْحَجِّ»
«и вступать в споры во время хаджа».
Ибну Мас‘уд и ибн ‘Аббас сказали: «جِدَال – это спор с товарищем, гневящий его [или пока он сам не разгневается]». Это мнение также и ‘Амра бну Динара, Са‘ида бну Джубейра, ‘Икримы, аз-Зухри, ‘Ата, Катады.
Аль-Касим бну Мухаммад сказал: «Это когда некоторые говорят: «Хадж сегодня, — а другие говорят, — хадж завтра».
Куразы сказал: «Курайшиты, когда собирались в Мине, говорили: «Наш хадж полноценнее вашего, — другие же им отвечали, — нет, наш хадж полноценнее вашего».
Мукатиль сказал: «Это когда Пророк ﷺ сказал им во время Прощального хаджа, когда они вошли в ихрам: «Поменяйте ваше намерение в ихраме совершить хадж на совершение умры, кроме тех, кто вел с собой жертвенное животное». Они ответили: «Как мы совершим умру, если вознамерились совершить хадж?». И это был их спор».
Ибну Зейд сказал: «Среди арабов было разногласие относительно того, где останавливаться в день ‘Арафа. Каждый из них утверждал, что то место, где он остановился – это место стояния Ибрахима, и они спорили об этом».
Так же сказано: «Это то, на чем были люди джахилии. Некоторые из них стояли на ‘Арафа, некоторые – в Муздалифа, некоторые из них совершали хадж в месяце Зуль-Кы’да, а некоторые – в зуль-Хиджа. Каждый из них говорил: «То, что делаем мы, является правильным».
Тогда Всевышний упоминая об этом, сказал: «Не вступайте в споры во время хаджа — وَلَا جِدَالَ فِي الْحَجِّ», то есть совершайте хадж так, как его совершал Пророк ﷺ, и не должно быть разногласий после этого.
«وَمَا تَفْعَلُوا مِنْ خَيْرٍ يَعْلَمْهُ اللَّهُ»
«Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом». Не скрыты от Него ваши добрые дела, за которые вы будете вознаграждены.
«وَتَزَوَّدُوا فَإِنَّ خَيْرَ الزَّادِ التَّقْوَى»
«Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность». Этот аят ниспослан о некоторых людях из Йемена, которые выходили в хадж без припасов и говорили: «Мы уповающие на Аллаха, — и добавляли, — Мы совершаем паломничество к Дому Аллаха, разве Он нас не накормит». Когда же они достигали Мекки, то начинали выпрашивать у людей, а иногда бывало так, что им приходилось грабить и воровать. И Всевышний упоминая их, сказал: وَتَزَوَّدُوا – «Берите с собой припасы», то есть то, с помощью чего вы достигнете [Харама], и будете избавлены от попрошайничества.
Некоторые толкователи Корана сказали: «Берите с собой пряники, изюм, ячменную муку, финики и тому подобное».
فَإِنَّ خَيْرَ الزَّادِ التَّقْوَى – «но лучшим припасом является богобоязненность», то есть лучше, чем просить у людей и грабить.
«وَاتَّقُونِ يَا أُولِي الْأَلْبَابِ»
«Бойтесь же Меня, о обладающие разумом!» — о те, кто обладают разумом.