Чтение аята 197 суры «аль-Бакара» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.

﴾ سورة البقرة ﴿

Сура «аль-Бакара» /Корова/

Аят 197: Хадж совершается в известные месяцы

197. Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом. Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность. Бойтесь же Меня, о обладающие разумом!

﴿197﴾ الْحَجُّ أَشْهُرٌ مَّعْلُومَاتٌ فَمَن فَرَضَ فِيهِنَّ الْحَجَّ فَلَا رَفَثَ وَلَا فُسُوقَ وَلَا جِدَالَ فِي الْحَجِّ وَمَا تَفْعَلُوا مِنْ خَيْرٍ يَعْلَمْهُ اللَّهُ وَتَزَوَّدُوا فَإِنَّ خَيْرَ الزَّادِ التَّقْوَى وَاتَّقُونِ يَا أُولِي الْأَلْبَابِ

Тафсир шейха Мухаммада ибн Салих аль-’Усаймина

Тафсир шейха Мухаммада ибн Салих аль-’Усаймина

197. Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом. Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность. Бойтесь же Меня, о обладающие разумом!

﴿197﴾ الْحَجُّ أَشْهُرٌ مَّعْلُومَاتٌ فَمَن فَرَضَ فِيهِنَّ الْحَجَّ فَلَا رَفَثَ وَلَا فُسُوقَ وَلَا جِدَالَ فِي الْحَجِّ وَمَا تَفْعَلُوا مِنْ خَيْرٍ يَعْلَمْهُ اللَّهُ وَتَزَوَّدُوا فَإِنَّ خَيْرَ الزَّادِ التَّقْوَى وَاتَّقُونِ يَا أُولِي الْأَلْبَابِ

Толкование /тафсир/

«Хадж совершается в известные месяцы», то есть обряд хаджа совершается в определенные месяцы: шавваль, зуль-ка’да, зуль-хиджа.

«Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы…» — время совершения хаджа начинается с первой ночи месяца шавваль и длится до наступления рассвета в день жертвоприношения, но при этом необходимо отвести достаточное время для того, чтобы посетить Арафат.

«…тот не должен вступать в половую близость…» — имеется в виду совокупление с женой и то, что приводит к этому.

«…совершать грехи…», то есть не выходить из подчинения Аллаху, совершая грехи, особенно если это касается обрядов, как, например, те вещи, которые запрещаются во время ихрама.

«…вступать в споры во время хаджа» — имеются в виду споры как относительно самого хаджа, так и его положений, а также ссоры между людьми в бытовых вопросах. Как например, споры относительно времени, в которое хадж был вменен в обязанность людям, либо споры относительно столпов хаджа, его обязательных частей, споры по вопросам торговли,
цен на товары.

«Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом» — то есть Аллах охватывает это Своим знанием. После того как Всевышний запретил плохие вещи, Он перешел к побуждению людей к добру.

«Берите с собой припасы», то есть берите себе припасы для питания вашего тела и ваших сердец. А припасы для питания сердец — это самый лучший вид припасов. Как сказал Всевышний: «…но лучшим припасом является богобоязненность».

«Бойтесь же Меня, о обладающие разумом!» — Всевышний обращается к тем, у кого есть разум, так как они понимают значение богобоязненности и ее плодов. А что касается глупцов, то они этого не поймут.

Пользы /фауаид/

  1. Значимость хаджа в том, что Всевышний Аллах назначил определенные месяцы для его исполнения, несмотря на то что хадж совершается за шесть дней. Всевышний Аллах предоставил три месяца для безопасного совершения хаджа. Дней безопасности после совершения хаджа меньше, чем до него: до начала хадж есть два месяца и семь дней, а после него — только семнадцать дней.
  2. Месяцев хаджа — три. И поэтому никому не разрешается оставлять совершение какого-то обряда на другие месяцы, кроме как если будет серьезное оправдание. Как, допустим, если кто-то отложит «Тауаф Ифада»[совершение обхода вокруг Каабы в десятый день] до месяца мухаррам, то его «Тауаф» будет недействительным, так как месяц мухаррам не из месяцев хаджа. Также не разрешается откладывать бритье головы до месяца мухаррам.
    Вопрос: являются ли месяцы хаджа запретными месяцами? Ответ: два из них являются запретными — зуль-хиджа и зуль-ка’да, а шавваль не входит в число запретных месяцев. Как, например, мухаррам является запретным месяцем, но не является месяцем хаджа. Рамадан — месяц поста, шавваль, зуль-ка’да и зуль-хиджа — месяцы хаджа и запретные месяцы, мухаррам — запретный месяц, но не из месяцев хаджа.
  3. Дозволено ссылаться на известную вещь без указания причин известности. Аллах не привел названия этих месяцев, сказав: «…в известные месяцы», — так как они всем известны. И это часто используют ученые по праву, говоря: «Это известная вещь в религии».
  4. Тот, кто начал совершать хадж или умру, обязан завершить их до конца, это является обязательным для человека. Как сказал Всевышний: «Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы…»; на это же указывают и следующие слова Всевышнего: «Затем пусть они завершат свои обряды, исполнят свои обеты» Сура «аль-Хадж», аят 29. В этом аяте
    из суры «аль-Хадж» Всевышний назвал обряды хаджа исполнением обета. И также на это указывают слова Всевышнего: «Завершайте хадж и малое паломничество во имя Аллаха. Если вы будете задержаны, то принесите в жертву то, что сможете» Сура «аль-Бакара», аят 196. В этом аяте Всевышний не разрешает прерывать хадж, кроме того случая, когда вам запретят совершить его.
  5. Обязательно доводить до конца как обязательные, так и добровольные виды поклонения в хадже, исходя из слов Всевышнего: «Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы».
  6. Вхождение в состояние ихрама не будет считаться действительным, если это произошло до наступления месяцев хаджа. Как сказал Всевышний: «Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость». И это является мазхабом имама аш-Шафии. Остается открытым Вопрос: если человек зашел в состояние ихрама до наступления месяцев хаджа, то становится ли недействительным его намерение совершить хадж или он может поменять его на намерение совершить умру? Ханбалиты считают, что состояние «ихрама» будет считаться правильным, даже если человек вошел в «ихрам» до наступления известных месяцев, но это нежелательно. Мазхаб Имама аш-Шафии ближе к внешнему пониманию аята: состояние «ихрама» не будет засчитано. И понимается внешне из этого аята, что состояние «ихрама» будет недействительным и нельзя изменить намерение совершения хаджа на намерение совершить умру, так как вхождение в ихрам в основе своей не состоялось.
  7. Запретные вещи, связанные с состоянием ихрама, становятся таковыми с того момента, как только человек намеревается войти в это состояние, даже если он еще не успел снять с себя одежду и надеть одежду ихрама. На это указывают слова Всевышнего: «Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость».
  8. Человек входит в состояние ихрама в тот момент, когда он вознамерился войти в это состояние, даже если он не произнес «тальбию»[1].
  9. Запрет половой близости во время хаджа, а также всего того, что приведет к этому, после вхождения в состояние «ихрам».
  10. Запрет совершения грехов. Как сказал Всевышний: «…не должен… совершать грехи». Если кто-то спросит: «А разве грехи не являются запретными во
    все остальные месяцы?» — ответим: «Да, но в месяцы хаджа их запрет усиливается».
  11. Запрет споров. Как сказал Всевышний: «…не должен… вступать в споры во время хаджа». Но если ведется спор для того, чтобы доказать истину и опровергнуть заблуждение, это является обязательным, и этот случай будет считаться исключением из правил. Как сказал Всевышний: «Веди спор с ними наилучшим образом» Сура «ан-Нахль», аят 125. Любой другой спор считается запретным в состоянии ихрама. Если кто-то спросит: «А разве спор не является запретным в другое время, ведь споры очень часто приводят к вражде, ненависти людей?» — ответим: «Да, но в состоянии ихрама запрет сильнее».
  12. В состоянии ихрама необходимо отдаляться от всего того, что будет отвлекать твои мысли. Как сказал Всевышний: «…не должен… вступать в споры во время хаджа». Хочется обратить внимание на ошибку тех людей, которые давят друг друга у камня Каабы во время совершения «тауафа», — это отвлекает человека от того, что является более важным.
  13. Побуждение больше совершать хороших поступков. Как на это указывают слова Всевышнего: «Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом», — то есть Он воздаст вам за ваши праведные дела и они не будут тщетными. Как сказал Всевышний: «А тот, кто совершал праведные дела, будучи верующим, не будет бояться ни несправедливости, ни ущемления» Сура «Та Ха», аят 112.
  14. Всевышний знает как о добре, так и о зле, сколько бы этого ни было. Как сказал Всевышний: «Что бы вы ни сделали доброго».
  15. Знание Всевышнего охватывает каждую вещь. Как сказал Всевышний: «Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом».
  16. Побуждение брать в припасы больше добрых дел. Как сказал Всевышний: «Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность».
  17. Человек, намеревающийся совершить хадж, должен взять в путь необходимый провиант из пищи, питья и прочих средств существования, чтобы он не был вынужден просить у людей во время хаджа. Как сказал Всевышний: «Берите с собой припасы».
  18. Богобоязненность является самым лучшим припасом для человека, как и хорошие дела являются самой лучшей одеждой. Как сказал Всевышний: «Однако богобоязненность — лучшее одеяние» Сура «аль-Араф», аят 26. Всевышний также сказал: «Но лучшим припасом является богобоязненность».
  19. Обязательность богобоязненности перед Всевышним Аллахом. Как сказал Всевышний: «Бойтесь же Меня».
  20. Разум есть лишь у тех, кто является богобоязненным. Как сказал Всевышний: «Бойтесь же Меня, о обладающие разумом!»
  21. Недостаток богобоязненности у человека указывает на недостаток его разума. Здесь не подразумевается то, о чем сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Не видел я никого из тех, кому не достаёт ума и (совершенства в делах) религии» Сахих аль-Бухари 304. В этом хадисе под разумом имеется в виду понимание. Мы говорим, что находим некоторых неверующих очень разумными в мирских вопросах, но у них отсутствует разум прямого пути. Очень часто Всевышний попрекает людей за отсутствие разума прямого пути, благодаря которому они могли бы идти этим прямым путем.

[1] Слова, которые произносятся с момента вхождения человека в состояние ихрама до того момента, пока не достигнет Мекки, а это «ЛаббайкаЛлахумма лабайка лабайка ла шарика лака лаббайка инналь-хамда уан-ниъмата лака уаль-мульк ла шарика лака лаббайк».

Тафсир аль-Багауи

Тафсир аль-Багауи

197. Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом. Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность. Бойтесь же Меня, о обладающие разумом!

﴿197﴾ الْحَجُّ أَشْهُرٌ مَّعْلُومَاتٌ فَمَن فَرَضَ فِيهِنَّ الْحَجَّ فَلَا رَفَثَ وَلَا فُسُوقَ وَلَا جِدَالَ فِي الْحَجِّ وَمَا تَفْعَلُوا مِنْ خَيْرٍ يَعْلَمْهُ اللَّهُ وَتَزَوَّدُوا فَإِنَّ خَيْرَ الزَّادِ التَّقْوَى وَاتَّقُونِ يَا أُولِي الْأَلْبَابِ

«الْحَجُّ أَشْهُرٌ مَّعْلُومَاتٌ»

«Хадж совершается в известные месяцы». Время совершения Хаджа известно, и это – Шаууаль,  зуль-Кы’да и девять дней из зуль-Хиджа, до наступления фаджра в День Жертвоприношения. Передается от ибну ‘Умара: «Шаууаль,  зуль-Кы’да и десять дней из зуль-Хиджа». Все это правильно, и нет противоречия в этих словах. Тот, кто сказал десять, имел в виду ночи, а тот, кто сказал девять, имел в виду дни. Последний из этих дней – день ‘Арафа, и это девятый день месяца зуль-Хиджа.

В аяте слово месяцы  أَشْهُرٌ стоит во множественном числе, хотя это только два месяца и часть третьего. Арабы называют время полным, вне зависимости от того, является ли оно полным или нет. [То есть часть месяца в этом аяте так же названа месяцем, как будто это полный месяц. – Прим.перев.]. Говорят, например: «Я пришел к тебе в четверг», хотя он был у него только час из этого дня.

‘Уруа бну Зубайр и другие сказали: «Под месяцами подразумеваются Шаууаль, зуль-Кы’да и зуль-Хиджа полностью, поскольку паломник после стояния на ‘Арафа продолжает совершать некоторые действия, например: бросает камешки, бреет голову, делает тауаф зияра, проводит ночь в долине Мина — все это относится к Хаджу»

 

«فَمَن فَرَضَ فِيهِنَّ الْحَجَّ»

«Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы», т.е. кто обязал себя хаджем, войдя в ихрам и начав произносить тальбию

 

«فَلَا رَفَثَ وَلَا فُسُوقَ»

«тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи». Ученые разногласят относительно слова رَفَث.

Ибну Мас’уд, ибну ‘Аббас, ибну ‘Умар сказали: «Это половая близость». Такого же мнения придерживаются аль-Хасан, Муджахид, ‘Амр бну Динар, Катада, ‘Икрима, ар-Раби‘, Ибрахим ан-Наха‘и.

‘Али бну аби Тальха передал от ибн ‘Аббаса: «Это близость с женщиной, поцелуи, подмигивания, заигрывание с ней словами [которые побуждают к близости]».

Таус сказал: «Намек женам на близость, и упоминание об этом перед ними [это связано именно с женщинами]».

‘Ата сказал: «Это слова мужчины, находящегося в ихраме, своей жене: «Когда я выйду из ихрама, то возьму тебя».

Так же сказано: «Это – мерзость и мерзкие слова».

Что касается слова الفسوق – нечестия, то ибн ‘Аббас сказал: «Это все грехи». Это мнение также и Тауса, аль-Хасана, Са‘ида бну Джубейра, Катады, аз-Зухри, ар-Раби‘а, аль-Куразы.

Ибну ‘Умар сказал: «Это то, что запрещено совершать на Запретной Территории в состоянии ихрама, как то: охота, подстригание ногтей, бритье (подстригание) волос и тому подобное».

Ибрахим, ‘Ата и Муджахид сказали: «Это поношение».

Ад-Даххак сказал: «Это обзывание прозвищами».

 

«وَلَا جِدَالَ فِي الْحَجِّ»

«и вступать в споры во время хаджа».

Ибну Мас‘уд и ибн ‘Аббас сказали: «جِدَال это спор с товарищем, гневящий его [или пока он сам не разгневается]». Это мнение также и ‘Амра бну Динара, Са‘ида бну Джубейра, ‘Икримы, аз-Зухри, ‘Ата, Катады.

Аль-Касим бну Мухаммад сказал: «Это когда некоторые говорят: «Хадж сегодня, — а другие говорят, — хадж завтра».

Куразы сказал: «Курайшиты, когда собирались в Мине, говорили: «Наш хадж полноценнее вашего, — другие же им отвечали, — нет, наш хадж полноценнее вашего».

Мукатиль сказал: «Это когда Пророк ﷺ сказал им во время Прощального хаджа, когда они вошли в ихрам: «Поменяйте ваше намерение в ихраме совершить хадж на совершение умры, кроме тех, кто вел с собой жертвенное животное». Они ответили: «Как мы совершим умру, если вознамерились совершить хадж?». И это был их спор».

Ибну Зейд сказал: «Среди арабов было разногласие относительно того, где останавливаться в день ‘Арафа. Каждый из них утверждал, что то место, где он остановился – это место стояния Ибрахима, и они спорили об этом».

Так же сказано: «Это то, на чем были люди джахилии. Некоторые из них стояли на ‘Арафа, некоторые – в Муздалифа, некоторые из них совершали хадж в месяце Зуль-Кы’да, а некоторые – в зуль-Хиджа. Каждый из них говорил: «То, что делаем мы, является правильным».

Тогда Всевышний упоминая об этом, сказал: «Не вступайте в споры во время хаджа — وَلَا جِدَالَ فِي الْحَجِّ», то есть совершайте хадж так, как его совершал Пророк ﷺ, и не должно быть разногласий после этого.

 

«وَمَا تَفْعَلُوا مِنْ خَيْرٍ يَعْلَمْهُ اللَّهُ»

«Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом». Не скрыты от Него ваши добрые дела, за которые вы будете вознаграждены.

 

«وَتَزَوَّدُوا فَإِنَّ خَيْرَ الزَّادِ التَّقْوَى»

«Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность». Этот аят ниспослан о некоторых людях из Йемена, которые выходили в хадж без припасов и говорили: «Мы уповающие на Аллаха, — и добавляли, — Мы совершаем паломничество к Дому Аллаха, разве Он нас не накормит». Когда же они достигали Мекки, то начинали выпрашивать у людей, а иногда бывало так, что им приходилось грабить и воровать. И Всевышний упоминая их, сказал: وَتَزَوَّدُوا – «Берите с собой припасы», то есть то, с помощью чего вы достигнете [Харама], и будете избавлены от попрошайничества.

Некоторые толкователи Корана сказали: «Берите с собой пряники, изюм, ячменную муку, финики  и тому подобное».

فَإِنَّ خَيْرَ الزَّادِ التَّقْوَى – «но лучшим припасом является богобоязненность», то есть лучше, чем просить у людей и грабить.

 

«وَاتَّقُونِ يَا أُولِي الْأَلْبَابِ»

«Бойтесь же Меня, о обладающие разумом!» — о те, кто обладают разумом.