Чтение аятов 238-239 суры «аль-Бакара» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.
Чтение аятов 238-239 суры «аль-Бакара» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.
﴾ سورة البقرة ﴿
238. Оберегайте намазы, и особенно, средний (послеполуденный) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно.
﴿238﴾ حَافِظُوا عَلَى الصَّلَوَاتِ وَالصَّلَاةِ الْوُسْطَى وَقُومُوا لِلَّهِ قَانِتِينَ
239. Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом. Когда же вы окажетесь в безопасности, то поминайте Аллаха так, как Он научил вас тому, чего вы не знали.
﴿239﴾ فَإِنْ خِفْتُمْ فَرِجَالًا أَوْ رُكْبَانًا فَإِذَا أَمِنتُمْ فَاذْكُرُوا اللَّهَ كَمَا عَلَّمَكُم مَّا لَمْ تَكُونُوا تَعْلَمُونَ
238. Оберегайте намазы, и особенно, средний (послеполуденный) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно.
﴿238﴾ حَافِظُوا عَلَى الصَّلَوَاتِ وَالصَّلَاةِ الْوُسْطَى وَقُومُوا لِلَّهِ قَانِتِينَ
239. Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом. Когда же вы окажетесь в безопасности, то поминайте Аллаха так, как Он научил вас тому, чего вы не знали.
﴿239﴾ فَإِنْ خِفْتُمْ فَرِجَالًا أَوْ رُكْبَانًا فَإِذَا أَمِنتُمْ فَاذْكُرُوا اللَّهَ كَمَا عَلَّمَكُم مَّا لَمْ تَكُونُوا تَعْلَمُونَ
Кто-то может спросить: «Какая связь между этими двумя аятами и предыдущими, где упоминается срок выжидания для женщин?»
Ответ следующий: дело в том, что порядок расположения аятов в Коране пришёл от Аллаха, и наш разум не в состоянии это постичь. Одному Аллаху известно, почему аяты пришли в таком порядке. Некоторые толкователи Корана пытались найти объяснение мудрости Всевышнего в расположении этих аятов, но ни один из предложенных смыслов не является столь явным, чтобы упоминать о нём. Мы же поручим это знание Тому, кто ниспослал это великое писание. И мы должны быть уверены, что в этом есть определённая мудрость. Так как Всевышний Аллах — Мудрый, Знающий.
«Оберегайте намазы…». Оберегание — это непрерывное оберегание какой-либо вещи, проявляя при этом внимание и заботу. В этом аяте Всевышний не разъяснил, каким-образом оберегать молитву, но об этом было разъяснено в других местах Корана и Сунны Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
«…и особенно, средний (послеполуденный) намаз» — имеется в виду молитва ‘аср (послеполуденная молитва), как это пришло достоверно от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и не следует обращать внимание на другие мнения по этому вопросу. Так как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, лучше знает то, что имел в виду Аллах. Как сказал Аллах: «А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано» (Сура «ан-Нахль», аят 44).
«И стойте перед Аллахом…», имеется в виду искренне ради Аллаха.
«…смиренно», — слово «кунут» (смиренность) имеет несколько значений, из числа которых «продолжительное поклонение и подчинение», как пришло в словах Всевышнего: «Она уверовала в Слова своего Господа и Его Писания и была одной из смиренных (покорных)» (Сура «ат-Тахрим», аят 12).
Также слово «кунут» указывает на «покорность, благоговение, спокойствие», а это проявление молчания из-за возвеличивания того, перед кем человек смирился. И на этот смысл указывает причина ниспослания аята. Один из людей во время молитвы разговаривал со своим другом, и тогда были ниспосланы слова Всевышнего: «И стойте перед Аллахом смиренно», — то есть было приказано молчать и запрещено говорить.
Значит, под словом «кунут» имеется в виду смирение сердца, которое проявляется в органах тела, из числа которых язык, чтобы человек не разговаривал с людьми, а обратился к молитве. И чтобы в намазе он совершал только то, что непосредственно связано с намазом.
«Если вы испытываете страх…», то есть опасаетесь чего-то плохого для вас, как, например, врага, пожара, потока воды, или подобных этим вещей, которых может бояться человек.
«…то совершайте намаз на ходу», то есть совершайте намаз пешими.
«…или верхом» — верхом на животных.
«Когда же вы окажетесь в безопасности…», то есть когда уйдёт от вас страх.
«…то поминайте Аллаха», то есть выстаивайте намаз. Всевышний назвал намаз поминанием, так как он сам по себе поминание, а также содержит в себе поминание. Всевышний Аллах говорит: «Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного. Но поминание Аллаха — гораздо важнее» (Сура «аль-Анкубут», аят 45). Некоторые толкователи Корана относительно последних слов сказали: «Так как в намазе содержится поминание Аллаха, то это важнее чем то, что намаз оберегает человека от мерзости и предосудительного».
«…то поминайте Аллаха так, как Он научил вас» — это предложение можно понять по-разному — или: «Поминайте Аллаха по причине обучения Аллаха вас тому, что вы не знали», — или: «Поминайте Аллаха таким образом, как Он вам разъяснил». Оба смысла не противоречат друг другу.
Необходимость оберегания намазов, как сказал Всевышний: «Оберегайте намазы…». Основа в приказах — это обязательность. Кто-то может спросить: «Значит ли это, что мы не обязаны оберегать свои добровольные намазы?» Ответ: полагаем, что этот аят касается как обязательных намазов, так и желательных. Оберегание обязательных намазов будет обязательным, а добровольных — желательным.
Достоинство намаза ‘аср, так как Аллах выделил этот намаз после обобщения. Самые наилучшие намазы — это намаз фаджр и намаз ‘аср. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил достоинство этих двух намазов в словах: «Вошёл в Рай тот, кто совершал две молитвы в прохладное время» (Сахих аль-Бухари 574). Слова Пророка :, да благословит его Аллах и приветствует, «Поистине, вы увидите Господа вашего (так же ясно), как видите эту луну, и не будете вы обижены в том, что касается лицезрения Его! И если сможете вы добиться того, чтобы ничто не мешало вам совершать молитвы перед восходом солнца и перед закатом его, то совершайте (их)» (Сахих аль-Бухари 554).
Обязательность стояния в намазе, поскольку Всевышний сказал: «И стойте перед Аллахом…».
Обязательность искренности перед Аллахом, поскольку Всевышний сказал: «И стойте перед Аллахом…».
Когда человек поклоняется Аллаху, он должен чувствовать повеление Аллаха, так как это лучше в подчинении. А также следует чувствовать, что тем самым он следует Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, будто видит его своими глазами. Как сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Совершайте намаз так же, как на ваших глазах молился я»(Сахих аль-Бухари 631). Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва».
Повеление быть смиренным перед Аллахом, а это смиренность сердца, проявляющаяся в органах тела. Как сказал Всевышний: «…смиренно».
Запрещено разговаривать во время намаза. И эта польза извлекается, основываясь на причине ниспослания этого аята. Сподвижники разговаривали в намазе, после чего был ниспослан этот аят, и им было приказано молчать и воздерживаться от разговоров.
Обязательность стояния в намазе. Исключением из этого являются:
◆ Добровольный намаз, так как в Сунне пришло указание на дозволенность его совершения сидя.
◆ Намаз в состоянии страха, как, например, совершение намаза позади стены, так как если он встанет, то враг узнает о нём и достигнет его, а если он совершит его сидя, тогда спасётся от врага.
◆ В состоянии бессилия. Как сказал Всевышний: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» (Сура «ат-Тагабун», аят 16).
◆ Также исключением является молящийся, способный выстаивать намаз стоя на ногах, когда он начал молиться позади такого имама, который начал намаз сидя из-за неспособности стоять на ногах. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал относительно имама: «Если имам молится сидя, то и вы молитесь сидя» (Сахих аль-Бухари 689).
А если вдруг во время намаза имаму стало тяжело, то стоящие за ним люди продолжают молиться стоя. Как это пришло в истории с Абу Бакром. Он начал молиться с ними стоя, но когда пришёл Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он совершил намаз сидя, а позади стоящие закончили свой намаз стоя [1].
Широта милости Аллаха, а также то, что наша религия легка. Как сказал Всевышний: «Если вы испытываете страх, то совершайте намаз на ходу или верхом». В этом облегчение для рабов.
Дозволенность совершать много движений в намазе, если в этом есть необходимость. Как сказал Всевышний: «…то совершайте намаз на ходу». Поскольку пеший человек совершает множество движений.
Дозволяется молиться в состоянии страха верхом на животном. Как сказал Всевышний: «…или верхом». А во время безопасности не разрешается совершать намаз верхом, за исключением добровольного намаза. Однако если человек может совершить намаз на верховом животном, полностью выполняя все обязательные предписания намаза, то это дозволяется. Отсюда следует, что разрешается совершать обязательные намазы на корабле, поезде и на им подобных средствах передвижения, так как он сможет совершить все обязательные предписания, в случае наличия пространства для этого. Однако, если человек боится упустить время намаза, то в этом случае он может молиться в любом положении, пусть даже лёжа, в любом месте.
Когда исчезнет уважительная причина, то человек должен выполнять поклонение должным образом. Как сказал Всевышний: «Когда же вы окажетесь в безопасности, то поминайте Аллаха так, как Он научил вас тому, чего вы не знали».
Намаз является одним из видов поминания Аллаха. Как сказал Аллах: «…поминайте Аллаха». В этом аяте речь идёт о намазе.
Объяснение милости Аллаха тем, что Он дал нам знания. Как в словах Всевышнего: «…так, как Он научил вас тому, чего вы не знали».
Объяснение неполноценности человека. Ведь основа человека — это невежество. Как сказал Всевышний: «…так, как Он научил вас тому, чего вы не знали». Человек в основе своей невежественен до тех пор, пока Аллах не наделит его знанием. Опровержение кадаритам [2], которые говорят: «Человек сам совершает свои дела». Всевышний же сказал: «Он научил вас». Также опровержение джабритам [3], так как в этом аяте приказы обращены к человеку. В словах Всевышнего: «Оберегайте…» и «…поминайте Аллаха». Ведь если мы скажем, что человек принуждён, то обращение к нему при помощи приказов будет считаться забавой, поскольку это повеление того, чего невозможно выносить и что невозможно претворить в жизнь.
[1] «А через некоторое время Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, немного полегчало, и он вышел (из дома) на полуденную молитву, где имамом был Абу Бакр, передвигаясь с помощью двух человек, одним из которых был аль-‘Аббас. Увидев его, Абу Бакр хотел отойти назад, однако Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, знаком показал ему, чтобы он не делал этого, и сказал: “Посадите меня рядом с ним”, и они усадили его рядом с Абу Бакром. После этого Абу Бакр стал молиться, повторяя все необходимые действия за сидевшим Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, а люди повторяли их за Абу Бакром». Сахих аль-Бухари 687.
[2] Кадариты, кадаризм (араб. قدرية — течение отстаивающее свободу воли человека) — приверженцы одного из исламских мировоззренческих учений, которые придерживались мнения о том, что человек абсолютно свободен в своих помыслах и совершённых поступках, и Бог не принимает в этом участия. В противоположность кадаритам, джабриты являлись сторонниками абсолютной Божественной предопределённости (кадар).
[3] Джабариты, или джабриты /араб. جبرية / — представители одной из первых мировоззренческих исламских школ, которые — в противоположность кадаритам — признавали Аллаха единственным подлинным деятелем (фа‘иль хакыки), причиной всех происходящих в мире действий, в том числе исходящих от людей. Джабритская школа возникла в период правления династии Омейядов в Басре. Первым представителем этой школы был аль-Джаад ибн Дирхам (казн. в 724 г.).
238. Оберегайте намазы, и особенно, средний (послеполуденный) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно.
﴿238﴾ حَافِظُوا عَلَى الصَّلَوَاتِ وَالصَّلَاةِ الْوُسْطَى وَقُومُوا لِلَّهِ قَانِتِينَ
«حَافِظُوا عَلَى الصَّلَوَاتِ وَالصَّلَاةِ الْوُسْطَى»
«Оберегайте намазы, и особенно, средний намаз», т.е. постоянно совершайте обязательные молитвы в установленное время, выполняя все необходимые обряды, соблюдая полностью ее столпы. Затем Аллах особо выделил бережливость к средней молитве, указывая на ее достоинство. وسطى – женский род от الأوسط, серединная вещь, то есть наилучшая.
Ученые из числа сподвижников и тех, кто был после них, разногласили относительно того, какая молитва подразумевается под средней. Некоторые из них сказали, что это утренняя молитва (аль-фаджр), другие сказали, что это обеденная молитва (аз-зухр), но большинство ученых сошлись на том мнении, что это послеобеденная молитва (аль-‘аср).
Группа сподвижников, одним из которых был Кубайс ибну Зуайб, передала от Пророка ﷺ: «Это предвечерняя молитва (аль-магриб), поскольку она является серединой, не больше и не меньше [по количеству ракаатов]».
Другие сказали: «Это ночная молитва (аль-’иша)».
Сказано также: «Это одна из пяти молитв — [любая], неопределенная. Всевышний Аллах не упомянул ее, чтобы рабы бережливо относились ко всем молитвам, также как скрыта Ночь Предопределения в месяц Рамадан; или час ответа на мольбу в пятничный день; также как скрыто величайшее из Имен Всевышнего Аллаха, для того, чтобы рабы бережливо относились ко всем Его именам».
«وَقُومُوا لِلَّهِ قَانِتِينَ»
«И стойте перед Аллахом смиренно», подчиняясь. القنوت – это подчинение. Сказано также: «Подчинение القنوتв молитве – значит не говорить в молитве то, что запрещено говорить».
Муджахид сказал: «Смиренно».
Сказано: «Долго стойте в поясном поклоне, стойте спокойно и, потупив свой взор».
Другие сказали: «Долго выстаивайте молитву».
Сказано: «Смиренно обращаясь к Всевышнему Аллаху».
Сказано также: ««И стойте перед Аллахом смиренно», когда совершаете молитву».
239. Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом. Когда же вы окажетесь в безопасности, то поминайте Аллаха так, как Он научил вас тому, чего вы не знали.
﴿239﴾ فَإِنْ خِفْتُمْ فَرِجَالًا أَوْ رُكْبَانًا فَإِذَا أَمِنتُمْ فَاذْكُرُوا اللَّهَ كَمَا عَلَّمَكُم مَّا لَمْ تَكُونُوا تَعْلَمُونَ
«فَإِنْ خِفْتُمْ فَرِجَالًا أَوْ رُكْبَانًا»
«Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом», то есть если вы не можете совершать молитву смиренно, выполняя все ее права из-за страха, тогда молитесь на ходу на своих ногах, или верхом на верховых животных, или во время войны и при сражении на мечах — молитесь в ту сторону, куда повернуто ваше лицо. Независимо от того пеший ты, или на верховом животном, повернулся к Кыбле или же не повернулся к ней — имитируйте головой совершениепоясных и земных поклонов, при этом опуская голову при земном поклоне ниже, чем при поясном поклоне. Этот аят касается также и тех, за кем гонится хищник, или на него сходит сель, которой он опасается, то ему дозволено убегать, молясь таким образом.
Молитва в положении страха имеет разные виды, и это один из видов молитвы при сильном страхе.
«فَإِذَا أَمِنتُمْ فَاذْكُرُوا اللَّهَ»
«Когда же вы окажетесь в безопасности, то поминайте Аллаха», совершайте пятикратные молитвы полноценно, выполняя все ее права.
«كَمَا عَلَّمَكُم مَّا لَمْ تَكُونُوا تَعْلَمُونَ»
«так, как Он научил вас тому, чего вы не знали».