Чтение аята 124 суры «аль-Бакара» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.

﴾ سورة البقرة ﴿

Сура «аль-Бакара» /Корова/

Аят 124: Пророк Ибрахим, мир ему — имам людей

124. Вот испытал Господь Ибрахима (Авраама) повелениями, и тот выполнил их. Он сказал: «Я сделаю тебя предводителем людей». Ибрахим (Авраам) сказал: «И из моего потомства». Аллах сказал: «Мой завет не коснется беззаконников».

﴿124﴾ وَإِذِ ابْتَلَى إِبْرَاهِيمَ رَبُّهُ بِكَلِمَاتٍ فَأَتَمَّهُنَّ قَالَ إِنِّي جَاعِلُكَ لِلنَّاسِ إِمَامًا قَالَ وَمِن ذُرِّيَّتِي قَالَ لَا يَنَالُ عَهْدِي الظَّالِمِينَ

Тафсир шейха Мухаммада ибн Салих аль-’Усаймина

Тафсир шейха Мухаммада ибн Салих аль-’Усаймина

124. Вот испытал Господь Ибрахима (Авраама) повелениями, и тот выполнил их. Он сказал: «Я сделаю тебя предводителем людей». Ибрахим (Авраам) сказал: «И из моего потомства». Аллах сказал: «Мой завет не коснется беззаконников».

﴿124﴾ وَإِذِ ابْتَلَى إِبْرَاهِيمَ رَبُّهُ بِكَلِمَاتٍ فَأَتَمَّهُنَّ قَالَ إِنِّي جَاعِلُكَ لِلنَّاسِ إِمَامًا قَالَ وَمِن ذُرِّيَّتِي قَالَ لَا يَنَالُ عَهْدِي الظَّالِمِينَ‬‬‬‬‬

«Вот испытал Господь Ибрахима (Авраама)» — тот, кто испытал, — это Аллах, а кого испытали — Ибрахим. В этом аяте мы видим, что рубубия — господство относится к Аллаху, и это считается особенным видом господства. Как и ’убудия — поклонение бывает двух видов — общее и обособленное, так и господство бывает двух видов — общее и обособленное. Два вида этого господства соединились в словах Всевышнего: «Они сказали: «Мы уверовали в Господа миров» Сура «аль-А’раф», аят 121, — это общее господство, а в словах Всевышнего: «Господа Мусы (Моисея) и Харуна (Аарона)» — обособленный вид господства. Нет сомнений в том, что господство Аллаха над посланниками, а в особенности над избранными посланниками: а это Нух, Ибрахим, Муса, Иса и Мухаммад, — является самым обособленным видом господства.

«повелениями» — этими повелениями Аллах испытал Ибрахима. Имеются в виду как повеления в шариате, так и повеления в этой жизни, или же вместе взятые. Толкователи Корана имели разногласия относительно этих повелений, однако считается более правильным, что под повелениями подразумевается все то, что приказал Аллах в шариате, или то, что Он пожелал в этом мире. Все это будет считаться Его повелениями. Как, например, Аллах испытал Ибрахима повелением принести в жертву своего сына Исмаила, и он выполнил Его приказ. Когда же он подчинился приказу своего Господа, Аллах снял с него это испытание. Одним из испытаний, ниспосланных в этой жизни, является огонь, в который был брошен Ибрахим. Он проявил терпение, рассчитывая на награду от Аллаха, и Аллах спас его: «Мы сказали: «О огонь! Стань для Ибрахима (Авраама) прохладой и спасением!» Сура «аль-Анбийа», аят 69. Можно сказать, что все то, что Аллах предопределил в этом мире и что нуждается в терпении, — все это относится к повелениям Аллаха.

«Я сделаю тебя предводителем людей», то есть имамом для всех, кто придет после тебя, более того, имамом даже для последнего посланника, Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, как сказал Всевышний: «Затем Мы внушили тебе: «Исповедуй религию Ибрахима (Авраама), будучи единобожником, ведь он не был из числа многобожников» Сура «ан-Нахль», аят 123. Имам — это тот, за кем следуют, независимо от того, добро он несет или зло. Но несомненно, что в этом аяте имеется в виду следование добру.

Если кто-то спросит: приведите мне довод, доказывающий, что имам может призывать к злу, ответим словами Всевышнего: «Мы сделали их предводителями, которые призывают в Огонь, и в День воскресения им не окажут помощи» Сура «аль-Касас», аят 41. Об этом же и слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «И кто бы ни начал дурное дело в исламе, понесет бремя своего греха и бремя, равное бремени тех, кто последовал за ним, без умаления хоть на сколько-нибудь их бремени» Сахих Муслим 1017.

«И из моего потомства» — это предложение имеет двоякий смысл:

  1. Первый: сделай все мое потомство имамами.
  2. Второй: сделай некоторое мое потомство имамами.

Но как бы мы не рассуждали, Всевышний ответил: «Мой завет не коснется беззаконников», то есть мое обещание не коснется неправедных.

Пользы /фауаид/:

  1. Всевышний может испытать некоторых Своих рабов, подвергнув определенным испытаниям: «Вот испытал Господь Ибрахима (Авраама) повелениями». Также как Аллах может испытать некоторых Своих рабов и в мирской жизни, например болезнью, имуществом, семьёй и т. п.
  2. Достоинство Ибрахима, так как Аллах отнес Свое господство к Ибрахиму.
  3. Тот, кто выполняет повеление своего Господа, заслуживает того, чтобы быть имамом, исходя из слов Всевышнего: «Я сделаю тебя предводителем людей».
  4. Человеку необходимо просить у своего Господа, чтобы Он сделал его потомство имамами и праведниками, исходя из слов Всевышнего: «И из моего потомства». Ибрахим хотел, чтобы в его потомстве были имамы, а также те, кто выстаивает намаз, исходя из слов Всевышнего: «Господи! Включи меня и часть моего потомства в число тех, кто совершает намаз» Сура «Ибрахим», аят 40.
  5. Беззаконник не имеет права быть имамом. Под беззаконием имеется в виду неверие: «Мой завет не коснется беззаконников».
  6. Несправедливость опускает человека на самый низкий уровень, не позволяя ему подняться на вершину. Всевышний ухудшает его положение либо в этой жизни, либо в жизни вечной.
Тафсир аль-Багауи

Тафсир аль-Багауи

124. Вот испытал Господь Ибрахима (Авраама) повелениями, и тот выполнил их. Он сказал: «Я сделаю тебя предводителем людей». Ибрахим (Авраам) сказал: «И из моего потомства». Аллах сказал: «Мой завет не коснется беззаконников».

﴿124﴾ وَإِذِ ابْتَلَى إِبْرَاهِيمَ رَبُّهُ بِكَلِمَاتٍ فَأَتَمَّهُنَّ قَالَ إِنِّي جَاعِلُكَ لِلنَّاسِ إِمَامًا قَالَ وَمِن ذُرِّيَّتِي قَالَ لَا يَنَالُ عَهْدِي الظَّالِمِينَ‬‬‬‬‬

«وَإِذِ ابْتَلَى إِبْرَاهِيمَ رَبُّهُ بِكَلِمَاتٍ فَأَتَمَّهُنَّ»

«Вот испытал Господь Ибрахима (Авраама) повелениями, и тот выполнил их». Ибрахим — сын Тариха, а Тариха звали Азар ибн Нахур. Под словами «Аллах испытал» имеется в виду испытания и повеления. Всевышний Аллах испытывает Своих рабов не для того, чтобы узнать в каком положении окажутся рабы при встрече с испытаниями. Всевышний Аллах знает об этом. Однако для того, чтобы самим рабам показать их положение, чтобы одни из них знали, в каком положении находятся другие.

Среди толкователей Корана было разногласие по поводу тех слов, которыми Всевышний Аллах испытал Ибрахима. Всевышний сказал «فَأَتَمَّهُنَّ» (и он выполнил).

Къатада сказал: «Он выполнил их».

Ад-Даххакъ сказал: «Он выполнил их».

Йаману сказал: «Жил в соответствии с этими словами».

 

«قَالَ إِنِّي جَاعِلُكَ لِلنَّاسِ إِمَامًا»

«Он сказал: «Я сделаю тебя предводителем людей»», за которым будут следовать люди в добре.

 

«قَالَ»

«Он сказал», т.е. Ибрахим.

 

«وَمِن ذُرِّيَّتِي»

«И из моего потомства», т.е. сделай из моего потомства тоже имамов, за которыми бы следовали люди.

 

«قَالَ»

«Он сказал», т.е. Аллах.

 

«لَا يَنَالُ»

«Не коснется»

 

«عَهْدِي الظَّالِمِينَ»

«Мой завет (не коснется) беззаконников», т.е. если кто-либо из твоего потомства, о Ибрахим, будет беззаконником, то Мой завет его не коснется (т.е. он не будет имамом для людей. — Прим. перев.)

‘Ата бни Аби Рабах сказал: «Под словами «عَهْدِى» (Мой завет) подразумевается «Моя милость»».

Ас-Судди сказал: «Имеется в виду «Мое пророчество»».

Также говорят толкователи Корана: «Быть имамом».

Муджахид сказал: «Не нужно следовать за беззаконником в его зле».

Говорится также, что смысл аята: «Тому из твоего потомства, кто окажется несправедливым беззаконником, не будет дано пророчество и не будет он имамом».

Также некоторые муфассиры говорят: «Под словом завет «العهد» подразумевается безопасность от Огня «الأمان». А под словом беззаконник «الظالم» подразумевается многобожник «المشرك»».