Чтение аятов 168-169 суры «аль-Бакара» шейхом ’Али бин ’Абд ар-Рахманом аль-Хузейфи, да хранит его Аллах.

﴾ سورة البقرة ﴿

Сура «аль-Бакара» /Корова/

Аяты 168-169: Сатана — явный враг человечества

168. О люди! Вкушайте на земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам дьявола. Воистину, он для вас — явный враг.

﴿168﴾ يَا أَيُّهَا النَّاسُ كُلُوا مِمَّا فِي الْأَرْضِ حَلَالًا طَيِّبًا وَلَا تَتَّبِعُوا خُطُوَاتِ الشَّيْطَانِ إِنَّهُ لَكُمْ عَدُوٌّ مُّبِينٌ

169. Воистину, он велит вам творить зло и мерзость и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете.

﴿169﴾ إِنَّمَا يَأْمُرُكُم بِالسُّوءِ وَالْفَحْشَاءِ وَأَن تَقُولُوا عَلَى اللَّهِ مَا لَا تَعْلَمُونَ‬‬

Тафсир шейха Мухаммада ибн Салих аль-’Усаймина

Тафсир шейха Мухаммада ибн Салих аль-’Усаймина

168. О люди! Вкушайте на земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам дьявола. Воистину, он для вас — явный враг.

﴿168﴾ يَا أَيُّهَا النَّاسُ كُلُوا مِمَّا فِي الْأَرْضِ حَلَالًا طَيِّبًا وَلَا تَتَّبِعُوا خُطُوَاتِ الشَّيْطَانِ إِنَّهُ لَكُمْ عَدُوٌّ مُّبِينٌ

Этот аят из суры «аль-Бакара», а эта сура является мединской. Так же в суре «аль-Бакара» есть аят, похожий на этот: «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас» Сура «аль-Бакара», аят 21. Ученые по науке «тафсир» говорят, что в большинстве мединских сур обращение идет следующим образом: «О те, которые уверовали!» Потому что после переезда посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в Медину, этот город стал страной ислама, а обращения начали ниспосылаться в форме: «О те, которые уверовали» Сура «аль-Бакара», аят 104. Но это не является правилом, но является нормой, из которой есть исключения. Так как есть мединские суры, в которых встречается обращение: «О люди», например, в сурах «ан-Ниса» и «аль-Худжурат».

«О люди!» то есть дети Адама.

«Вкушайте на земле», то есть ешьте, что пожелаете. К этому относится все, что находится на земле: деревья, посевы, даже животные, ведь они тоже на земле.

«то, что дозволено и чисто», то есть ешьте то, что дозволено для вас и является чистым. Под словом дозволено подразумевается и то, что заработано дозволенным способом, исходя из слов Всевышнего: «Но Аллах дозволил торговлю» Сура «аль-Бакара», аят 275. А под словом «чисто» — питание, которое является чистым в своей сущности, исходя из слов Всевышнего относительно мертвечины и мяса свиньи: «Скажи: „Из того, что дано мне в откровение, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое (или которая) является скверной“» Сура «аль-Ан’ам», аят 145.

«и не следуйте по стопам шайтана», предложение несет запрещающий смысл. Следование по стопам — это следование за каким-то человеком в его делах, подобно тому, как человек следует по следам верблюда. А следование по стопам шайтана — это следование за ним в тех делах, которые он совершает и направление к этим делам. И к этому следованию относится как многобожие, так и то, что меньше его, так как шайтан побуждает человека к мерзости и предосудительному. Как сказал Всевышний: «Воистину, он велит вам творить зло и мерзость и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете» Сура «аль-Бакара», аят 169, а также слова Всевышнего: «А если кто следует по стопам сатаны, то ведь он призывает к мерзости и предосудительному» Сура «ан-Нур», аят 21.

Поэтому совершение любого действия, которое запретил Аллах, является следованием по стопам шайтана. Будь это из высокомерия, признания ложным того, что было ниспослано, издевательства над религией Аллаха и т. п. Потому что шайтан приказывает совершать подобные поступки, призывает к ним. И шайтан назван шайтаном по причине его удаленности от милости Аллаха. Так как слово «شطن» переводится как «удаляться».

«Воистину, он для вас — явный враг», слово враг — это противоположность слову друг. Как сказал Всевышний: «Не берите друзьями Моего и вашего врага» Сура «аль-Мумтахана», аят 1. Ученые дали такое определение врагу: «Враг — тот, кто грустит по причине твоей радости и радуется твоему горю».

«явный враг», тот, кто явно проявляет свою враждебность. Он был врагом и для нашего отца Адама, и эта вражда продолжится до Судного дня. Как сказал Всевышний: «Аллах проклял его, и он сказал: „Я непременно заберу назначенную часть Твоих рабов. Я непременно введу их в заблуждение, посею в них надежды, прикажу им обрезать уши у скотины и прикажу им искажать творение Аллаха“» Сура «ан-Ниса», аяты 118-119, а затем Всевышний сказал: «Кто сделал сатану своим покровителем и помощником вместо Аллаха, тот уже потерпел очевидный убыток» Сура «ан-Ниса», аят 119.

Пользы /фауаид/:

  1. Проявление милости Всевышнего к Своим рабам в том, что Он разрешил употреблять в пищу все, что есть на земле из дозволенного и чистого. Как сказал Всевышний: «О люди! Вкушайте на земле то, что дозволено и чисто».
  2. Основа всего, что есть на земле — дозволенность и чистота, пока не станет ясным, что это запрещено.
  3. Неверующие обязаны выполнять нормы шариата. Исходя из слов Всевышнего: «О люди!» — то есть все люди как верующие, так и неверующие. Но это не значит, что они обязаны выполнять все постановления шариата в состоянии неверия, так как вначале мы призываем их к Исламу, а только затем обязываем выполнять постановления шариата. Довод в словах Всевышнего: «Тому, чтобы их пожертвования были приняты, мешает только то, что они не веруют в Аллаха и Его посланника» Сура «ат-Тауба», аят 54. Как можем мы обязать их тем, что не принесет им никакой пользы. Это будет глупо и несправедливо. И если неверующий примет ислам, то он не обязан восполнять те постановления шариата, которые он оставил, будучи неверующим. Исходя из слов Всевышнего: «Скажи неверующим, что если они прекратят, то им будет прощено то, что было в прошлом» Сура «аль-Анфаль», аят 38. И поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не приказывал тем, кто принял ислам, чтобы они возмещали что-либо из обязанностей. И то, что неверующие не освобождаются от обязанностей, установленных шариатом, говорит о том, что им будет добавлено из наказания Аллаха. Исходя из слов Всевышнего: «…кроме людей правой стороны. В Райских садах они будут расспрашивать друг друга о грешниках. Что привело вас в Преисподнюю? Они скажут: „Мы не были в числе тех, которые совершали намаз. Мы не кормили бедняков. Мы погружались в словоблудие вместе с погружавшимися. Мы считали ложью Последний день, пока к нам не явилась убежденность (смерть)“» Сура «аль-Муддассир», аяты 39-47.
  4. Запретность следования по стопам шайтана. Исходя из слов Всевышнего: «и не следуйте по стопам сатаны. Воистину, он для вас — явный враг». К этому относится и прием пищи левой рукой. Как сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Пусть никто из вас не кушает и не пьет левой рукой, ведь, поистине, шайтан кушает левой рукой и пьет левой рукой» Сахих Муслим 3765.
    Так же следованием по стопам шайтана является использование испорченной аналогии, так как первый, кто использовал аналогию, был Иблис. Всевышний Аллах приказал ему сделать Адаму земной поклон, шайтан же выступил против этого приказа, опираясь на испорченную аналогию: «Он сказал: „Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его сотворил из глины“» Сура «Сад» аят 76, то есть по его аналогии получается, что не он должен был сделать земной поклон Адаму, а Адам ему. Это называется аналогия в противовес тексту.
    Одним из следований по пути шайтана является зависть, потому что шайтан сказал «Я лучше него» из зависти. И это также является путем сынов Исраила. Как сказал Всевышний: «Многие из людей Писания из зависти своей хотели бы отвратить вас от веры, когда вы уже приняли ее» Сура «аль-Бакара», аят 109.
    И поэтому каждый плохой нрав или дело является следом шайтана.
  5. Усиление смысла предложения о том, что шайтан является врагом людей при помощи частицы «ان». Как сказал Всевышний: «Воистину, он для вас — явный враг».
  6. Красноречие Корана. У каждого положения в религии есть своя причина. Когда решение объясняется причиной, это приносит много пользы: усиливается само решение, появляется спокойствие у того, к кому было обращено это решение. Как сказал Всевышний: «Скажи: „Из того, что дано мне в откровение, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое (или которая) является скверной“» Сура «аль-Ан’ам», аят 145. В этом аяте мы видим, что Аллах объяснил причину запрета употребления такой пищи тем, что это является скверной. Поэтому все, что считается скверной, является запретным.
  7. Жесткое предостережение от следования по пути шайтана в словах Всевышнего: «Воистину, он для вас — явный враг». Тот, у кого есть разум, никогда не последует за тем, кто является врагом для него.

169. Воистину, он велит вам творить зло и мерзость и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете.

﴿169﴾ إِنَّمَا يَأْمُرُكُم بِالسُّوءِ وَالْفَحْشَاءِ وَأَن تَقُولُوا عَلَى اللَّهِ مَا لَا تَعْلَمُونَ‬‬

«Воистину, он велит вам», то есть шайтан. Обращение направлено ко всем людям.

«творить зло и мерзость» — под злом имеются в виду малые грехи, а под мерзостью — большие, такие как прелюбодеяние. Шайтан повелевает нам совершать как большие, так и малые грехи. Если человек сторонился больших грехов, то малые грехи стираются благодаря хорошим делам. Шайтан побуждает человека совершать малые грехи, потому что совершая их в большом количестве, человек становится грешником, и становится черствым его сердце. И неизвестно смогут ли хорошие дела стереть эти прегрешения. Ведь в благих делах могут быть упущения и недостатки, препятствующие стиранию прегрешений.

«наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете» — это одно из повелений шайтана. Именно шайтан повелевает нам наговаривать на Аллаха то, чего мы не знаем.

Пользы /фауаид/:

  1. Шайтан обладает желанием и повелениями. Как мы это видим в словах Всевышнего: «Воистину, он велит…».
  2. Шайтан никогда не будет призывать к добру. Как сказал Всевышний: «Воистину, он велит вам творить зло и мерзость». Частица «انما» в этом предложении означает исключение, то есть он не повелевает вам ничего, кроме зла и мерзости.
  3. Если у человека появится желание совершить какое-то зло или мерзость, то он должен знать, что это из повелений шайтана. В этот момент необходимо попросить помощи у Всевышнего. Как сказал Всевышний: «А если тебя коснется наваждение от сатаны, то прибегай к защите Аллаха, ибо Он — Слышащий, Знающий» Сура «Фуссылят», аят 36.
  4. Говорить о Всевышнем без знаний является одним из повелений шайтана. Как сказал Всевышний: «…наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете».
    И слова об Аллахе делятся на три вида:
    1. Разрешено говорить об Аллахе то, что сам Аллах сказал о Себе. И это иногда может быть обязательным, если в этом есть нужда.
    2. Запрещено говорить об Аллахе то, что противоречит тому, что Аллах сказал о Себе. И это самый запретный вид слов, так как в них содержится вражда против Аллаха.
    3. Запрещено говорить об Аллахе то, о чем неизвестно: говорил ли Аллах об этом или нет.
    И слова Всевышнего: «…наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете» включают в себя слова о сущности Аллаха. Как те люди, которые говорят, что Аллах существует ни внутри мира, ни во внешнем мире, Он не отделен от мира и не примыкает к нему, не выше и не ниже этого мира. Эти люди наговаривают на Аллаха то, чего не знают, более того, они знают, что Аллах говорит о Себе иначе.
    То же самое касается и имен Аллаха. Некоторые люди говорят, что все имена Аллаха собственные и не несут в себе смысла и качеств. Говорят: «Он Слышащий, но без слуха; Видящий, но без зрения; Знающий, но без знаний».
    То же касается и Его качеств, как, например, подтверждение одних качеств и отрицание других. С одной стороны, они отрицают без знаний то, что Аллах подтвердил о Себе, а с другой — подтверждают то, что они сами не знают: подтвердил ли Аллах о Себе это. Например, слова из аята Корана «…а затем возвысился над Троном» Сура «аль-А’раф», аят 54 они трактуют так, что слово «возвысился» здесь понимается как захват. Тем самым они говорят об Аллахе то, чего не знают с двух сторон:
    ◆ отрицают истинность возвышения без знания;
    ◆ без знания утверждают, что «возвышение» означает захват.
    Так же аят «…наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете» касается действий Аллаха. Например, утверждение причин, которые Аллах не сделал причинами. Подобно гаданию по звездам и лжецам. Они говорят об Аллахе без знаний о Его действиях, творениях: «причина появления этой вещи в том-то и том-то».
    Так же этот аят «…наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете» включает в себя все, что связано с постановлениями шариата. Как, допустим, кто-то говорит «харам», не зная, запретил ли это Всевышний или нет. Или говорит, это обязательно, а сам и не знает, обязал ли этим Всевышний или нет. К большому сожалению, таких людей стало много, и из них простые люди и те, кто считают себя учеными, не имея на самом деле достаточных знаний. Не так давно один человек пришел к имаму мечети и попросил, чтобы тот оформил ему документ о разводе, на что имам ответил: «Жену нужно развести два раза, а один раз нельзя, и я не оформлю тебе развод, если ты разведешься с ней один раз. Так как Аллах говорит: «Развод двукратен» Сура «аль-Бакара», аят 229. Тогда этот человек сказал: «Ладно, оформи мне, что я развелся с ней два раза». Посмотрите, какое невежество проявил этот человек по отношению к толкованию смысла этого аята! А ведь значение этого аята иное: человек, который развелся со своей женой один раз, имеет право вернуть её дважды, но после третьего развода у него такого права уже нет, пока она не побывает за мужем за другим.
    Поэтому говорить об Аллахе без знаний по вопросам, связанным с Его сущностью, именами, качествами, делами, положениями шариата, — все это является повелением шайтана. В основном же люди делают это для того, чтобы получить почет, власть, высокое положение. Если бы человек был богобоязненным, он соблюдал бы этикет по отношению к Аллаху и не смел бы выступать против Аллаха и его посланника. И стал бы говорить об Аллахе только то, что он знает.
    Если кто-то скажет, а разве вы сами не разрешаете давать фетву, основываясь на явном предположении, когда нет ясного довода, ответим: да, мы так говорим, но при этом ставим условие, чтобы это предположение было основано на шариате. Или же необходимо следовать мнению тех, кто имеет право выдавать фетву. Ведь если ты ответишь, опираясь на свое предположение, и не найдешь явного довода, ты сделаешь то, что разрешил для тебя Аллах. Как сказал Всевышний: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» Сура «ат-Тагабун», аят 16, а также сказал Аллах: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» Сура «аль-Бакара», аят 286. Известно, что вынести решение, основываясь на преобладающем предположении, лучше, чем вообще не выносить решение. В фикхе подобных вопросов много. Так, если бы имелись явные доводы на все вопросы, то не было бы разногласий между учеными. Затем, человек может быть убежден в какой-либо вещи по причине своей веры и по причине большого знания и сильного понимания. А у другого человека ответ на этот вопрос может быть предполагаемый.
  5. Запрет давать фетву без знаний. Ведь тот, кто дает фетву, должен понимать, что говорит от имени Всевышнего Аллаха и его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Как об этом явно сказал Всевышний: «Скажи: „Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать безо всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете“» Сура «аль-А’раф», аят 33.
  6. Заблуждение тех, кто истолковывает имена Аллаха и Его качества, так как они это делают, не имея на это знаний.
  7. Обязательность возвеличивания Аллаха. Так как Всевышний запретил говорить о Нем и Его религии без знаний для того, чтобы люди возвеличивали Его и соблюдали этикет в отношении Него. Как сказал Всевышний: «О те, которые уверовали! Не опережайте Аллаха и Его посланника и бойтесь Аллаха, ибо Аллах — Слышащий, Знающий» Сура «аль-Худжурат», аят 1.
Тафсир аль-Багауи

Тафсир аль-Багауи

168. О люди! Вкушайте на земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам дьявола. Воистину, он для вас — явный враг.

﴿168﴾ يَا أَيُّهَا النَّاسُ كُلُوا مِمَّا فِي الْأَرْضِ حَلَالًا طَيِّبًا وَلَا تَتَّبِعُوا خُطُوَاتِ الشَّيْطَانِ إِنَّهُ لَكُمْ عَدُوٌّ مُّبِينٌ

«يَا أَيُّهَا النَّاسُ كُلُوا مِمَّا فِي الْأَرْضِ حَلَالًا طَيِّبًا»

«О люди! Вкушайте на земле то, что дозволено и чисто». Эти аяты были ниспосланы по причине таких племен как Сакъиф, Хуза’, ‘Амир ибн Са’са’ и ибн Мудлидж, так как они сделали запретным для себя то, что дозволил им Всевышний Аллах из продуктов земледелия и скотины, таких как «البحيرة», «السائبة» «الحام»

(«البحيرة» — это верблюдица, которая родила пять раз. Если в пятый раз рождался верблюжонок-самка, то верблюдице отрезали уши, и ее мясо запрещали употреблять женщинам.

«السائبة» — это оставленная верблюдица, которую не грузили вьюком и не доили, так как ее готовили в качестве обета для идолов.

«الوصيلة» — это овца, которая родила семь раз. После седьмого раза ее мясо разрешалось есть мужчинам, а женщинам запрещалось употреблять и ее молоко, и ее мясо. Если же овца умирала своей смертью, то ее мясо можно было есть как мужчинам, так и женщинам.

«الحام» — это самец верблюда, от которого родили десять верблюдиц,  и если от этого самца рождались десять верблюдиц, то они не использовали его и оставляли, чтобы посвятить его идолам. — Прим. перев.).

Дозволенное — это то, что сделал дозволенным шариат. В тафсире, относительно слова «благое — طيبا» пришло, что «благое – это все то, в чем чувствуется благо и сладость. Мусульманин чувствует сладость и благо в дозволенном, и боится запретного».

 

«وَلَا تَتَّبِعُوا خُطُوَاتِ الشَّيْطَانِ»

«и не следуйте по стопам шайтана», т.е. ослушаясь Господа. Толкуя этот аят, ученые говорят: «Когда человек дает обет, в котором есть грех».

Абу ‘Убейда сказал: «Следование по стопам шайтана — это совершение маленьких грехов»

(Все, что упомянуто в Коране и Сунне в запретном контексте, и с упоминанием воздаяния за этот грех такими словами как, например: «не зайдет в Рай», «войдет в Ад», «будет на нем проклятие», «не из нас…» и т.п., то это относится к большим грехам. А если Аллах запретил что-то и не упомянул наказание, то это маленький грех. – Прим. перев.).

Аз-Заджадж сказал: «Его пути».

 

«إِنَّهُ لَكُمْ عَدُوٌّ مُّبِينٌ»

«Воистину, он для вас – явный враг», т.е. ясна его вражда по отношению к вам. Он проявил свою вражду к Адаму, отказавшись поприветствовать его земным поклоном, а так же проявлял свое высокомерие к нему до тех пор, пока не вывел Адама из Рая. Потом Аллах сказал о его вражде:

169. Воистину, он велит вам творить зло и мерзость и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете.

﴿169﴾ إِنَّمَا يَأْمُرُكُم بِالسُّوءِ وَالْفَحْشَاءِ وَأَن تَقُولُوا عَلَى اللَّهِ مَا لَا تَعْلَمُونَ‬‬

«إِنَّمَا يَأْمُرُكُم بِالسُّوءِ»

«Воистину, он велит вам творить зло», т.е. приказывает вам совершать грехи. В своей основе слово «зло — السوء» в арабском языке означает те действия, совершение которых причиняет вред тому, кто совершает эти действия. Это отглагольное имя (مصدر) от глагола «ساء» «يسوء» «سوءا» «مساءة», что значит печалить, огорчать. Как говорят арабы: «سوأته فساء» (я его расстроил, и он расстроился), или же говорят: «حزنته فحزن» (я его опечалил, и он опечалился).

 

«وَالْفَحْشَاءِ»

«и мерзость». Под словом «الْفَحْشَاءِ» (мерзость) подразумеваются «المعاصي» (грехи), а также все скверные слова и поступки. Слово «الْفَحْشَاءِ» в арабском языке является отглагольным именем, по модели слов «السراء» (радость) и «الضراء» (несчастье).

Передается от ибн ‘Аббаса, который сказал: «Под «الْفَحْشَاءِ» (мерзостью) подразумеваются те грехи, за которые человек обязательно должен понести наказание».

Что касается слова «السوء» (зло), то это те грехи, за которые в шариате не предусмотрено наказание.

Ас-Судди говорил: «Под словом «الْفَحْشَاءِ» (мерзость) подразумевается прелюбодеяние».

Также есть другое мнение, что под словом «الْفَحْشَاءِ» (мерзость) подразумевается жадность.

 

«وَأَن تَقُولُوا عَلَى اللَّهِ مَا لَا تَعْلَمُونَ‬‬»

«и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете», как то, что вы запретили сами для себя некоторые виды посева и некоторые виды скотины.